святитель Николай Сербский (Велимирович)

О Сербии и сербах

Я благодарен Богу за то, что я – серб, хотя сербы бывают разные... Я благодарен Богу за то, что я – серб, потому что ни один серб не изобрел пушку, ни один серб не выдумал ружья, ни один серб не придумал эту страшную смертельную косу, которая косит жизни, – пулемет, ни один серб не выдумал гаубицу, «Толстую Берту», истребитель, горючие и ядовитые газы, все эти орудия убийства. Правда, и мы прибегали к ним, но не мы их придумали. Мы пользовались оружием врагов для защиты своей веры и своего Отечества, своих прав, своей свободы. А что изобрел серб? Серб изобрел прялку и плуг. Один наш великий серб-ученый изобрел телефон, другой серб-ученый открыл электричество10, чтобы дать свет народам. Серб придумал музыкальные устройства и чудесные игрушки, он не выдумал ничего разрушительного, серб не изобрел ни одного орудия для уничтожения тела или души. Повторяю, и подчеркиваю: наш народ, сербский народ, созидателен, потому что крепка его вера, ибо благочестив и безгранично любит свою землю. И потому я благодарен Богу, что я – серб. Благодарен Богу и за то, что Он даровал нам святого Савву и святую славную династию Неманичей, которая воздвигла на нашей земле столько задужбин, которая дала нам святую Студеницу и святую Жичу.

Не интеллектуалы просвещали сербский народ, а святые. Не пираты и не захватчики создавали государство сербское, а святые. Два человека Божия, отец и сын, напоенные Духом Святым, – творцы благословенного Царства Сербского. Старик Неманя и юноша Растко не были первыми сербскими святыми, святых и прежде было немало, но эти двое уникальны и исключительны. Во-первых, они были верховными правителями своего народа, во-вторых, родными по крови, в-третьих, один был глубоким стариком, другой – цветущий и молодой, словно они представляли собой снежную зиму и раннюю весну. Святой Симеон и святой Савва, исполненные Духа Святого, являли истинный образ Святой Троицы, образ троичного Бога в начале второго периода сербской истории. В их житии описаны их взаимная забота о спасении души, их взаимная любовь. Старик отец принес в жертву власть, господство и удобную жизнь, а юноша сын пожертвовал Господу Иисусу Христу молодость11 . Равнозначно. И Царство Небесное вселилось в них, и они навсегда стали возвышеннейшим примером благословенного Царства Отца и Сына и Святого Духа для своего народа.

Воистину, когда человек узнает, как уничтожалось сербское государство, как уничтожались сербы, как их мучили и уводили в рабство, воистину станет ясно, какое чудо Божие в том, что на свете еще существует сербский народ и слышна еще сербская речь. Как объяснить чудо мировой истории, которое представляет собой сербский народ? Так же как объясняется и судьба праведного, но многострадального Иова. Не попустил Господь, братья мои, не попустил, дети мои, чтобы сатана коснулся души сербского народа. Позволил ему поразить державу, тело, но запретил ему касаться великой христианской души этого народа. А до тех пор, пока в народе, как и в человеке, жива и сильна душа, не потеряно ничего из того, что кажется потерянным, и не мертво ничего из того, что уже засыпано пеплом. Во всех потерях никогда мы не теряли двух основ – Церкви и песни. Мы их сохранили, и они сохранили нас. Потому, братья, будем чтить Церковь и хранить песню. Будем славить Господа Бога и в Церкви, и в народной песне, они всегда были нашими крыльями. Из Церкви, как из источника, потекла река сербской истории, иногда прозрачная, иногда кровавая, но всегда глубокая. Потому соберемся вокруг нашей народной Церкви, как дети вокруг матери. А Христос непобедим. Ему слава и хвала со Отцом и Святым Духом вовеки. Аминь.

Крестная слава – это церковный обычай нашего народа. Почему при преломлении славского хлеба поется: «Исайе, ликуй»? Думаю, потому, что Христос Себя назвал Хлебом: Я есмь хлеб жизни (Ин. 6:35). И еще: Я хлеб живый, сшедший с небес; идущий хлеб сей будет жить вовек (Ин. 6:51). При преломлении славского хлеба, хлеба земного, Церковь спешит напомнить нам о Хлебе жизни – о вечно живом Спасителе Христе, напомнить нам о пище духовной. В обоих случаях, таким образом, Церковь хочет возвысить наши мысли от телесного к духовному. В первом – от телесных уз к узам, связующим душу с Богом, во втором – от телесной пищи к пище духовной.

В борьбе лжи против истины нейтралитет равен принятию стороны зла. Христос словно обоюдоострым мечом поделил людей на две части, сказав: те кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12:30; Лк. 11:23); и те, кто не холоден и не горяч, то есть, нейтрален отвратителен Ему. Трудно представить христианина, который может остаться нейтральным перед такой угрозой, вдвойне трудно представить себе православного серба, который стоит в стороне и безучастно наблюдает борьбу за Крест. Нейтралитет не свойствен сербам; веками отстаивая истину и веру, свободу и правду, сербский народ стал очень чуток к этим трем необходимым для достойной жизни личности и общества предметам – вере, свободе и правде.

Сколько сербов отреклось от Христа! Этим объясняется наше поражение. Из-за них весь народ брошен в пучину тьмы, скорби и смерти. И никто не может вызволить из той пучины, кроме Того, пред Кем мы согрешили, отрекшись от Него перед родом прелюбодейным и грешным.

За Европой следует Христова Сербия, вступила она на скользкий путь ее и разбилась вместе с ней. Каким сладким хлебом Господу своему был бы сербский народ, пятьсот лет пекшийся в огне страданий, если бы ходил он путями святых предков своих, путями Господними! Господь был бы с ним, Господь защитил бы Его от всех безбожных врагов его. Был бы покоен, сыт и счастлив в сени крыла Божия. Но пошла Европа за обманчивой мыслью своих философов и соскользнула вниз за желаниями сердца своего. А Сербии такая Европа стала милее Христа воскресшего, Чье крестное знамение она несет на каждой хоругви своей на протяжении веков. И разбилась, как о камень, и в кровь изранены сыновья Сербии, которые катились с ней по острым камням и придавлены тяжёлыми обломками.

Откажитесь от смешной шутки, что один человек создаст будущую счастливую Сербию. Придерживайтесь реальности, а реальность такова, что все вы должны вложить один прочный кирпич в желаемое здание.

* * *

10

Имеются в виду Михайло Идворски Пупин (1858 – 1935), решивший проблему увеличения дальности сигнала проводного телефона, и Никола Тесла (1856–1943), открывший переменный ток

11

Имеются в виду великий жупан Стефан Неманя и его младший сын Растко Неманич, будущий святой Савва Сербский (ок. 1169 – 1236)


Источник: Ты нужен Богу: Слова и наставления святителя Николая Сербского / сост. С.А. Луганская, М.И. Крапивин ; пер. с сербск. С. А. Луганской. – М. : Эксмо, ПСТГУ, 2013. – 464 с. : ил. – (Православная библиотека). ISBN 978–5-699–6941;.о (ЭКСМО) ISBN 978–5-7429–0806–7 (ПСТГУ)

Комментарии для сайта Cackle