Азбука веры Православная библиотека профессор Николай Дмитриевич Успенский Византийская литургия: историко-литургическое исследование


профессор Николай Дмитриевич Успенский

Византийская литургия: историко-литургическое исследование

Содержание

Предисловие

Глава первая. Литургия до VI века (условно) Глава вторая. Антифоны, малый вход и Трисвятое Глава третья. Великий вход Глава четвертая. Целование святых (поцелуй мира) Глава пятая. Из истории молитвы «Никтоже достоин»  

 
Предисловие

Современные литургии свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста как в греческих Церквах Православного Востока, так и в славянских Церквах Европы, в том числе и в Русской Церкви, отличаются от древних литургий. Современные начинаются «Чином Священныя и Божественныя литургии», в который входят три особых священнодействия: 1) входные молитвы священнослужителей, 2) их облачение в священные одежды и 3) собственно проскомисание. «Чин Священныя и Божественныя литургии» завершается отпустом, чем подчеркивается его нарочитое назначение. Собственно литургия начинается возгласом «Благословено царство», за которым следуют великая ектения и три антифона с малыми ектениями после первого и второго антифонов. К третьему антифону непосредственно примыкает обряд малого входа, завершаемый пением тропарей и кондаков. По исполнении их произносится новый возглас – «Яко свят еси, Боже наш» – и полагается пение Трисвятого, затем – чтение священных книг (Апостол и Евангелие) и ряд ектений. Возглас «Да и тии с нами славят» завершает часть литургии, которая начиналась возгласом «Яко свят еси, Боже наш» и известна у православных как «литургия оглашенных», а у западных христиан как «литургия слова». За литургией оглашенных следуют две молитвы верных и торжественный обряд великого входа, приводящий нас к пению Символа веры и к величайшему и важнейшему моменту чтения евхаристической молитвы и освящения принесенных на престол хлеба и вина.

Литургия первых веков христианства не имела ни входных молитв священнослужителей, ни священнодействия их облачения, ни проскомисания. Не было и пения антифонов, а также малого и великого входов. Все эти священнодействия появились позднее и в силу разных причин и обстоятельств. Пение антифонов, чередующихся с ектениями, возникло на основе торжественных общегородских крестных ходов, которые ввел в Константинополе еще св. Иоанн Златоуст. Положение Константинополя как столицы христианской империи и участие в богослужении самого императора также не могло не отразиться на обрядовой стороне богослужения. Под влиянием придворного этикета вход в храм императора получает характер помпезного шествия. Еще большую торжественность приобретает принесение на престол хлеба и вина, в котором сам император выполняет скромную функцию свещеносца. Торжественная обстановка богослужения требует подобающего вида одежд его совершителей и постоянного духовного настроя последних. Так возникают входные молитвы и священнодействие облачения. И наконец, само приготовление хлеба и вина для совершения Евхаристии постепенно приобретает значение священнодействия. Древняя литургия в силу исторически слагавшихся в столице богослужебных особенностей приобретает новый вид и становится известной как византийская литургия.

Ни одно из перечисленных дополнений не сохранилось до нашего времени таким, каким оно было первоначально. Напротив, в течение более чем тысячелетнего существования они подвергались новым и новым изменениям и дополнениям. Более того, поскольку Константинополь являлся центром государственной и церковной жизни империи, особенности византийской литургии заимствовались Церквами других восточных патриархатов. Так, в кодексе Россанском (XI век) и в свитке Ватиканском 1207 года в литургии апостола и евангелиста Марка (Александрийская Церковь) имеются в начале три антифона1 и молитва входа2, а в Россанском кодексе – «Единородный Сыне»3, и в обоих памятниках – «Иже херувимы»4. В литургии апостола Петра в том же Россанском кодексе – молитва входа, «Единородный Сыне»5, «Иже херувимы»6.

Сочетание нового, византийского, с более древним, местным, особенно бросается в глаза в иерусалимской литургии апостола Иакова. Здесь, в том же Россанском списке, указано совершение входа и пение гимна «Единородный Сыне»7. Есть и соответствующий гимну «Иже херувимы» гимн «Да молчит всякая плоть человеча»8. Наряду с этим сохраняется древнейший чин причащения мирян под двумя видами в отдельности, подобно современному чину причащения священнослужителей, с той разницей, что Святое Тело преподает предстоятель (епископ или иерей), Святую же Кровь испивают из чаши, которую держит диакон9.

Более того, идея литургического единства на всем Православном Востоке вызывала вытеснение византийской литургией местных древних. Сохранилось сообщение канониста XII века патриарха Литиохийского Феодора Вальсамона, который на вопрос Александрийского патриарха Марка: «Совершаемые в областях Александрии и Иерусалима литургии, по преданию написанные святыми апостолами Иаковом, братом Господним, и Марком, можно ли принимать но Святой и Кафолической Церкви или нет?» – отвечал: «Все Церкви должны следовать обычаю Нового Рима (т. е. Константинополя. – II. У.) и совершать священнослужение по преданиям великих учителей Иоанна Златоуста и святого Василия, а о литургиях Иакова и Марка не сделано никакого упоминания в LXXXV правиле апостольском и LIX правиле Лаодикийского Собора, и Константинопольская Церковь не признаёт их». Но так как правило XXXII Трулльского Собора наряду с анафорой апостола Иакова упоминает и анафору Василия Великого, Вальсамон не мог обойти молчанием это правило. «Заметь из настоящего правила, – писал он, – что Иаков, брат 1осподень, как первый первосвященник Иерусалимской Церкви, предал Божественное священнодействие, которое у нас неизвестно, у иерусалимлян же и у жителей Палестины совершается в великие праздники, а александрийцы говорят, что есть и святого Марка, которое они и употребляют часто. Я же всем вообще и даже перед царем святым говорил об этом, когда патриарх Александрийский прибыл в столицу; намереваясь служить вместе с нами и вселенским (патриархом. – Н. У) в Великой церкви, он хотел держаться чиноиоследования литургии Иакова, но был удержан нами и обещал совершить литургию так, как и мы»10. Процесс распространения византийской литургии за пределами Константинопольского патриархата не миновал славянские Церкви Европы, в том числе и Русскую.

* * *

1

Swainson. The Greek Liturgies. P. 6,10.

2

Ibid. P. 12.

3

Ibid. P. 12.

4

Ibid. P. 22.

5

Ibid. P. 192.

6

Ibid. P. 194.

7

Ibid. P. 220.

8

Ibid. P. 240.

9

Литургия апостола Иакова. С. 96.

10

Daniel. Codex Liturgicus, IV. P. 83.


Источник: Византийская литургия : историко-литургическое исследование. Анафора: опыт историко-литургического анализа. / Н.Д. Успенский. - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. – 592 с. ISBN 5-94625-181-3

Вам может быть интересно:

1. Анафора: опыт историко-литургического анализа профессор Николай Дмитриевич Успенский

2. О древних литургических толкованиях профессор Николай Фомич Красносельцев

3. Литургия, или введение в духовность Византии протоиерей Иоанн Мейендорф

4. Апостольские литургии восточной Церкви протоиерей Александр Петровский

5. Заметки по поводу текста литургии св. Василия Великого профессор Василий Васильевич Болотов

6. Введение в литургическое богословие протопресвитер Александр Шмеман

7. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии Иван Иванович Дмитриевский

8. Климент, епископ Римский и "Климентова литургия" профессор Иван Алексеевич Карабинов

9. Евхаристия – Отдел второй. Объяснение Литургии архимандрит Киприан (Керн)

10. Из чтений по церковной археологии и литургике (история литургии, толкование литургии, история песнопения) профессор Александр Петрович Голубцов

Комментарии для сайта Cackle