святитель Николай Сербский (Велимирович)

О добродетели

Изо всех сил взращивай в себе добро к людям. Сильней сдави сухой ствол своей души, и всегда сможешь выдавить, словно капли воды, добро, оправдание для прощения врагов, а значит, одержать над ними духовную победу – победу добром.

Людям часто кажется, что, если бы они находились в иных обстоятельствах, они были бы лучше. Богатому кажется, что добродетели мешает богатство, бедному кажется, что – бедность, ученому – ученость, невежественному – невежество, больному – болезнь, старому – старость, молодому – молодость. Это самообман и признание своего нравственного поражения. Если бы святой царь Лазарь покинул поле битвы, то считался бы побежденным; но он остался и сложил голову в бою, но считается победителем. Адам утратил веру в раю (Быт. 3:8–10), Иов укрепил веру на гноище (Иов. 2:7 – 10).

В битве на Косовом Поле, которая произошла 15/28 июня 1389 г., погиб князь Лазарь и большинство сербской знати. Князь Лазарь был обезглавлен. Турецкий султан Мурат, пораженный мученической смертью князя Лазаря, позволил забрать его тело двум монахам. Тело святого князя было погребено в православной церкви Вознесения Господня в Приштине.

Пророк Илия ни разу не сказал, что голод мешает ему быть послушным Богу (3Цар. 17)! И царь Давид не говорил, что корона мешает его послушанию (1Цар. 25).

Если зажжешь все свои добродетели, словно огромные свечи, хорошо сделаешь. Но если при этом не победишь в себе славолюбие, оно, как ураганный ветер, погасит все свечи. Ты снова зажжешь их, но ветер снова их задует. Потому сначала останови ветер.

Добродетельные люди заботятся о том, чтобы их жизнь принесла достойные плоды, а не о славе и похвале соседей. Слава сама сопутствует им, как эхо. Даже если эхо не всегда слышится на земле, оно непременно отзывается на небе. Ибо жизнь настоящего человека всегда связана с небом и вечностью. Когда Христос творил добро, Он часто решительно запрещал говорить об этом (Мф. 12:11–16; Мк. 1:34; 3:10–12; 8:25–26; Лк. 4:40–41). Святые Божии усвоили Его учение и избегали людской славы как огня. Некая римская матрона отправилась из Рима в Египет, чтобы увидеть святого Арсения Великого. Арсений принял ее, но, когда она стала восхвалять его, он быстро вернулся в келью и закрыл за собой дверь. Другой евангельский наследник говорил: «Всякое похвальное слово обо мне заново открывает исцеленные раны моей души».

Мир есть следствие добродетелей, а не человеческой изобретательности. Знаете, как ангелы Божии в своей песни над Вифлеемской пещерой прежде восславили Бога, а потом мир на земле: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2:14). Тот, кто вначале с верой и молитвой не восславит Всевышнего своего Творца, может ли иметь мир в душе, может ли он дать миру то, чего сам не имеет? Вспомните далее слово апостола Павла: Он есть мир наш (Еф. 2:14). Что еще сказать? Вы знаете, что все Евангелие Христово по сути своей является единственной на свете наукой о мире. Зная его, как же можно не согласиться с тем, что мир есть следствие добродетели, а не дело изобретательности, что мира можно достичь только добродетелью и никогда ловкостью. Если бы добродетель в мире не подвергалась сомнению, не было бы столько разговоров о мире, ибо мир проистекал бы из добродетели. Но в мире сейчас гораздо больше говорится о мире, чем в прежние времена, и люди больше, чем когда-либо, стараются не вернуть добродетель как условие мира, а создать его изобретательностью ума. Но также как крышу нельзя покрыть раньше фундамента, так и мира не достигнуть прежде добродетели. А основание и вдохновение всякой добродетели для нас, христиан, есть Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Ибо кто иной мог бы быть основанием мира на земле, как не Тот, Кто назван Царем мира?


Источник: Ты нужен Богу: Слова и наставления святителя Николая Сербского / сост. С.А. Луганская, М.И. Крапивин ; пер. с сербск. С. А. Луганской. – М. : Эксмо, ПСТГУ, 2013. – 464 с. : ил. – (Православная библиотека). ISBN 978–5-699–6941;.о (ЭКСМО) ISBN 978–5-7429–0806–7 (ПСТГУ)

Комментарии для сайта Cackle