святитель Николай Сербский (Велимирович)

О человеке и природе

Разум, сердце и воля представляют троичность в человеке. В грешной и страстной душе они не имеют единства и божественной гармонии, напротив, разделены и дисгармоничны. Такой человек подобен дому, разделившемуся в себе, который не способен сохраниться и разрушается (Мф. 12:25; Мк. 3:25). Такой душевный дом ничто не может спасти от гибели, кроме покаяния и евангельской веры.

Источник с мертвой и живой водой – человек: одной водой он живит, другой мертвит; одной очищает, другой грязнит. И та, и другая вода текут из одних уст (Иак. 3:11). Одни и те же уста могут воспевать добродетель и поносить ее, могут славить Бога и хулить Его, могут поддержать и обессилить, могут привести к истине или соблазнить. Мудрый сын Сирахов сказал: Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, угаснет; то и другое выходит из уст твоих (Сир. 28:14). Видите, как из одних уст исходят и добро, и зло? Поэтому, христианин, будь постоянен в добре и, когда увидишь праведника, не угаси оскорблением правду его, распали в нем Божественную искру, чтобы ярче горела. А когда видишь, что грешник кается в своих грехах, не помяни ему исповеданных грехов и лохмотья греховного рубища, которые сбрасывает с себя, не набрасывай на него. Ибо его грех на тебя падет и завтра будешь судим за него как за свой. Не грязни того, кто очищается, но помоги ему омыться. Не расслабляй того, кто встал на путь добродетели, поддержи его. Ибо на Страшном Суде будешь судим за то, что из твоих уст в этот мир исходит.

Добрый, а не великий человек всегда угоден Богу и людям. Великий человек может, и нередко бывает, велик и во зле. Спросим себя сейчас, какое учение о человеческом величии оставил наш Спаситель? Когда Его спросили, кто наибольший в Царстве Божием, Иисус подозвал к Себе малое дитя и сказал: Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Мк. 10:15). Иными словами – в Царстве велики добрые.

Спрашиваю чувственного человека: «Кто ты?» Он отвечает: «Я это я», имея в виду свое тело. Спрашиваю душевного человека: «Кто ты?» Он отвечает: «Двух чужаков вижу в себе, и я разрываюсь между ними, то с одним, то с другим», думая о своей инстинктивной и сознательной природе. Спрашиваю духовного человека: «Кто ты?» Он отвечает: «Есть Некто в глубине моей души, я протягиваю руки, чтобы коснуться Его, но вижу, что мои руки должны быть пространнее космоса». Спроси у Него, кто я?

Человек становится хозяином не с помощью нищего, а с помощью богатого. Человек обретает славу с помощью славного, а не с помощью презренного. Человек становится мудрым с помощью мудрого, а не с помощью сумасброда. Человек побеждает с помощью сильного, а не с помощью слабого. Человек становится человеком с помощью Бога, а не с помощью дьявола. Последнее особенно храните в уме, братья: только с помощью Бога человек может стать человеком и никогда – с помощью дьявола.

Братья мои, какая трагедия заключена в страхе человека перед великими высотами и бездонными глубинами! Ему милее низины и мелководье. Высоты и глубины кружат ему голову. Поэтому многие отрицают божественность Христа и существование дьявола. Человек хочет равенства и простоты. Но как только люди пытаются что-то упростить, они все усложняют. Если бы они создавали мир, то сотворили бы лишь грядки для капусты и пригорки для пикников. И удивительно им, для чего нужны божественные высоты и адские глубины!

Человек нетерпелив и хочет изменить даже лучшие обстоятельства, он всегда хочет иного, нового, а когда наступает новое, оплакивает старое, «старые добрые времена». Уважая свободу человека, Господь меняет обстоятельства по желанию его, но не отдает управление миром в руки дьяволу. Знает Бог людей. Он знает, что люди истощат силы, обнищают, изголодаются и возопят к Нему о помощи. Знает Бог, что все неблагословенные дороги сыновей человеческих ведут в Страну Недостижимую, но попускает идти до края пропасти, в которой разбиваются все их иллюзии и злорадно визжат бесы.

Человек заставил воду бежать быстрее, а сам предается лености. Человек заставил электричество светить, а сам пребывает во тьме. Человек заставил медведя воздерживаться от мяса, сам остается всеядным и невоздержанным. Человек заставил работать часы целый год точно и без завода, а себя заставить быть точным не может. На человеческий свист выползают из-под камня змеи и ползут на зов, а сам человек на голос Творца и Господа своего не отзывается. Апостол Павел говорит: стараюсь, уча других, не остаться ненаученным (Рим. 2:21).

Не место делает человека значительным, а человек – место. Человек – самая большая ценность на земле. Роскошь и внешний блеск не прибавляют достоинства человеку, так же как нищета не умаляет его. Знаешь, что сказал Господь об Иоанне Крестителе? Что пришли видеть вы? человека ли в мягких одеждах? (Мф. 11:8; Лк. 7:25). Царь Ирод – в палатах царских и мягких одеждах, но не человек, а лис. Пилат – в чертогах, но не человек, а римский волк. Так и фарисеи: не люди – порождения ехиднины (Мф. 3:7; 12:34; 23:33; Лк. 3:7).

А бездомный Иоанн больше всех этих, в палатах пребывающих. Ни один из рожденных женами не больше Иоанна Крестителя (Мф. 11:11; Лк. 7:28).

Воистину, только тот человек может считаться живым, который верует в жизнь – в жизнь духовную, вечную. Тот же, кто принимает только эту жизнь – тусклое стекло (1Кор. 13:12), верит не в жизнь, а в смерть и напоминает осужденного, каждую минуту ожидающего выстрела. О, если бы ты знал, сколько у Церкви Божией доказательств существования иного мира и вечной жизни! О, если бы ты знал, сколько святых душ явилось оттуда, чтобы подтвердить нам благую и спасительную реальность вечной жизни! Поднимемся до веры мудрого Павла, который через явление Христа из иного мира уверовал в существование вечной жизни. Будем твердо держаться апостольской веры, чтобы тленному сему облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие (1Кор. 15:53), и воскликнем вместе с апостолом: Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1Кор. 15:57).

Подобно тому как желание, мысль или страсть действуют на всего человека, так и его характер, настроение, вера и нравственность действует на природу. Человеческая злоба наполняет злобой природу, милосердие – милостью. На Балканах по сей день народ сохранил веру в то, что дождь, засуха, град, урожайные и голодные времена, здоровье и болезни зависят от нравственной чистоты народа. К святым людям природа всегда милостива, к злонамеренным – беспощадна. Природа – зеркало человека. Каков человек, таким она его отражает. Человеческий эгоизм приписывает собственное уродство зеркалу – но разве оно виновато в уродстве лица, которое оно честно отражает?

Природа – друг, а не враг. Она создана быть человеку другом и помощником, а не рабом или палачом. Люди, делающие из природы раба, делают ее врагом и палачом. На Балканах еще сохранилось что-то от былого уважения к природе и милосердия к ней. Еще живет обычай, недавно общий на Балканах – когда крестьянин хочет срубить дерево, косить траву или забивать скот, он крестится и говорит: «Прости, Господи!» Народы, объявившие природе войну не на жизнь, а на смерть, придумавшие и беспощадно применяющие жестокое выражение «эксплуатация природы», навлекли и навлекают на себя нескончаемые беды. Ибо расторгающий дружеские отношения с природой неминуемо расторгает их с Богом.

В зависимости от прилива и отлива в нравственной жизни человека и природа являет свои приливы и отливы в образах добра и зла. В периоды высокой морали людей и природа испытывает прилив добра и отлив зла. И наоборот, во времена безверия и безнравственности людей природа испытывает приливы в образах зла и отливы в образах добра. Тучи саранчи не появляются, когда хотят; болезни, эпидемии, засуха подчиняются этому же закону. По мере добра в человеке и природа дарит свою меру плодов и здоровья. Этот опыт народ выразил в таких словах: «какова вера, такова и мера».


Источник: Ты нужен Богу: Слова и наставления святителя Николая Сербского / сост. С.А. Луганская, М.И. Крапивин ; пер. с сербск. С. А. Луганской. – М. : Эксмо, ПСТГУ, 2013. – 464 с. : ил. – (Православная библиотека). ISBN 978–5-699–6941;.о (ЭКСМО) ISBN 978–5-7429–0806–7 (ПСТГУ)

Комментарии для сайта Cackle