святитель Николай Сербский

Первое письмо индийской миссии монаху Христодулу и ответ на него

Честный отче, мы слышали о тебе и нам рекомендовали обратиться к тебе как к человеку, знающему и Индию и Европу, и индийские Веды и Христово Евангелие. И мы кланяемся тебе и просим ответить нам на наши вопросы.

Первый вопрос: От чего страдает Европа и от чего страдает Индия?

Второй вопрос:Может ли Индия ожидать спасения из Европы и Европа из Индии?

Третий вопрос:Содержится ли истина исключительно в одном «Верую» или в комбинации всех «Верую»?

Ответы монаха Христодула

На первый вопрос.

Eвропа и Индия страдают одинаково от незнания. А незнание произошло от человеческой гордости. Индия никогда не знала верного пути, а Европа сбилась с верного на окольный путь.

На второй вопрос.

Ни Индия из Европы, ни Европа из Индии. Ибо ни Индия не носитель истины, ни Европа. А спасение в истине, и оно может прийти и к Европе, и к Индии с той стороны, где истина, а это – Восточная Православная Церковь.

На третий вопрос.

Истина не терпит комбинаций, не знает мешанины, не терпит уступок. Истина это истина, так же как арифметические формулы: 2 † 2 ­­ 4; 5 † 5 ­­ 10. Если бы дикари на каком-нибудь острове сказали: «2 † 2 ­­ 6», а на другом: «2 † 2 ­­ 8», в то время как просвещенные люди утверждали бы: «2 † 2 ­­ 4», неужели мы стали бы созывать соборы во всех трех случаях, чтобы прийти к истинному знанию? Если бы мы так поступили, тогда мы сложили бы 6 † 8 † 4 и в результате получили бы 18. И сказали бы: «2 † 2 ­­ 18». А это не отвечало бы действительности. Действительностью остается только одна-единственная формула: «2 † 2 ­­ 4». Точно так же не может быть принята за истину сумма разных и противоречивых «Верую». Истина чувствительнее арифметических формул. Она не выносит ни чуточки неистины. Как наш человеческий глаз. Если хоть крохотный волосок попадет в него, глаз мутится и вид внешнего мира искажается. Попытки Рамакришны и его ученика Вивекананды соединить все веры в одну и таким образом «пополнить» истину были обречены в самом своем, хоть и весьма бурном, начале.


Вам может быть интересно:

1. Письма и статьи – ЕДИHЕHИЕ ВЕРУЮЩИХ священномученик Онуфрий (Гагалюк)

2. Молитвы на озере – 85. Пребогатый Господи, всели мя в Царство Твое святитель Николай Сербский

3. Письма – 331. Не ищи полнаго духовнаго руководства, пользуйся тем, что имеешь преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

4. Отечник Проповедника – Невозмутимость игумен Марк (Лозинский)

5. Отзыв о сочинении Ph. Meyer "Die Hauturkunden fur die Geschichte der Athoskloster" профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

6. Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан профессор Николай Фомич Красносельцев

7. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Рассеянность схиархимандрит Иоанн (Маслов)

8. Слова и проповеди при посещении паств, по случаю крестных ходов, к отдельным лицам и по особым случаям – Слово в день священного венчания на царство благочестивейшего государя Николая Павловича, императора и самодержца Всероссийского,... cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

9. Для клира и народа – II. Указатель Евангельских и Апостольских чтений на все дни года Иван Георгиевич Айвазов

10. Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве. Выпуск 1. Собрание рукописей Московского митрополита Макария (Булгакова), Мелецкого монастыря на Волыни, Киево-Братского монастыря, Киевской духовной семинарии Николай Иванович Петров

Комментарии для сайта Cackle