Наш новый сайт:
Церковное право.
Все каноны с толкованиями.

Видение невидимого

Без откровения свыше народ необуздан... (Притч. 29:18)

Как прекрасно, когда человек или народ имеет друзей среди друзей Бога, на небесах. Святые, которые любят Бога и которые пострадали за Христа – друзья Его. Господь именно так и сказал апостолам: «Вы друзья Мои» (Ин. 15:14).

Одно из утверждений нашей веры, что святые в духовном мире свободно общаются с Богом как Его друзья и что они особенно усердно ходатайствуют за тех, кто их почитает и призывает, так же, как это делаете сегодня вы, обращаясь к святому Дунстану 5, вашему покровителю и защитнику.

Ибо Господь любит тех, кто любит Его, исполняет их желания и отвечает на их молитвы.

Если бы не было святых мужей и жен, которые всегда пред Богом ходили, предстояли пред невидимым Богом и Царством Божиим, многие народы были бы необузданны, страдали бы народы, слепые для невидимой реальности. Ибо сказано и подтверждено историей: «Без откровения свыше народ необуздан».

Однажды я спросил известного афонского монаха:

– Скажи, отче, в чем твое главное духовное упражнение?

Он ответил:

– Совершенное созерцание Божьего присутствия со всеми великими последствиями этого.

С тех пор я постоянно пытаюсь созерцать Божие присутствие. И сколь бы мало я ни преуспел в этом, даже эта малость необычайно помогла мне хранить себя от грехов на свободе и не пасть в отчаяние в заключении.

Однако есть шесть видений, определяющих наше поведение в земной жизни и судьбу нашего будущего.

Первое: видение Бога, Который объемлет нас со всех сторон во времени и в пространстве;

Второе: видение своей смерти и ее приближения;

Третье: видение Христа, Его откровений, земных дел и страдания, и Его Величественной Небесной славы;

Четвертое: видение бесов и их тонкого воздействия на души;

Пятое: видение посмертного – воскресения и Страшного Суда;

Шестое: видение биллионов и биллионов очей Ангелов и святых, которые смотрят на нас и ожидают, когда мы присоединимся к ним.

Без этих видений народ будет необуздан, как были «необузданны» Содом и Египет, Тир и Сидон, Вавилон и Рим, Монтесума и его народ. За то, что христианские народы не стали «необузданны», нужно благодарить многие святые души, которые жили этими шестью видениями. Нужно благодарить за любовь и ходатайство пред Небесным Престолом огромные воинства наших святых предков.

Равновесие между христианами, которым свойственно видение невидимой реальности, и так называемыми христианами, которые слепы для этого видения, еще существует, но оно на грани исчезновения. Праведных в христианстве пропорционально много больше, чем их было в Содоме и среди других народов, которые исчезли с лица земли. И сегодня главы всех христианских конфессий бьют тревогу, чтобы вернуть свое стадо к Христу, вернее, чтобы открыть ему глаза для духовной действительности, чтобы не сделалось оно «необузданным» и не пострадало. Ибо слепой материализм, как дикий сорняк, грозит задушить Божью пшеницу. Сатана трудится, не покладая рук, возделывая и распространяя этот смертоносный сорняк.

Мне известно, что некоторые экстремисты из среды христианских богословов критикуют нашу Восточную Церковь за излишние: духовность, визионерство и неизменность. Но они сами не понимают, какое большое уважение они выражают к нашей древней Церкви, бросая ей такие обвинения. Разве Христос не был свидетелем духовного мира, из которого мы пришли и куда вернемся? В чем состояло Его Благовестие, как не в откровении духовного мира невидимых личностных существ. Почему люди лавиной шли за Ним, если не видели в Нем Освободителя из душной клетки этого физического мира, с его бедами, тленностью и смрадом смерти! Воистину, что еще проповедовал Христос все время земного служения, кроме невидимой реальности, символом и отражением которой является наш мир! Потому мы должны быть созерцателями духовного мира, Царства Божия, которое «не от мира сего» (Ин. 18:36). Великая духовная реальность обитает в вашем и моем телах. Это наша душа. Недавно я прочел признание одного американского ученого, который пишет: «...увы, нам еще ничего не известно о том, что наша душа». Конечно, не знаем. Мы ничего не знаем о духовной или сверхъестественной реальности эмпирически, только Христос знал всю сверхъестественную реальность, и Он пришел нам сказать о ней. А мы или поверим Ему, или будем страдать во тьме и неведении.

Вспомните, что святой Дунстан, день памяти которого вы сегодня празднуете, принадлежал той же Церкви, которой принадлежу и я, ибо он жил в X веке, до рокового раскола Христовой Вселенской Церкви. Он также проповедовал необходимость видения невидимого, и он изучал духовность Христовой Церкви. Он хорошо знал то, что все мы, христиане, должны знать, что «без откровения свыше народ необуздан» и пострадает.

Народ с откровением никогда не будет необуздан и не пострадает, история многих христианских народов свидетельствует об этом.

Возьмите армян. От начала христианской истории они страдали от жестоких гонений, но все-таки не исчезли с лица земли.

Возьмите крохотную общину египетских коптов. Веками они живут среди своих мусульманских правителей, и все еще существуют и как народ, и как Церковь.

Возьмите малый сербский народ. Пятьсот лет он жил под мусульманским игом, укрываясь в лесах и в горах. Потерял он и свое древнее царство, и богатство и независимость, но все-таки выжил, благодаря своим духовным откровениям. И не просто выжил, но, более того, обогатил свою душу близким и молитвенным общением с невидимым духовным миром. В великих страданиях прояснилось и обострилось его видение невидимого, как это обычно происходит в страдании и личности, и народа. Если хотите убедиться в этом, посещайте больницы, больных людей.

То, что я сказал о сербском народе, могу повторить и о бессмертном греческом народе, от которого мы приняли веру во Христа Спасителя, этот народ – еще один пример духовных страдальцев. Слушая ваш чудесный хор, я вспомнил, может быть, лучший хор, который я когда-либо слышал. Это было в Коптской Церкви в Каире. После службы я попросил священника познакомить меня с певчими. Я хотел выразить им благодарность. Он повел меня к ним, я был потрясен, когда увидел, что все певчие, и мужчины, и женщины, были слепыми. На миг я потерял дар речи, но потом спросил – как это возможно, что вы так прекрасно поете? Тишина... Тогда один из них покраснев, ответил: «Мы должны, ибо Христос и Ангелы слушают нас».

Представьте. Слепые люди имеют видение невидимого. И поют так, как будто поют не для людей, а как для Бога, с полным осознанием того, что Бог и Ангелы их слышат. Я вспомнил удивительные слова Христа: «и на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39).

Духовная слепота нашего времени является величайшим испытанием молодого послевоенного поколения во всех христианских странах и в Америке, в частности. После окончания войны я спросил государственного деятеля одной из побежденных стран Европы: «В чем вы видите причину вашего поражения?» Он сразу же сказал: «Мы шли за слепыми лидерами, которые сначала развязали войну против Христа, а потом против Церкви».

Иными словами, атеисты, не имея откровения, были слепы и вели свой народ на погибель. Воистину, никогда битва Христа с Его противниками не знала поражения, в Европе ли, в Азии или в Америке, Он выходил победителем. Таким образом, духовная слепота никаким образом не может замедлить или остановить триумфальное шествие Христа в истории, до самого ее конца. Но такая слепота может принести многим большое несчастье в этом мире, и еще большее в мире ином. Духовная слепота может быть успешно побеждена только духовным прозрением. Тьма не может победить тьму, а солнечный свет легко прогонит ее.

Христос – Свет мира. Всякая тьма исчезает пред Ним. Потому, словно глас древнейшей Церкви, звенит ее крылатое слово: прилепитесь к Христу, учитесь у Христа, любите Христа, и так разделите с Ним победу.

Будьте уверены, что Христос всегда – победитель. Он собирает Свою жатву каждый день, и во время мира, и во время войны. Те, кто умер с верой в Него, не мертвы. Они живы. И Он собирает Свою жатву среди умерших точно так же, как мы косим нашу пшеницу или кукурузу, и собирает зерна в житницу. Христова жатва началась с одного человека, с разбойника, покаявшегося на кресте, а на протяжении девятнадцати веков Он собрал в Свои житницы многие биллионы душ. Он могущественнейший Царь, о Котором знает история, и Царство Его по множеству подданных – самое необъятное из всех существующих на земле царств вместе взятых. И оно непрестанно умножается. В Америке ежедневно умирает около четырех тысяч людей. Многие из них переходят в Его царство. Его нельзя обмануть. Ему нельзя препятствовать в приобретении головокружительного количества подданных, которых Он желает иметь. Каждый христианин должен стремиться и делать все возможное, чтобы присоединиться к этому сонму.

И сейчас мы знаем, что сонмы спасенных смотрят вниз и видят, что мы, их родные и друзья, делаем, как себя ведем. Они слышат, что мы говорим и, более того, знают, что думаем и планируем. Они слышат, когда мы поем.

Вам говорю, благородные певчие – они слышат ваше пение, если поете сердцем, как будто для Бога, а не только для людей, они незаметно присоединяются к вам и прославляют общего Творца. Если вам дано это видение, будете петь, как Небесные Ангелы.

В самом деле, все мы, христиане, были бы счастливее, мудрее и сильнее на жизненном пути, если бы постоянно хранили видение невидимого.

Потому станем хранить, прояснять и обострять видение невидимой реальности, если желаем добра себе, нашему народу и человечеству. Да. Если мы хотим видеть дорогие лица наших любимых родителей, героев, мучеников, наших погибших детей и друзей, будем возделывать и хранить видение истинного духовного мира, который со страхом и любовью ждет, чтобы мы присоединились к нему и вселились в вечную обитель блаженства.

И если у нас есть горячее желание быть друзьями Христа и сделать Его своим Другом, будем хранить это видение, которое Он проповедал и открыл человечеству. Ибо, когда есть видение, народ не страдает. Аминь.

* * *

5

Свт. Дунстан Кентерберийский – родился около 910 г.неподалеку от Гластонбери (Англия). Отошел ко Господу в 988 г. Почитание его в Православной Церкви Англии – всеобщее. В связи с этим можно сделать вывод, что проповедь обращена к английской пастве. Память 19 мая ст.ст/1 июня н.ст. – Прим.ред.


Источник: Творите дела правды: проповеди / святитель Николай Сербский (Велимирович). – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – 365, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle