Источник

О Божественной любви и нашей любви к Богу

Любовь Божественная дарует полноту жизни, чистоту радости и силу неодолимую. С таким непостижимым пламенем в руках и в сердце Своем сошел Царь Небесный чудесным образом, чтобы исполнить дивную миссию среди людей. И изрек блаженные слова: Огонь пришел Я низвести на землю, и как Я томлюсь, пока сие совершится (Лк. 12:49). Даже если одна только искра этого святого огня упала в сердце ваше, довольно ее будет, чтобы осветить вам долгий путь к вечному Очагу.

Любовь непобедима, чада Царёвы. Ее отечество на небесах, ее царство – в вечности, ее тень – на земле, ее отсутствие – ад. Но как сильна даже тень ее! А сама любовь, пылающая в очаге вечного родительства и сыновства Божия, та, которую Христос Господь принес на землю, всесильна! Дьявол и грешники возрадовались над мертвым Мессией, глупость дьявола зашла так далеко, что он полностью истребил в себе образ Божий. Как же было ему знать, как же было ему вспомнить, что любовь Божественная всесильна? Силе ее нет ни меры, ни сравнения, ни границ. Силой этой пламенной любви Царь Небесный сошел на землю, выдержал все унижения и муки и воскрес. Силой ее недуги исцеляются, бесы расточаются, бури утихают, вся природа становится кроткой и послушной. Всюду, где бы ни явилась она, во всяком месте и во всяком времени она творит чудо.

Тепло любви разверзает наше сердце и вызывает слезы. Любовь не может без боли вынести расставание, расстояние, отдаление. Любовь ищет близости, единства, вплоть до отождествления себя с другим, с двумя или тремя. Я в Отце и Отец во Мне (Ин. 14:10) – вот любовь.

Отче, пусть все будут едины, как Я в Тебе и Ты во Мне, так и они в Нас да будут (Ин. 17:21). Это любовь. О скорбящие, не думайте, что я не замечаю горького вопроса на ваших дрожащих губах: почему Бог любви забрал мою любовь, мое дорогое чадо? или брата? или сестру? или дочь? или милых внуков? или доброго супруга, или сноху, или деверя, или деда? Ах, братья мои, именно из любви забрал, именно потому, что Он, Бог наш, – Бог любви. Взял их в тот мир, где постоянный прилив путников, которые возвращаются из далеких краев в вечное отечество, к Отцу Небесному.

Есть одно заветное, вечное сокровище, которое каждый наследник блаженства в себе носит. Носит его под покровами тления. Это маленький, колеблющийся огонек любви к Господу. Этот огонек любви не умирает со смертью тела, он живет и светит. Мужественные души бесстрашно защищают его, чтобы неистовые ветры по пути не угасили его. Этот огонек любви удостоит праведные души предстать, облачившись в воскресшее тело небесное, пред лицом Бога живого. Вот цена. За сей малый дар Богу любящие Его получат в ответный дар и Царство, и сыновство, и жизнь вечную. Одним словом – Рай.

Бог дал людям слово «любовь», чтобы они называли им свою связь с Ним. Когда люди злоупотребляют этим словом и начинают называть им свое отношение к земному, оно теряет свою силу по отношению к Богу. Слова теряют свою священную и божественную силу, когда ими злоупотребляют, и становятся как бы мертвыми. Подобно тому как северное дерево, пересаженное на юг, вянет и погибает.

Любовь Божия к человеку предвосхищает любовь человека к Богу. Кто знает, любил бы ребенок мать, если бы прежде не ощутил ее любви к себе? Так и человек не может возжечь в себе любовь к Богу, пока не испытает на себе неистощимой любви Божией.

Бог есть любовь, но Бог не есть равенство. Равенство изгнало бы и справедливость, и любовь, изгнало бы нравственность. За равенство ли любит муж жену? За равенство ли мать любит ребенка? Разве за равенство друзья любят друг друга? Неравенство – основа справедливости и побудитель любви. Пока жива любовь, никто не помнит о равенстве. Никто не думает о равенстве, пока господствует справедливость. Когда уходит любовь, вспоминают о справедливости, но подразумевают равенство. Когда вслед за любовью уходит справедливость, вспоминают о равенстве, подразумевая безнравственность, то есть попранную нравственность, замененную пороком. На могиле любви вырастает справедливость, а на могиле справедливости растет равенство.

Мораль долга – мораль слуги и раба. Мораль любви – мораль человека. Слово «долг» оскорбительно для любви. Любовь не должна ничего, любовь отдает все. Незнание долга – вот единственное незнание любви. Любовь дарует, долг ссужает. Любовь простирает свою мысль вне границ вселенной, потому кажется, что любовь безрассудна. Долг ограничивает свою мысль предметами и событиями, и кажется, что долг разумен. Дела любви превосходят границы времени, потому кажется, что любовь пассивна. Долг ограничивает свои дела событиями и ситуациями, потому кажется, что долг созидателен. Любовь стоит выше деления на добро и зло. Долг неутомимо разграничивает добро и зло. Не пролившийся из облака дождь не знает еще разделения воды на чистую и грязную. Только падающие в реки и лужи капли становятся чистой или грязной водой. Так и любовь, когда упадет, делит все на доброе и злое, и все меряет аршином долга.

Анализ разрушает любовь. Поэтому наука холодна. Поэтому говорят не о красоте знания, а о его пользе. Любящий не спрашивает ни о возрасте, ни о происхождении, ни о благосостоянии возлюбленной. Так же одухотворенная душа, то есть душа, пламенеющая любовью к Богу, очень неохотно прибегает к тому, чтобы «анализировать» Бога. Любовь изгоняет рассудок, как ненужного шпиона, зато объединяет три луча – ум, сердце и душу воедино и соединяет их в одну свечу.

Расстояние между врагами усиливает их взаимную ненависть. Расстояние между друзьями укрепляет взаимную привязанность. Расстояние между матерью и ребенком обостряет их любовь. Расстояние между нами и Богом умножает Его любовь к нам, мы чувствуем ее, когда нас раскалённым железом жжет стыд, и мы торопимся вернуться к Нему быстрее, чем покидали Его. История большинства душ представляет собой чередование временного бегства от Бога и поспешного возвращения к Богу. О, если бы наши последние дни на земле прошли не в отдалении от Бога, но в непосредственной близости к Нему!


Источник: Ты нужен Богу: Слова и наставления святителя Николая Сербского / сост. С.А. Луганская, М.И. Крапивин ; пер. с сербск. С. А. Луганской. – М. : Эксмо, ПСТГУ, 2013. – 464 с. : ил. – (Православная библиотека). ISBN 978–5-699–6941;.о (ЭКСМО) ISBN 978–5-7429–0806–7 (ПСТГУ)

Комментарии для сайта Cackle