мученик Николай Варжанский

4. О священстве

Второй признак, по которому можно узнать истинную Церковь Божию среди всех сект, это – то, что в Церкви Христовой есть то устройство, тот порядок, который заведен однажды Христом Спасителем – Главой Церкви. Это устройство, этот порядок, должен быть неизменным. Подтверждает это и слово Божие, и история.

В Церкви много верующих, но не все имеют одинаковое место и значение, как в теле много членов, но у всех особое назначение: Рим.12:4–15; 1Кор.12.

Как всегда в истинной религии, и в Церкви Христовой, одни руководят, а другие учатся от руководителей. В Ветхом Завете истина открывалась: патриархам, первосвященникам и пророкам, а они народу передавали. Похожий порядок и в Новом Завете.

Пророчества о новозаветном священстве:

«...вот приду собрать все народы... из них также буду брать в священники и левиты» (Ис.66:18–22).

«дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием» (Иер.3:14–15).

Спаситель приготовляет священство новое еще до основания Церкви. Избрание и приближение не всех уверовавших: «Многие уверовали во имя Его, но Сам Иисус не вверял Себя им» (Ин.2:23–24).

Избрание 12-ти:

«позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь»...(Мк.3:13–14).

Отпадение многих уверовавших при речи о хлебе жизни:

«тогда многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним», кроме 12 ти (Ин.6:66–67).

Преимущественное научение 12-ти:

народу «многими притчами» говорил, «а ученикам наедине изъяснял все» (Мк.4:33–34).

Посольство на проповедь, как проба:

«Сих двенадцать послал Иисус» (Мф.10:5–7).

Три года преимущественного научения Апостолов и при земной жизни, и после Воскресения:

«в продолжение сорока дней являясь и говоря о Царстви Божием» (Деян.1:3).

Последнее поручение устроения Церкви на земле:

1) "идите научите все народы«. Этим поручается Апостолам проповедь (Мф.28:18–20)

2) "Крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»; этим Апостолам поручается присоединение к Церкви и священнодействие.

3) "уча их соблюдать все, что Я повелел вам, Апостолам«; этим поручается управление Церковью.

4) "се, Я с вами во все дни до скончания века» – все вышесказанное поручается Апостолам (Мф.28:16), к которым и речь была, и не им только, но и преемникам их, потому что Господь знал о недолговечной жизни Апостолов на земле и когда обещает пребывать с устроителями Церкви «во вся веки», то разумеет преемственное непрерывное священноначалие.

Поручение проповеди и устроения Церкви только Апостолам и их преемникам:

речь одиннадцати (Мф.28:16).

«явился одиннадцати» и послал их (Мк.16:14–15).

Так и Апостолы понимали, избравши вместо Иуды Матфия, а не предоставили всем христианам быть Апостолами, как у сектантов:

От сошествия Святого Духа Церковь Христова началась и стала шириться. Появилась необходимость преемников и заместителей (Деян.1:20–26, 47).

Поставление их чрез руковозложение, хиротонию»:

Тимофей поставлен «с возложением рук священства" (1Тим.4:14).

Тимофей поставлял других, но должен был поставлять разборчиво: »рук ни на кого не возлагай поспешно" (1Тим.5:22).

"рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14:23).

Через рукоположение дается именно дар священника:

«напоминаю тебе возгревать дар Божий. который в тебе через мое рукоположение» (2Тим.1:6).

«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим.4:14).

Посему и сказано о священстве:

«Дух Святой поставил вас» (Деян.20:28).

Степеней священства три: епископы, пресвитеры и диаконы:

епископы (апостолы) и пресвитеры (Деян.15:23).

епископы и диаконы (Флп.1:1).

епископы и диаконы (1Тим.3).

Епископа поставляют несколько епископов:

«с возложением рук священства", то есть "епископов» – так в древних переводах (Эфиопском, так же Златоуст, Феодорит, все отцы) (1Тим.4:14).

Апостольское правило 1-е: «епископа да поставляют два или три епископа».

Пресвитеров и диаконов поставляет один епископ:

«рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви» (Деян.14:23).

поставил по всем городам пресвитеров» (Тит.1:5).

«рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим.5:22).

Правило апостольское 2-е: «пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ».

Священноначалие установлено не от людей, но от Бога:

"Он (Христос) поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями» (Еф.4:11–13).

"И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в третьих, учителями... Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» (1Кор.12:28–29).

"Дух Святой поставил вас" (Деян.20:28).

Самочинное священство невозможно:

«никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр.5:4).

«не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Апостолов) и поставил вас»... (Ин.15:16).

все поручено Апостолам только и их преемникам (Мф.28:16–20; Мк.16:14).

«Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?»... (1Кор.12:29).

Священноначалие поставляется не общиной, но непрерывно от благодатных, Апостолов и Христа:

«с возложением рук священства», а не общины (1Тим.4:14).

епископ Тимофей поставляет, а не община (1Тим.5:22).

дар Божий чрез апостольское рукоположение, а не от общины (2Тим.1:6).

Ап. Павел поручает поставить пресвитеров «по всем городам» еп. Титу, а не общинам (Тит.1:5).

Ап. Павел сам «рукополагает пресвитеров к каждой церкви», а не поручает это общинам (Деян.14:23).

В Иерусалиме. при поставлении диаконов хотя община выбрала некоторых, но не поставляла их, но выбранных «поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян.6:3–6) (VI-й Вселенский Собор, правило 16).

Дар священства – непрерывен:

Апостолам и их преемникам сказал Христос: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).

Отсюда доказательство истинности православного священства – его непрерывности от Христа и Апостолов. (См. таблицу преемственности епископов в «Добром Исповедании».)

Истинное Христово священство неодоленно и не может уничтожиться:

«как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного» (Мф.12:29): пусть кто попробует прежде уничтожить Христа, а потом уже «расхитить» священство Его.

Апостолам и их преемникам Господь обещал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век" (Ин.14:16).

Священноначалие в Церкви учит:

Апостолам и их преемникам повелел Господь учить: «идите, научите все народы» (Мф.28:19).

«самим одиннадцати» (и их преемникам) Господь сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Мк.16:14–15).

Спасение, «быв сначала проповедано Господом, в вас утвердилось слышавшими от Него» (Евр.2:3).

«Он (Христос) поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями» (Еф.4:11).

Самочинники не проповедуют:

«Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» (1Кор.12:29).

«Как проповедовать, если не будут посланы» (Рим.10:15).

«Никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом, как Аарон» (Евр.5:4).

Священноначалие священнодействует:

Апостолам и их преемникам Господь повелел крещением присоединять верующих к Церкви (Мф.28:19).

Низводить Святого Духа в таинстве Руковозложения или Миропомазания могли только Апостолы и их преемники (Деян.8:14–19).

Священноначалие совершает таинство Елеосвящения (Иак.5:14).

Священноначалие предстоятельствует в молитвах (1Фес.5:12).

Преломляет хлеб, то есть совершают литургию (Деян.20:11).

Священноначалие управляет:

Христос поручил Апостолам и их преемникам управлять верующими, «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:20).

Епископы «пасут стадо Божие», то есть, значит, управляют верующими (Деян.20:28; 1Пет.5:1–6).

Ап. Павел приказывает Тимофею, чтобы он «знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого» (1Тим.3:15).

Священноначалие поставлено «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф.4:11–12).

Священноначалию должно повиноваться:

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет»... (Евр.13:17).

«Младшие повинуйтесь пастырям» (1Пет.5:5).

«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» (Лк.10:16).

Священноначалие должно почитать:

«Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе... и почитать их преимущественно с любовью за дело их» (1Фес.5:12–13).

«Достойно начальствующим пресвитерам должно воздавать сугубую честь» (1Тим.5:17).

Грехи пастырей не уничтожают благодати священноначалия:

Безгрешных нет; «если говорим. что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас». Только одни более грешны, а другие менее (1Ин.1:8).

Иуда «был вор» (Ин.12:6), но и ему, как всем Апостолам, даровал Господь благодать исцелений, и он действовал, доколе не предал Христа. И наши пастыри, хоть и грешны бывают, но священнодействуют благодатно, разве что продадут Христа, изменивши Православию. Тогда, конечно, теряют благодать, она лишь осуждает их (Мф.10).

Каиафа был отвратительным человеком, но и чрез него Дух Святый дал откровение о смерти Христовой (Ин.11:51).

Между ап. Павлом и Варнавой произошел спор, но они не лишились благодати апостольства (Деян.15:36–40).

Кроме, Тимофея, современные апостолу пастыри были корыстолюбивы, но из-за этого никто из первенствующих христиан не оставлял Православия, как теперь из-за корыстолюбия священников переходящие в секты (Флп.2:20–21).

Ап. Петр кривил душой и лицемерил, но от этого не лишился апостольства (Гал.2:13).

Священноначалие нельзя злословить:

Ап. Павел признал, что даже беззаконного Иудейского первосвященника нельзя злословить (Деян.23:5).

Ругатели священноначалия осуждаются (2Пет.2:9–10; Иуд.1:4–8).

Священноначалие содержится от паствы:

У Христа и Апостолов был ящик, в который опускали пожертвования (Ин.12:6).

Многие женщины «служили Ему (Христу) имением своим» (Лк.8:3).

«Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» (Гал.6:6).

«Вы... и раз, и два присылали мне на нужду» (Флп.4:16).

Доказательства, что священнодействующие питаются от святилища (1Кор.9:3–14).

Если на беседе не предполагается возражений сектантов, следует вести ее по всему изложенному плану. Если есть возражатели, тогда закончить положением: «Истинное Христово священство неодоленно и не может уничтожиться».

Вывод сделать такой: Где нет истинного, благодатного, преемственного священства, там нет Церкви: если нет туловища, а только руки и ноги, там нет и человека. Христос – Глава, тело – Церковь; часть, дающая жизненность телу есть священноначалие. Такой порядок устроения тела Христова – Церкви – от Спасителя.

Что вы за христиане, господа сектанты, что вы отменили устройство, порядок в Церкви Христовой? Кто вам позволил поставить себя выше Христа? Неужели вы выше Апостолов, что вы отменили рукоположение апостольское? (и заменили самоизмышленным?).

Разбор возражений сектантов

Сектанты говорят: Мы по Писанию все священники и священноначалие не нужно нам (1Пет.2:5,9).

Православный ответ: Эти слова Божии были сказаны в Ветхом Завете (Исх.19:6). Но и тогда Господь не отменял священства. Некогда бунтовщики, подобно нашим сектантам, восстали против законного священноначалия, но Господь тяжко покарал противников законного порядка: расступилась земля и пожрала их (Чис.16). В согласии с древними бунтовщиками противятся истинному священству ныне сектанты, опираясь на Исх.19:6; 1Пет.2:9. Но забывают они, что в том же послании 1Пет.5:1–5, требуется повиновение законному пастырству.

Сектанты говорят: Бунтовщики древние погибли, значит, были виноваты, а мы, слава Богу, живем, значит, неповинны.

Православный ответ: За блуд Содом и Гоморра погибли, а теперешнее блудники многие благополучествуют: неужели, посему, можно блудодействовать? Читай в ответ сектантам рассуждение о них Апостола: Иуд.1:7–8.

Сектанты говорят: У пророков написано: «и будут все научены Богом» (Ин.6:45): не нужно нам никаких учителей священников.

Православный ответ: Мы, действительно, научены все Христом Богом, Который от Себя уже послал людей-учителей (Мф.28:19), и поставил Господь нам учителей (1Кор.12:28; Еф.4:11).

Сектанты говорят: Евр.8:10–11: мы уже научены Богом и нам не нужно никаких учителей.

Православный ответ: Здесь говорится о благодатном возрождении христиан в крещении и прочих священнодействиях. Но этим не отменяются самые священнодействователи, учители и пастыри, ибо они самим Богом поставлены (1Кор.12:28; Еф.4:11; 1Пет.5:1–5).

Сектанты говорят: 1Кор.14:26–31. Не нужно священноначальствующих нам, мы и сами можем назидаться по Апостолу: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, а один изъясняй. Если же будет истолкователь, то молчи в Церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться, и всем получать утешение».

Православный ответ: Здесь не о священноначалии, а о чрезвычайных дарах Божиих: дар языков, пророчеств и истолкования. Верующие, не знающие иностранных языков, как и Апостолы в Пятидесятницу (Деян.2:4), могли говорить языками, а иные разъясняли. Были и пророки. Ничего подобного у сектантов нет: они и на русском языке ничего толком сказать не умеют, «желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1Тим.1:7). Дары, о которых упоминается у апостола, прекратились еще в 4 веке (Златоуст, 34 беседа на 1Кор.13:8), и эти дары никогда не отменяли священноначалия, ибо в том же послании оно признается ап. Павлом: 1Кор.12:28–29, ср. Еф.4:11.

Сектанты говорят: Иер.10:21; 50:6.

Православный ответ: Здесь о ветхозаветном священноначалии, которое, хотя и не хорошо было, но существовало до Христова апостольского священства.

Сектанты говорят: Ис.56:10–12.

Православный ответ: Здесь о ветхозаветном священстве. И тот же пророк предвещал о новом священстве: Ис.66:18–22; также и пророк Иер.3:14–15, и оно утверждено Спасителем: Еф.4:11.

Сектанты говорят: Мф.23:8: православные названия священноначалия именами: «учитель», «наставник» и «отец» противоречат Священному Писанию.

Православный ответ: Мф.28:19. «...идите, научите все народы».

Еф.4:11. «Он... поставил... иных учителями".

1Кор.12:28. «Иных Бог поставил в Церкви... учителями».

Евр.13:7, 17. «поминайте наставников», «повинуйтесь наставникам"...

Гал.4:19. «Дети мои!»

1Ин.2:1. «Дети мои!»

1Кор.4:15. «тысячи наставников, но не много отцов; я родил вас во Христе благовествованием».

Деян.7:2. «Мужи братия и отцы!»

Мф.23:8 – должно понимать, что не может быть у людей веры другой, кроме раз переданной Христом Православной: должно признавать лишь учение Христово, а не выдумки людские, как у сектантов. У них не Христос учитель, а зачинщики новых религий: Ник. Шторк, Фома Мюнцер, Вилльам Миллер и другие (см. 2Кор.11:4).

Сектанты говорят: Должно выбирать священников, как выбирались диаконы в Деян.6, а не по назначению, как у православных.

Православный ответ: Существуют два порядка: порядок избрания, как в Православном единоверии, подобный Деян.6, и порядок непосредственного избрания и поставления от епископов, по примеру Христа, избравшего 12 Апостолов (Мф.3:13) и по примеру Апостолов, прямо рукополагавших (Деян.14:22–23; Тит.1:5). Сила не в способе избрания, а в благодатном рукоположении, которого у сектантов нет.

Сектанты говорят: Рукоположение лишь утверждало «произведенное Церковью избрание, но отнюдь не низводило на них особой благодати... Бог нигде этого не обещал» (Бапт. 1910, №3, 18).

Православный ответ: 1Тим.4:14. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

Еще: 2Тим.1:6. «Напоминаю тебе возгревать дар Божий который в тебе чрез мое рукоположение». Посему и говорится о священстве: Деян.20:28: «Дух Святой поставил вас».

Сектанты говорят: Диаконы, избранные в Иерусалимской Церкви были уже исполнены Духа Святого« (Деян.6:4), значит они и не нуждались в Духе Святом, будто, получаемом чрез рукоположение, а если их рукополагали, то, естественно, не думали давать благодать.

Православный ответ: Каждый христианин имеет Духа Святого от крещения и миропомазания. Если рассуждать по-сектантски, не нужно никаких священнодействий и молитв. Апостолы же рассуждали иначе, говоря: »исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Еф.5:19). Под «исполнением Духом Святым» в Писании разумеется благодатная святая жизнь и совершенствование христианское, посему и сказано: ученики исполнялись радости и Духа Святого (Деян.13:52). Однако, кроме этого благодатствования молитвой и подвигами есть еще рукоположение с даром Духа Святого (2Тим.1:6).

Сектанты говорят: Тимофей и Тит не были епископами в Ефесе и на Крите, так как одного из них лишь «оставил, а другого просил пребыть, а затем ожидал их к себе» (2Тим.4:9; Тит.3:12).

Православный ответ: Были ли Тимофей и Тит постоянными или временными епископами в Ефесе и на Крите – не важно, но что они имели благодать священства (1Тим.4:14; 2Тим.1:6) и что они поставляли пресвитеров там, это – ясно (1Тим. 5:22; Тит.1:5).

Сектанты говорят: Православные завели незаконно множество степеней: патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов, протоиереев, протодиаконов, диаконов, иподиаконов.

Православный ответ: Православные не нарушили трех степеней Иерархии, потому что патриарх, митрополит, архиепископ – имеют епископский чин, а только отличаются первенством чести, как при апостолах были «знаменитейшие» (Гал.2:2) «почитаемые столпами» (Гал.2:9), так и у нас ныне есть протопресвитеры, пользующее первенством чести, но все – архимандриты, протопресвитеры, протоиереи и иереи имеют один пресвитерский чин.


Источник: Николай Варжанский. Оружие правды. Перепечатано со второго издания проф. протоиерея Неофита Любимова, М.: 1911. Типография прп. Иова Почаевского. Джорданвилл. США: 1993. - 137 с.

Комментарии для сайта Cackle