Письмо 87. Болгарскому священнику Ивану Д., отчаявшемуся из-за безбожников
Не отчаивайтесь, отче. Не каждая туча приносит грозу. Вы пишете, что безбожники в Болгарии создали свой союз и открыто борются с верой Христовой, оскверняют христианские святыни. Это приводит Вас в отчаяние. Загляните глубоко в свою душу и посмотрите, сильна ли Ваша личная вера? Ибо отчаяние – плод маловерия, а не истинного благочестия. Благочестивый решительно воюет с отчаянием непобедимым оружием веры. Уединение – пробный камень: испытайте свою веру в уединении. Сколь бы ни возносился безбожник перед людьми, наедине с собой он впадает в отчаяние. А верующий в уединении ощущает прилив сил и радости. Никогда не бойтесь тех, кто покинул крепость Христову и нападает извне. Каждый их удар укрепляет твердыню Церкви, а их обессиливает.
Вспомните апостола Павла, одинокого среди тьмы языческой и еврейского беснования. Гонимый и израненный, он не отчаивался. Насколько его слово послужило распространению христианства, настолько же этому служили и удары неприятельские. Те, кто, казалось бы, разрушал, невольно укрепляли; те, кто гасил Божественный огонь, на самом деле раздували его. Эта тайна неведома безбожникам, никогда они не узнают о ней. Они заблуждаются, думая, что дело Божие можно разрушить теми же средствами, что и человеческое. Божественный огонь любви, сошедший со Христом с небес на землю, мог бы угасить только огонь, который сильнее огня Божественного. А где такой огонь? Где любовь безбожника? Источник их побуждений в животном царстве, а не в Небесном. А животность не может победить Христа. Вспомните Юлиана Отступника, который вел войну против Церкви Христовой, вооружившись всем земным оружием и царской властью. Убоялись ли Василий Великий и Афанасий Великий? Нет, но предрекли отпавшему от Церкви царю близкую и постыдную гибель. «Пройдет эта тучка!» – говорил святой Афанасий своей пастве. И прошла, так же как проходят все тучи безбожия, тучи и туманы, уносимые ветром, по слову апостола Петра210. Вспомните и загорских мучеников: Стара-Загора211 – гордость балканского Православия! Приняли они мученическую кончину, но остались непобежденными. И победа их поныне вдохновляет болгарский народ на мужество в вере и на самопожертвование; преподобный Иоанн Рыльский212 силой препоясывает, а святые отцы тырновские213 благословляют из Царства Христова благословением Божиим.
Вы молодой священник и не помните болгарские страдания, потрясшие в свое время сердце и совесть не только православной России, но и всей Европы. Хотя, думаю, в Болгарии осталось немало очевидцев того ужаса, когда прекрасная болгарская земля обагрилась христианской кровью. Однако, если ненасытный османский меч не смог поколебать веру болгарского народа, неужели чье-то празднословие ее поколеблет? Разве поколеблют ее пустые обещания зоологического рая на земле? Обещания тех несчастных, которые, оторвавшись от великой души своего народа, отправились на Запад купить себе душу у бездушных? Они купили ее, да мертвую. Неужели живые убоятся мертвых? Конечно, нет.
Может быть, болгарский народ и послушает этих новых учителей счастья без Бога, но быстро и решительно отвернется от них и прилепится ко Христу и вместе с апостолом Петром покаянно воскликнет: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни214.
Мир Вам и радость от Господа.
* * *
См.: 2Пет. 2, 17. – Ред.
Стара-Загора – город в Болгарии, расположенный у южных склонов гор Средна-Гора. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов город этот был в третий раз за свое тысячелетнее существование разгромлен. Впоследствии – снова восстановлен как новый современный индустриальный и культурный центр.
Иоанн Рыльский, преподобный (Рильский; † 946; память 18/31 августа, 19 октября/1 ноября). Родился около 876 года в царствование царя Бориса (см. примечание 56), вскоре после принятия болгарами христианства, в болгарском селении Скрина, близ города Средца (ныне София). Провел долгие годы в суровых подвигах поста и молитвы в пустыне Рыльской (на реке Рыло, в округе города Раслога). Впоследствии в пустыне им была основана обитель, в которой преподобный Иоанн был настоятелем. Скончался на семидесятом году своей жизни. Мощи его почивают в Рыльском монастыре.
…Святые отцы тырновские… Среди них наибольшей любовью болгарского народа пользуются: Феодосий Тырновский, преподобный († 1362; память 17 февраля/2 марта, Неделя вторая по Пятидесятнице), ученик преподобного Григория Синаита († ок. 1346; память 8/21 августа, Неделя вторая по Пятидесятнице). Подвизался в нескольких монастырях, пока не встретился с преподобным Григорием, который наставил его в безмолвническом молитвенном монашеском делании. Впоследствии удалился на Афон, где изучал аскетические произведения византийских подвижников, а затем вернулся в Тырнов, желая предложить свой опыт для назидания болгарским инокам. Обустроил скит, куда вскоре собралось множество желающих подвизаться в монашестве. Евфимий Болгарский (Тырновский) патриарх, преподобный († 1401 (или 1402); 20 января/2 февраля, Неделя вторая по Пятидесятнице), последний Болгарский патриарх, ученик преподобного Феодосия Тырновского. В монашество постригся в молодые годы, несколько лет подвизался в Константинополе и на Афоне. Возвратившись в отечество, занялся исправлением славянского текста Священного Писания и богослужебных книг, сличая их с греческими подлинниками. В 1375 году избран на патриаршую кафедру; успешно боролся с различными ересями, а главным делом его было образование целой литературной школы – писателей из сербов, болгар и русских. В 1393 году во время войны болгар с турками, в отсутствие воевавшего царя, был опорой и правителем народа. Болгарской Церковью причислен к лику святых, а в народе почитается как национальный герой.