Источник

Слова и поучения в похвалу Богоматери

В книге Деяний Апостольских повествуется, что в речи, обращенной к начальникам иудейского народа, ап. Петр сказал: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Он говорил об имени Господа Иисуса Христа.

Апостол Павел в одном из своих Посланий говорит об Иисусе Христе: «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:9–10).

Оба апостола единодушно говорят нам о том, что нет имени дороже, ближе, роднее сердцу верующего христианина, нет имени выше, чем имя Иисуса Христа. И сердце каждого из нас говорит нам об этом. Господь Иисус Христос – это наш Учитель, проповедующий нам «глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68). Он наш Спаситель, взявший на Себя грехи всех людей и, значит, каждого из нас, и пострадавший за нас на конце Своего земного подвига. Он – Начальник нашей веры, и основатель, и глава той Церкви, к которой мы все имеем счастье принадлежать. Апостол Павел называет Церковь Христову телом, в которой каждый из нас является малым членом, а глава этого великого духовного тела – Господь Иисус Христос (Еф. 1:22–23). Он также и наш праведный Судия на последнем и страшном Своем Суде.

Руководимые словом Божиим, заветами св. апостолов и всей первохристианской Церкви, мы окружаем величайшей славой также имя Божией Матери и преклоняемся перед Ней с чувством величайшего благоговения. Святая Церковь так и учит, так и исповедует, что для христианина, после имени Сладчайшего Господа, самым дорогим и близким именем является имя Преблагословенной Девы Марии.

Как же нам не украшать Ее имени славой и почитанием?! Ведь нет для нас ничего дороже и священнее дела спасения своей бессмертной души для вечности. А Она – Мать Того, Кто нам это спасение дает.

До вступления Спасителя на Его общественный подвиг спасения человечества почти никто и не знал о Божией Матери, воспитавшей Божественного Сына. В дни земного служения Спасителя людям, Она, по Своему величайшему смирению, держала Себя в тени и даже не всегда сопутствовала Своему Сыну.

После вознесения Спасителя на небо апостолы и первые христиане уже открыто преклонялись перед смирением, долготерпением, преданностью воле Божией, чистотой и любовью Матери Сына Божия, Ее духовными совершенствами, Ее красотой.

А дальше Церковь Христова узнала о Ней еще больше. После того, как Своей душой, а затем и телом Она отошла к Сыну Своему, началось Ее небесное Материнство. Всему миру тогда были открыты и необъятный Покров этого Ее святого Материнства над верующими в Ее Сына, и вся глубина Ее изобильной любви к людям. После данного Ею апостолам обещания пребывать с ними, а через них и со всеми нами во все дни, не было и нет ни одного верующего и к Ней обращающегося сердца, которое не ощущало бы Ее близости к нам и Ее любви.

Наше православное сердце любит свою Небесную Мать особенной любовью. К этому источнику любви оно обращается с бесчисленными словами наших молитв и песнопений. Чье православное сердце и чьи уста не шепчут в святом храме и дома этих всем известных молитв: «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице», «Под Твою милость прибегаем», «Богородице Дево, радуйся», «Не имамы иныя помощи» и ряд других?!

К Божией Матери мы относим самые ласковые, самые нежные слова, какие только можно найти в нашем языке, и из таких слов сплетаются, как тонкое кружево, многочисленные акафисты и каноны, посвященные Богородице.

Но Божия Матерь ждет от нас прославления Ее святого имени не только из наших уст. Конечно, Она и наши словесные хвалы принимает с любовью, потому что знает, что они исходят из искренних и любящих Ее сердец. Но ждет Она от нас и другого: Она хочет, чтобы мы были достойными детьми рожденного Ею Сына.

О, будем истинными христианами, достойными детьми своего Небесного Отца и Небесной Матери! Будем всегда помнить, что грехи, мерзостью которых заполнены наши сердца, стеною разделяют нас с Богом, и, если мы унесем эти грехи нераскаянными в жизнь будущего века, они будут источником вечной нашей скорби и вечных мучений.

Вот о том, чтобы не погубить нам своей бессмертной души для вечности, мы и должны молить нашу Небесную Мать с верой и надеждой: да будет Она Спутницей всей нашей жизни и поможет нам войти в ту Небесную землю, где уже пребывают святые, угодившие Богу своей жизнью.

Принесем к подножию Ее святых икон молитвы и чувства нашей благоговейной любви к Ней. Чистым сердцем и устами скажем словами одной молитвы: «Матерински помилуй нас, да славим Тя во веки»!

* * *

О, как мы счастливы знать Божию Матерь, веровать в силу Ее молитв за нас, чествовать и прославлять Ее! Это с особой силой сознается нами в дни Ее праздников.

И это ощущение счастья быть под покровом Божией Матери напоминает нам о том, что было время, когда люди не знали ни Спасителя, жившего на земле, ни Той, Которая была Его Матерью. Верующие люди тех далеких от нас ветхозаветных веков жили и дышали верой только в будущего Спасителя мира. Века сменялись веками, исчезали одни народы, появлялись новые народы и страны, но нерушимой оставалась вера в Спасителя, грядущего от Жены, Пречистой Девы. Много тысяч лет люди жили этими ожиданиями...

За тысячу с лишним лет до Рождества Христова псалмопевец Давид в одном из своих псалмов пророчески восклицает: «Стала царица одесную Тебя» (Пс. 44:10). Пророк Давид уже созерцает в духе славу и величие Божией Матери: он видит Ее уже стоящей одесную Бога, в царственном блеске славы. «Вся слава дщери Царя внутри» (Пс. 44:14) Пророк восхищается той духовной внутренней красотой Божией Матери, перед Которой преклонятся миллионы верующих человеческих сердец, и Которую Церковь будет называть «честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов». В другом своем псалме Давид провозгласил такое предсказание: «Воскресни, Господи, в покой Твой, ты и киот святыни Твоея» (Пс. 131:8) Псалмопевец, по толкованию святых отцов, говорит здесь не только о воскресении грядущего Спасителя, но и воскрешении Его киота, т.е. Матери Его, носившей Его во чреве.

Более чем за 700 лет до Рождества Христова пророку Исаии было дано видеть девство Божией Матери. Все мы знаем слова этого пророчества: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит; с нами Бог» (Ис. 7:14; Мф. 1:23).

Наконец, в определенное судьбами Божиими время, исполнились все пророчества, исчезли дни Ветхого Завета, наступил рассвет, а за ним взошло на духовном небе Солнце над землей, взошло, чтобы не заходить никогда. Это Солнце духовное – наш Спаситель, наш Сладчайший Иисус, источник нашего земного и вечного счастья.

Евангелие рассказывает нам о таком волнующем сердце событии из земной жизни Господа Иисуса Христа. – Окруженный толпой, Спаситель проповедывал. Раскрытые сердца людей жадно вбирали в себя каждый звук Божественного голоса, каждое слово Его проповеди, как иссохшая земля вбирает в себя падающую на нее дождевую влагу. И вот, из одного умиленного проповедью Христовой сердца, из уст неизвестной женщины раздалось в эти минуты восклицание: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11:27). Это было первое ублажение Божией Матери, первое проявление восхищения перед Той, Которая родила такого необыкновенного Проповедника и Чудотворца, пришедшего спасать людей для вечной жизни.

Вот мы видим Божию Матерь в годы после Вознесения на небо Ее Сына. Уже эти первые годы были не только годами начала апостольских трудов, но и годами первых гонений на христиан со стороны иудеев и язычников. Матерь Божия, жившая тогда в Иерусалиме, в доме апостола Иоанна Богослова, для апостолов и первых христиан явилась тем средоточием, куда они сходились, чтобы подкрепить свой дух уже от одного только лицезрения Матери Спасителя мира. А Она, Которая по слову евангелиста «слагала в сердце Своем» то, что совершалось в земной жизни Ее Сына, рассказывала о Своем Сыне, повторяла Его слова и заветы и утешала христиан.

Любовь к Ней верующих сердец и слава о Ней распространялась из города в город, по мере того как апостолы расширяли круг своих апостольских путешествий.

Божия Матерь покидает землю, уходит туда, куда вознесся Ее Сын, и как покров Ее распростерся над всеми верующими в Ее Сына людьми, так и слава Ее наполнила все уголки мира. И мы не знаем теперь ни одного православного храма, ни одного православно-верующего сердца, для которого Божия Матерь не была бы величайшей, дорогой и родной святыней. Она – наша радость, наша надежда, наше упование (утешение) и наша молитвенница и Заступница перед Богом.

С первых времен христианства верующие знали силу Ее молитв и всегда призывали Ее в молитвах, просили Ее помощи. И мы веруем, что Спаситель ни в чем не может отказать Своей Матери, когда Она ходатайствует перед Ним о людях. И Она не может не заботиться о судьбе каждого из нас, если ради всех Ее Сын претерпел все мучительные страдания. И Она не может не любить тех, кто кровью Ее Сына «куплен» для Царства Небесного. Надо нам только быть достойными Ее любви. Святой Григорий Богослов говорит: «Как туча закрывает сияние солнечных лучей, так грешник, который не хочет сознать своих грехов и отречься от них, закрывает для себя лучи любви Божией и милосердие Божией Матери».

О будем же истинными христианами, достойными детьми своего Небесного Отца и Небесной Матери! – Пресвятая Богородице, спаси нас!

* * *

Накануне Своих страданий Господь Иисус Христос говорил Своим ученикам: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14:18).

Обещая их, а через них и всех нас не оставлять сиротами, Господь соблюл Свое Божественное слово не только в отношении Самого Себя, но и вручил нас Покрову Своей Преблагословенной Матери и сделал Ее для верующего в Него человечества любящей Небесной Матерью.

Подобно Своему Божественному Сыну, и Матерь Божия перед Своей кончиной обещала людям никогда не покидать верующих в Ее Сына. Как говорит записанное в древних веках предание, когда Божия Матерь готовилась отойти из этого мира, а окружающие Ее предавались горьким слезам, Она утешала их уверением не только посещать Своих детей, но и быть с ними неотлучно до конца века. На третий день после Своего преславного Успения, когда все апостолы собрались вместе, Она явилась им в воздухе со словами: «Радуйтесь, Я буду с вами во все дни». – И Она – с нами!

Как бы в залог Своего невидимого присутствия на земле, Она даровала человеческому роду многие сотни и тысячи святых и чудотворных Своих икон. Через них Она передает всем, кто с верою, благоговением и любовью припадает к этим иконам, Свою Материнскую милость, утешает, ободряет, исцеляет, помогает нести жизненный крест каждому, ищущему на своем земном пути небесного подкрепления.

Нет такого места на земле, где бы верующий в Господа Иисуса Христа не чувствовал на себе и над собой Материнского Покрова Пресвятой Богородицы. И нет, и не будет такого времени, – пока стоит эта земля, пока на ней Святая Церковь спасает людей, – когда бы прекратился этот поток любви Божией Матери к людям и был отнят от людей простертый над верующими Ее Покров «Ширший облака».

«Я буду с вами во все дни», – обещала Она. История нашей Православной Церкви и православное сердце каждого из нас хорошо знает всю силу этих слов Божией Матери.

Когда-то, в далекие дни Ветхого Завета, люди жили только верой в грядущего Спасителя мира. Они веровали в единого истинного Бога, но еще не знали, что Бог есть любовь. Они еще много не знали, и не могли знать, что у того Спасителя, Который родится на земле, будет Матерь всего человечества, всегда пребывающая с нами со Своим Материнским любвеобильным сердцем. А мы, которым Господь судил родиться и жить на земле в дни и годы Нового Завета, мы, верующие не в грядущего Спасителя, а в пришедшего на землю, за нас пострадавшего, воскресшего и вознесшегося на небо, мы, получающие свое духовное рождение в Святой Православной Церкви и живущие под покровом благодати Святаго Духа, как мы счастливы по сравнению с ними, ветхозаветными предками! Веруя в предстательство и молитвы нашей Небесной Матери, мы имеем в лице Ее всегдашний оплот во всех наших нуждах и обстояниях и неусыпающую Молитвенницу. С этой верой в защищающий и укрепляющий нас Покров Божией Матери пусть каждый идет до конца своих земных дней.

Пусть вера в Господа Спасителя и в Пречистую Деву Марию, нашу Небесную Мать, неизменно питает наше грешное, немощное, ослабевающее в жизненных невзгодах сердце. – Пресвятая Богородице, помогай нам!

* * *

Наш православный храм – это великое училище, священная школа, в которой мы учимся жить так, как полагается христианину. Здесь учат нас не только слова молитв и песнопений, не только обряды нашего богослужения, не только слово Божие, которое здесь читается и проповедуется, – здесь дают нам уроки и те священные изображения, которые нас окружают. Они напоминают нам о событиях из земной жизни Господа Иисуса Христа и Божией Матери, об истинах нашей веры, о заповедях, какие мы должны осуществить в своей жизни.

Посмотрите на священное изображение Божией Матери, где Она изображена с Младенцем на руках. В этих Ее объятиях, которыми Она принимает к Себе Своего Младенца, в этой ласке, какая светится в Ее глазах, мы видим не только проявление любви матери к своему дитяти, но и живое свидетельство Ее любви к Богу, потому что Она знала, что прижимает к Себе не простое дитя, а Божие. Вот и проповедует Она нам без слов, самой Своей иконой, о той первой и основной заповеди христианского закона, которой мы научены Ее Сыном: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Лк. 10:27).

«Возлюби и ты Господа Бога твоего всем сердцем твоим», – без слов Она говорит нам. Никогда не забывай, что это – первая и наибольшая заповедь, и при этом – заповедь, приводящая нас к вечному счастию.

Любовь – это чувство, которое не замыкается где-нибудь внутри нас, в глубине человеческого духа, но всегда ищет проявления вовне. Любовь к Богу побуждает нас любить друг друга, любить то место, где мы чувствуем особенную близость к себе Бога нашего, – любить святой храм.

По любви к Богу мы должны любить Его заповеди, должны желать всем сердцем исполнять Его волю и во имя Его делать как можно больше людям добра. Любовь, по словам св. Иоанна Златоуста, это – царица добродетелей, которая ведет человека за собой по пути к Царству Небесному, и перед нею широко раскрываются эти двери. Кто делает доброе дело, кто оказывает помощь нуждающемуся, тот, как говорит слово Божие, дает взаймы Богу (Притч. 19:17).

Любовь друг к другу приближает нас к Богу, потому что делает нас подобными Ему и Его Матери. Добрыми делами во имя любви к Богу каждый из нас или оправдывается, или отсутствием их постыдится на последнем и страшном Божием Суде.

В день праздника Божией Матери еще раз напоминаю о том, что к подножию святых икон Божией Матери мы должны приносить самые лучшие и светлые чувства своей верующей души: благодарную любовь, смирение, веру, надежду и главное – добрые дела нашей христианской жизни. Тогда благодать и милость Божия, и Покров Матери Божией будут всегда с нами.

* * *

Предание говорит, что когда апостол Лука написал несколько икон Божией Матери и принес их к Ней, Она сказала: «С этими иконами отныне будет Моя благодать и благодать Родившегося от Меня». И вот знаки Ее любви к нам: тысячами Своих икон Она усеяла всю землю, этими источниками света и радости для миллионов православных людей.

У нас нет ни одного православного храма, в котором не было бы иконы Божией Матери; нет ни одного домашнего молитвенного уголка без дорогой сердцу Ее иконы. Мы не представляем себе жизни без Ее святых икон, без Нее, как нашей руководительницы и Матери! Родители благословляют Ее иконой своих детей на брак; перед смертью вручают своих будущих сирот Ее Покрову. И сами наименования Ее икон – это знаки нашей любви к Ней и знаки Ее любви к верующим Ее детям: Нечаянная Радость, Всех скорбящих Радость, Сподручница грешных, в скорбех и печалех Утешение...

Каждый из нас знает, как протерты дорожки к Ее чудотворным иконам, сколькими вздохами верующих сердец они овеяны. Уже за одно это мы должны благодарить Господа, что имеем такую Мать, что мы не сироты. В дни Ее праздников, окружая Ее иконы, с особой ясностью в нашем духовном взоре мы представляем себе неиссчетные тысячи верующих людей, которые еще задолго до нас, в прошедшие века, вереницами шли к Ней, к Ее иконам, с верой и надеждой, и тысячами ответных знамений от Божией Матери прославлялись во веки веков ее иконы, как чудотворные.

Перед лицом святынь Божией Матери мы исповедуем и наши надежды. «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия». «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды». Нельзя жить человеку без надежды! Что стало бы с грешником, сознающим бездну своих падений, если бы он не имел надежды на милосердие Божие? Он впал бы в отчаяние! И каждый верующий страдалец находит в себе силы переносить свои страдания только потому, что живет надеждой на облегчение своих скорбей, надеждой на то, что Великий, Всемогущий, Всесвятой и Милосердный, по молитвам Своей и нашей Матери, даст силы донести жизненный крест до конца.

«Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная! – Пресвятая Богородице, спаси нас!»

* * *

Жизнь человека не легка... Со дня грехопадения первого человека несчастья всякого рода стали уделом людей; жизненное горе бездонно и чрезвычайно разнообразно. Кто измерит все скорби даже одного человека, от первого крика, с которым человек родится в мир, до последнего предсмертного его вздоха? Болезни в детском возрасте, трудность учения, бездна искушений и страстей, стерегущих человека, как только он войдет в возраст; людская злоба, зависть, нескончаемые разочарования, неудача в делах, неожиданная смерть самых близких людей, без которых жизнь теряет свое значение, ослабление сил в старости, полная дряхлость, – вот путь человека при лучших условиях, если он не подвергается каким-нибудь особым испытаниям.

Часто приходится изумляться, сколько горя способна вместить человеческая душа... Ужас иногда наполняет душу, когда видишь, как на одну и ту же голову, уже склоненную под гнетом несчастий, падают все новые и новые удары.

Легко прийти в отчаяние среди этого безбрежного моря слез и горя. И, действительно, у людей, идущих в жизни путем испытаний, не хватило бы сил нести эту жизнь, если-б над этою бездонною пропастью людского горя не стояла одна утешающая сила. Это – Матерь Божия, – Матерь всего человечества.

Как часто в самую невыносимую тяжелую минуту, если взгляд упадет на икону Пречистой, как-то смягчается, утихает горе; что-то бодрое, греющее, ласковое льется в измученную душу. Лик Пречистой точно говорит нам: – «Смотри на Меня. – Я родила Предвечного Бога, Мои руки служили престолом Богу. Но вспомни, какова была Моя жизнь; Я изведала всю глубину горя. Я узнала, какие великие скорби могут утеснять человеческие сердца!»

Будем же считать Ее нашею Матерью. Как малые дети бегут к матери с радостью и горем, со всякой нуждой, так и мы, как только что-нибудь тяжелое ляжет на сердце, станем пред образом Богоматери, молитвенно прося Ее помощи.

Пусть вера в Господа Спасителя и в Пречистую Его Матерь – нашу Небесную Мать, – неизменно питает наше грешное, немощное, ослабевающее в жизненных невзгодах сердце. Пусть наше сердце всегда сносит к ногам Божией Матери все свои воздыхания, все свои нужды, скорби, испытания и плач о грехах. И Она, как Радость скорбящих, как наша Небесная Мать, все передаст Своему Божественному Сыну, и в ответ на воздыхания верующей души прострет Свой Материнский Покров над тем, кто верует в Ее Божественного Сына и к Ней прибегает с верой и любовью.

Никогда не забывайте, что мы не беспомощны, не бессильны, не одиноки на пути вечного спасения. С нами Бог, с нами Небесная Матерь!


Источник: Радость и утешение христианина. Проповеди / Митр. Николай (Ярушевич), Издательство: «Жизнь с Богом», 1998 г. 180 с.

Комментарии для сайта Cackle