святитель Николай Сербский (Велимирович)

Письмо 12. Женщине, на вопрос о воздаянии умерших

Ты пишешь, что тебя беспокоят страшные сны. Стоит тебе сомкнуть глаза, являются тебе три отрока, высмеивают тебя, угрожают и запугивают... Пишешь, что в поисках лечения ты обошла всех известных докторов и знающих людей. Говорили тебе: «Ничего, это пустяк». Ты отвечала: «Если это для вас пустяк, избавьте меня от этих видений. Разве пустяк может не давать сна и покоя вот уже шесть месяцев?». Они тебе в ответ: «Поменяйте климат, чаще бывайте в обществе, следите за питанием. Это обычная ипохондрия».

Известны мне, сестра, такие умники. Выучили несколько трескучих слов: «ипохондрия», «телепатия», «самовнушение» – и подменяют ими духовную реальность, все объясняя «распорядком дня», прописывают климат, увеселения, минеральные воды, мясо и вино.

А я тебе вот что скажу: три отрока, которые являются тебе, – это трое детей твоих, убиенных тобою во чреве, прежде чем солнце коснулось лиц их нежными своими лучами. И теперь они пришли воздать тебе. Воздаяние умерших страшно и грозно. Ты начитанная женщина, и я буду говорить с тобой литературными образами. Вспомни леди Макбет или английского короля, убитого духом им же убиенного человека. Конечно, ты читала и о короле Владиславе, убийце короля Владимира: был он убит духом Владимира.

Но, может быть, ты не читала о византийском императоре Константе28. Был у него брат Феодосий. Констант не любил брата, видя в нем соперника, и принудил его принять диаконский сан. Но страх не покидал его. Тогда Констант решился на преступление. Он устроил заговор против брата, и Феодосий был мученически убит. С облегчением вздохнул Констант, думая, что наконец-то избавился от соперника. Не предполагал невежественный император, что мертвые сильнее живых, что, убивая невинного, не стал он победителем, а лишь сложил оружие к ногам жертвы своей. Ночью убиенный диакон Феодосий явился своему брату-императору и, протягивая ему чашу с дымящейся кровью, грозно воскликнул: «Пей, брат!». Император в ужасе вскочил, созвал придворных, но никто не мог ему ничего сказать. На следующую ночь явление повторилось: диакон с чашей дымящейся крови с грозным возгласом: «Пей, брат!». Констант поднял на ноги весь Цареград, но подданные недоуменно глазели на него, как глазеют на тебя умники, посылающие тебя на воды и рекомендующие лучшее питание.

Снова и снова являлся императору Константу брат с чашей крови в руках, пока однажды утром сильный и здоровый правитель не был найден мертвым в своей постели.

Читаешь ли ты Священное Писание? Оно объясняет, как и за что мертвые мстят живым. Еще раз прочти о Каине29, который после убийства брата нигде и никогда не мог обрести покой. Прочти о том, как дух оскорбленного Самуила воздал Саулу30. Прочти, как долго и жестоко страдал несчастный Давид из-за убийства Урии31. Известны тысячи и тысячи таких случаев – от Каина и до самой тебя; прочти о них, и ты поймешь, что терзает тебя и почему. Ты поймешь, что жертвы сильнее своих палачей и воздаяние их ужасно.

Начни с того, что пойми и осознай это. Делай все, что в силах твоих, для своих убиенных детей, твори дела милосердия. И простит тебя Господь – у Него все живы, – и дарует покой. Иди в церковь и спроси, что ты должна делать: священники знают.

Да помилует тебя Господь!

* * *

28

Констант 2 (631–668), Византийский император Ираклейской династии, правивший с 641 года (до восшествия на престол его звали Ираклием), сын Константина 3 (613–641). В годы его правления было много войн с арабами: в 642 году пала Александрия, в 649 арабский флот напал на Кипр и опустошил многие острова, в 652 патриций Пасагнатес передал арабам Армению, а в 654 году арабы захватили Родос. Успешнее Констант вел войны со славянами: в 658 году он вторгся в Македонию, а затем подчинил своей власти славянские племена, расселившиеся в Греции в районе Коринфа. Правление Константа было отмечено многочисленными казнями знатных людей и гонениями на православное духовенство, противостоявшее монофелитству (ереси, которую император поддерживал). Так в 652 году он захватил и после многих издевательств сослал в Херсонес папу Римского Мартина 1 († 655; память 14/27 апреля), а преподобному Максиму Исповеднику († 662; 21 января/3 февраля, 13/26 августа), глубокому старцу, велел отрезать язык и правую руку. В 660 году, заподозрив измену, Констант велел посвятить в диаконы своего брата Феодосия(устраняя его таким образом как возможного соперника). А вскоре, не довольствуясь тем, что духовное лицо в любом случае теряет право на трон, приказал убить его, чем заслужил в Константинополе прозвище «Каин». Чувствуя по отношению к себе неприязнь жителей столицы, весной 663 года император покинул Константинополь и переселился в Сиракузы, желая превратить этот город в новую столицу империи, однако двор не поддержал его. Там он прожил шесть лет и был убит в 668 году в бане. Некто Андрей, прислуживавший Константу во время мытья, ударил его шайкой по голове в ту минуту, когда он намылил голову. Оглушенный Констант упал в воду и захлебнулся. (У владыки Николая в письме, очевидно, содержится в отношении смерти Константа неточность.)

29

См.: Быт. 4. – Ред.

30

См.: 1Цар. 28. – Ред.

31

См.: 2Цар. 11–12. – Ред.


Источник: Миссионерские письма / Святитель Николай Сербский; пер. с серб. С.А. Луганской. - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2005 (ОАО Тип. Новости). – 486 с. ISBN 5-7789-0157-7

Комментарии для сайта Cackle