святитель Николай Сербский (Велимирович)

О России

Посмотрите на Россию. Это самая большая страна из всех стран мира. И это страна кроткого народа. Величайшей страной нашего века обладает самый кроткий народ мира. Вот очевидное доказательство истинности слов Христа: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5:5). Воистину, не требуется доказательства очевиднее и яснее, чем православная Россия и православный русский народ. Бесконечные захватчики и насильники владели землями, которые унаследовали кроткие русские.

Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей. И те, и другие мучаются безгранично. И мы. желаем спасения и тем и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то «новое слово», о котором писал Достоевский. Первым крещением водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Это случилось тогда, когда православная вера, которую поддерживала Византия, совсем было истощилась, но не от собственного бессилия, а от бессилия человеческого; когда, с другой стороны, политизированная вера Запада – вино, смешанное с водой, – боролась с князьями мира сего за царства земные. Христианство было на смертном одре, истинные христиане – в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, несметное неведомое племя на помощь истинной вере. Это была Русь святого Владимира. Сегодня, когда сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно прочны, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру, когда во всем мире самое закоснелое язычество под разными именами поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и всему человечеству. Призывает на помощь, чтобы на весах христианских ценностей число избравших Царство Небесное дало перевес. Блаженны вы, плачущие ныне с Россией, ибо с нею и утешитесь! Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею и возрадуетесь!

Сербские паломники... на пасхальной литургии в Назарете. Служил священник-араб; после службы он произнес проповедь. Говорил о Христовом воскресении и о страданиях русского народа. Плакали арабы, плакали сербы. В конце проповеди, вытирая слезы, священник воскликнул: «Но мы, арабы, твердо верим, что мы еще будем свидетелями воскресения Христова через Россию!» И возникло чудесное зрелище: весь народ сквозь слезы воскликнул: «Аминь! Аминь! Аминь!» ... Не спрашивай, за что Господь испытывает Россию, ибо написано: Господь, кого любит, того наказывает. И бьет (ср.: Евр. 12:6). Именно так написано: что милостивый Бог бьет того, кого любит. Бьет в царстве земном, чтобы прославить в Царстве Небесном. Без великих гонений Православие не пронесло бы истину Христову через все пропасти и века и не преодолело бы столь долгий путь, исполненный препятствий, не сохранило бы чистоту истины и святость. Без страданий оно и сто лет не сохранило бы своей чистоты. За девятнадцать веков существования Православия не было ни одного столетия без его гонений, без бичевания, без рабства, огня, страха и ужаса. Другим вероисповеданиям это непонятно. Еретики этого не принимают. Ни один народ, избравший идеалом счастья земное царство, не понимает и не принимает того, что сейчас происходит в православной России. Это понятно лишь прозорливым, созерцающим вечное и бессмертное Царство Христово как реальность. Но и прозорливость – дочь страданий. Утешься, братец дорогой, утешься воскресением Христовым. Не ропщи на безбожников, терзающих русский народ. Настала в России великая жатва душ. В эти дни многострадальный русский народ наполняет рай больше, чем любой другой христианский народ на земле.

Уверены ли вы, что нынешние страдания православного русского народа – наказание Божие? Я, признаюсь, не уверен. Так и ошибиться недолго, если считать всякое страдание народа или личности наказанием Божиим. Три голгофских креста учат нас осторожности в оценке чьих-либо страданий. Разве Христос был распят в наказание? В длинной веренице мучеников мы видим и пророков, и апостолов, и многих светлых праведников и праведниц. Разве Россия грешнее всех других стран, что несет тяжелейшие страдания? Всему миру очевидны две вещи: первое, что русский народ горит в огне страданий, как когда-то три отрока в печи вавилонской; второе, что материалистические и безбожные теории, которые разожгли в России этот огонь, возникли не в русском православном народе, а рождены народом нерусским и неправославным. Все остальное – тайна Промысла Божия. В эту страшную тайну проникать глубоко нам не должно. Мы можем уподобить русское страдание страданию праведного Иова, которое помогло и помогает многим и многим. Силоамская башня рухнула на бедных иерусалимлян, и современная башня всех лжеидей рухнула на великий русский народ, чтобы человечество увидело это и отрезвилось от пагубных и разрушительных теорий. Но кто бы решился сказать, что эта современная башня лжи рухнула на Россию, потому что она грешнее всех? Мы верим, что Творец попустил великому русскому народу огонь страданий не для того, чтобы наказать и истребить его, но, чтобы этим страшным примером предостеречь и вразумить другие народы, а сам русский народ вовеки прославить пред землей и небом.

Ни у нас, ни у России нет иного пути, чем путь Христов. Ни у нас, ни у России нет будущего, смысла и цели жизни или какой-либо миссии в мире без Христа, без Христа-Мессии.


Источник: Ты нужен Богу: Слова и наставления святителя Николая Сербского / сост. С.А. Луганская, М.И. Крапивин ; пер. с сербск. С. А. Луганской. – М. : Эксмо, ПСТГУ, 2013. – 464 с. : ил. – (Православная библиотека). ISBN 978–5-699–6941;.о (ЭКСМО) ISBN 978–5-7429–0806–7 (ПСТГУ)

Комментарии для сайта Cackle