Источник

№ 43. 1665 г. Черновой список деяния собора российских архиереев о челобитной патриарха Никона царю, от 14 Января 1665 г., в коей патриарх Никон предлагает условия, на которых он согласен на избрание нового патриарха

а) Настоящего лета сего по седми тысящах от создания мира 174, от рождества же по плоти Господа Бога нашего Иисуса Христа 1666. По повелению великого государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, собравшись архиереи Росийского государства, преосвященные митрополиты и архиепископы и епископы имеющие волю и не присутствующих архиепископов Сибирского и Астраханского, Святого Духа призвав, да даст благодать свою, еже рассудить праведно писание, присланное к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу, от святейшего Никона патриарха, за рукой его, в лето 7173, Января в 14 день, в нём же написано, яко от того дня жить святейшему Никону патриарху строения своего в монастырях Нового Иерусалима святого живоносного Воскресения Христова, или в монастыре пресвятой Богородицы Иверской, или в монастыре святого и животворящего Креста Господня, или в иных его строениях и приписных монастырях повольно. И священный собор присудил монастырь Воскресения Христова Новым Иерусалимом не именовать и не писать, а именовать и писать его так: монастырь Воскресения Христова, по образу церкви иерусалимской, или монастырь Новый Воскресения Христова. Зане пишет мудрый монах Максим Грек, яко един есть Иерусалим на земле и едина земля Иудейская, в ней же Христос родился и крестился во Иордане, на Фаворе преобразился, и на Голгофе распялся, и там негде близ погребеся, и по воскресению, пожив с учениками своими четыредесять дней, от Елеонской горы на небеса вознёсся. Второе. Яко люди народа Росийского зело блазнятся, суще невежди, о имени монастыря Нового Иерусалима, паче же в последние дни сия, вняже концы век достигоша. И в той их блазни великой есть хульное слово на святейшего Никона патриарха, той же хулы не можно написать. И того ради обоего не подобает писать ниже именовать монастырь он святого Христова Воскресения Новым Иерусалимом.

б) Живучи в тех монастырях, святейшему Никону патриарху держать все предания церковные и книги, исправленные со старых греческих книг, и символ, как исправлено при нём, и иметь любовь и единение с вселенскими патриархами во всём неотложно. Священный же собор рече: аще что и впредь, за повелением великого государя, и за благословением святейшего патриарха московского и всего священного собора, с греческих книг исправится, и ему святейшему патриарху Никону и те книги принимать и по ним славословие Божие и чины церковные исправлять, и святейшего патриарха московского и всея Росии в молитвах тайных и явных всех имя поминать ему самому в первых, и во всех своих монастырях и церквах также велеть в первых поминать, и иметь патриарху Никону к святейшему патриарху московскому и всея Русии повиновение во всём так, как и прочие архиереи святейшему патриарху повинуются и имя святейшего настоящего патриарха московского в молитвах своих церковных и келейных поминают.

в) Великому государю царю жаловать святейшего Никона патриарха своей милостью, как и прежде сего. И священный собор отвечает: в том великий государь волен, зане государь наш царь милостив и долготерпелив и непамятозлобив. Аще будет святейший Никон патриарх к нему великому государю и к святейшему патриарху настоящему будет покорен во всем по Господу Богу, и не начнёт каковых мятежей и смущений творить каковым-либо образом, и великий государь будет его своей государской милостью жаловать по своему государскому рассмотрению, как ему великому государю Бог известит. Зане, по премудрому некоему, сердце царёво в руке Божьей.

г) В царствующий град Москву прийти святейшему Никону патриарху, когда случится, всяких ради нужд, и его великого государя лицо видеть, мир и благословение подать и престолу славы царства его поклониться, – и великому государю пожаловать не возбранять. И священный собор рече: приходить в царствующий град Москву святейшему Никону патриарху так: первее ему о приходе своём в царствующий град Москву к великому государю и к святейшему патриарху московскому писать, как и прочие архиереи о приезде своём пишут. И когда благочестивый государь царь повелит, и святейший патриарх благословит, тогда, по указу великого государя и по благословению святейшего патриарха, в царствующий град Москву святейшему Никону патриарху приходить. А без указа великого государя и без благословения святейшего патриарха к Москве ему не приходить.

Пристойно ли Сардикийского собора правило 10-е, лист 111, здесь написать, – изволите сказать.

Придя ему в царствующий град Москву, без указа великого государя и без совета брата его и сослужителя, святейшего патриарха московского и всея Русии, чрез божественные законы ничтоже творить. И священный собор рече: святейшему Никону, патриарху бывшему московскому, святейшего патриарха настоящего московского и всея Русии сослужителем не именовать, но иметь его и именовать архипастыря и начальника и старейшину, и подчиняться ему во всём, и без воли его и без благословения в царствующем граде или где инде не только что чрез божественные каноны, но аще что и по божественным законом без совета и веления ничтоже творить, но всё ему делать по указу великого государя и по благословению святейшего патриарха московского и всея Росии, как же и прочие архиереи всё делают по благословению его.

Есть ли правила или иное какое писание о том, что сослужителем наименовать.

Грамоты великого государя.

Вотчины, купленные и вкладные, утвердить за монастырями его.

Церковные пустые земли, которые около Воскресенского монастыря близ, пожаловать великому государю утвердить за Воскресенским монастырём и из оброка выложить. Отвечал священный собор: Святого третьего вселенского собора правило восьмое глаголет: в каждой области сущу епископу иже суть под нею, правды да соблюдаются чисто и неподвижно; аще же уставу сему противно вводить кто, всуе труждается. Толкование же того правило глаголет: Елико епископ от иные области отъяша что и под свои руце взяша, еже не бе исперва под ними, или село, или виноград, или землю, или ино что, еже от иныя епископии восхитиша, ничтоже от того своего да сотворят, ни да удержат, но да возвратит вскоре в епископию, по ним же беша и прежде была, яко чисто и неподвижно блюсти подобает, коеяждо области сущая под нею стяжания, да не буесть мирския власти изветом святительства влезет в ня. Аще ли устав ин введёт кто, повеленным на семь соборе противу глаголя и боряся, ничтоже успеет, но всуе труждается. И святых апостол 34 правило не повелевает епископам без своего старейшего что творить, но токмо в своём пределе комуждо, и старейшему же без оных ничтоже творить. В толковании же глаголет: не подобает ни продать ни отдать церковных неких вещей. Антиохийского собора правило 24 глаголет: Всем причётникам соборной церкви подобает ведать всё церковное имение; да когда умрёт епископ – церковное особное да сохранится; а еже есть епископское, по завету его да управится. Кирила Александрийского правило 2-е глаголет: Сокровища и стяжания церковные неподвижна и неотъемлема и непродаема церкви подобает хранить. Агкирского собора правило 15 глаголет: Аще что церковное пресвитеры продадут, да будет нетвёрдо. Вселенского 4 собора правило 25 толкование глаголет: Всё вдовствующей церкви иконом да держит, и церковное имение цело да хранит. Вселенского 6 собора правило 35 повелевает скончавшегося епископа причётникам хранить имение. В толковании же глаголет: по смерти епископа ни причётникам его, ни митрополиту достоит взять себе что-либо от имения овдовевшей церкви. Седьмого вселенского собора правило 12: досмотреть, пристойно ли написать здесь и Карфагенского собора правило 27 и 33. Правило Карфагенского же собора. И по сим правилам те церковные земли святейшему патриарху Никону возвратить в дом патриарший по-прежнему, а к Воскресенскому монастырю не приписывать и не утверждать и из оброка не выкладывать. А когда будет святейший патриарх Московский и всея Росии, и тогда о сем совет сотворит с великим государем и с освященным собором; а мы несмы не рушители правил святых отец, зане церковное твёрдо и недвижимо.

10) Из доходов, что учинил святейший Никон патриарх, прибыли в дом пресвятой Богородицы тысяч по двадцати на год, давать ему милостыни на пропитание хлеба и рыбы и денег на потребу, что великому государю и всему царскому синклиту, и всему освященному собору Бог известит. Отвечал освященный собор: Как великий государь благоволит о сем и его царский синклит приговорит. А нам без святейшего настоящего патриарха из дома пресвятой Богородицы давать присудить ничего нельзя, по правилам, реченным в восьмой статье; а прибыль учинилась милостью великого государя. А по приходным книгам все прибыли от насаду в один год девять тысяч рублей, а в другой пятнадцать тысяч рублей; а больше того не бывало и ныне нет. А на пропитание его есть вотчина за Воскресенским монастырём <…> крестьянских дворов; за Иверским монастырём <…> крестьянских дворов; за Крестным монастырём <…> крестьянских дворов. К сему соляные варницы и рыбные ловли, можно и теми довлеться, по апостолу: имуще пищу и одежду сими довлимся. Хотящии же богатиться, впадают в искушение и сети и пожелания многие непотребные и вреждающие.

11) Обычай святой восточной церкви архиерею, оставившему престол свой волей или некоторого ради случая неудобного, и весь освященный собор дают ему на пропитание первые епархии со всяким достоянием. Так и правило святых отец повелевают: Епископ если имел жену в мире, или своих сродников бедных, не возбраняют требования подавать им в меру. И священный собор отвечал: Какой обычай ныне имеет восточная церковь о прошедших архиереях, еже давать им из первой епархии, мы писания не обретохом, точию слышим, яко настоящий архиерей даёт бывшему архиерею, по любви, какой-либо монастырь, и то не писано. А еже требование давать бывшей епископа жене. И правило 6-го вселенского собора 48-е повелевает: распустившуюся с хотящим прияти епископское первоседание, по поставлению его внити в монастырь, иже есть далече от епископии, и приимати потребу от епископа настоящего, прежде бывшего мужа её; сродникам же своим убогим сущим святых апостол правило 38 повелевает давать насущему епископу, яко и прочим нищим. По лишении же престола его имати у второго архиерея потребу какую-либо из епархии его, мы такого правила не обретохом. 4-го же вселенского собора правило 12 единые области на две делить не повелевает. Да возвестит убо святейший Никон патриарх священному собору, когда он взошёл на престол новгородской митрополии, живу сущу прежде его бывшему Аффонию митрополиту каковую потребу давал ему из епархии новгородской митрополии; мы точию слышим, яко кроме насущного хлеба в монастырь на Хутыне ничтоже ему бысть вся дни живота его. Ныне же нам, освященному собору, что давать из патриаршеской епархии на пропитание святейшему Никону патриарху без настоящего архиерея ничтоже можно определить. Зане ничтоже подобает творить епископам без своего старейшего, по 34 правилу святых апостол, но только каждому в своём пределе. И четвёртого вселенского собора правило 25 повелевает иконому церковное имение цело хранить, хотящему епископу поставиться. То же повелевает и шестого вселенского собора 33 правило, и аще обычай восточной церкви такой держится еже давать бывшему архиерею из первой епархии на пропитание, и то творит неправильно, и нам неведомо о сем; нам же подобает по правилам святых отец цело всё сохранить хотящему быть патриарху. Никону же святейшему патриарху великий государь пожаловал и священный собор благословил и царский синклит приговорил дать на пропитание не един, но и три монастыря. Аще же святейший Никон патриарх благоволит те три монастыря отдать со всеми их достоинствами, и великий государь пожалует укажет, что дать ему на пропитание его. Когда же будет святейший патриарх настоящий иметь власть, еже аще восхочет давать ему милостыню. Нам же того сотворить не можно.

12) Будучи на престоле, подносил великому государю по две тысячи избранных волжских рыб, а иногда и сугубо. И великий государь тот устав и благословение и доднесь держит, и не в грех; также и о нём святейшем Никоне патриархе да смилуется. Отвечал священный собор: Власть святейший патриарх имяше и лет ему бяше творить еже хотяше. А еже благочестивому царю подносил, и то не своё, но царёво царю давал, и по делу, о нём же святейшем патриархе благочестивому царю, и нам без будущего патриарха ничтоже подобает сотворить, как выше сказано.

13) Святейшему настоящему патриарху в монастыри, построенные святейшим Никоном патриархом, и в приписные, и в вотчины их и во всякие суды и в приходские церкви и в священный причет и в крестьянские всякие духовные дела не вступаться и не посылать никого. На сие ответил священный собор: Каждый должен меру свою ведать и в своих пределах и в повеленных ему священными канонами пребывать. Патриарху же единому подобает быть и ведать ему паству свою, яже вручится ему благодатью Святого Духа, и владеть ему всеми пределами своими непреложно и непоступно по восьмому правилу первого вселенского собора, глаголющему: двум епископам не можно быть в едином граде. Но да повелит святейший настоящий патриарх святейшему Никону нарицаться патриархом, архиерейского же дела без своего веления никак же касаться ему; иметь же ему настоящего, святейшего патриарха московского и всея Русии, как выше сказано, в статье 5, архипастыря и начальника и старейшину, и подчиняться ему во всём, и без воли его и без благословения ничтоже творить. Первого собора вселенского по толкованию правила 6: Каждый патриарх своими пределами обладать должен; и никому же их иные области не восхищать не бывшие превыше изначала под рукою его, се бо есть гордость мирской власти. Подобает же епископам каждой области старейшего их знать и почитать. 4-го же вселенского собора 12 правило глаголет: Едина область на две не делится; аще же кто разделит, несть епископ. И прочее того правила и толкование его. И третьего вселенского собора правило восьмое повелевает: в каждой области сущим под нею правдам соблюдаться неподвижным. Первого же вселенского собора 16 правило уставляет нетвёрдым быть поставлению пресвитерскому и диаконскому, рекше извержену от иной власти епископа поставленным без воли своего им епископа. И святых Апостол 35 правило не повелевает поставлять от чуждого предела, ни в пределе; аще же, глаголет, без воли того места епископа сие сотворит с поставленным от него, и сам не поставлен, сиречь, да извержется и сам и поставленный от него. К сему же и сам святейший Никон патриарх написал в писании своём, статья 24, во всякие духовные дела московского государства и всея Росии не вступаться и не ведать. И паки, в 25 статье, хранить обещался твёрдо правила святых апостолов и святых отец, в чужой епископии ставленников не ставить и никаких духовных дел без местного епископа веления не творить. И мы ныне по священным правилам и по самоизволенному святейшего Никона патриарха обещанию, написанному в 24 и в 25 статьях, подтверждаем еже не ведать ему без веления святейшего патриарха, или митрополита, или архиепископа, или епископа, ни в которой области никаких духовных дел, да не виновны будем, по священным правилам, извержению его. А которое дело духовное в котором его монастыре и прилучится, и ему к тем архиереям, которых монастырь или вотчина которого архиерея области подлежит, и описываться по их совету и велению, аще повелят что творить, да творит; аще же не восхочет описаться, или и опишется, но архиерей аще будет ему не повелит что своей области творить, и святейшему Никону патриарху отнюдь без них веления ничтоже творить сметь, как выше священные правила законополагают, и яко сам обещался.

Прилично ли вписать Карфагенского собора правило 98, лист 157, сами изволите досмотреть.

14) Митрополитам, архиепископам и епископам, в коих, областях строения святейшего Никона патриарха, монастыри и приписные монастыри, и монастырские вотчины, и в них приходские церкви, и во всякие крестьянские дела не вступаться же и не ведать и ни по что не посылать. И священный собор повелел во всём быть, как сказано в 13 статье; а приписным монастырям быть по-прежнему во всём как который монастырь был до приписки к святейшему патриарху, а отныне святейшему Никону патриарху ими не владеть. Глаголет бо Халкидонского собора четвёртого вселенского 24-е правило так: монастырь с волею епископа поставляется, да пребывает непретворен, и яже суть к нему имения да будут неотъемлема; аще же кто иначе начнёт творить, несть без вины. И четвёртое правило того же собора повелевает всякому мниху повиноваться епископу и от монастыря без повеления его не исходить. И первого глаголемого и второго собора правило 2-е повелевает епископу ведать монастырь и сущим в нём внутреннем и внешнем под властью быть епископа, и без воли епископа ни самому создавшему игуменети в нём, ни игумена поставлять. Карфагенского же собора 81 правило: черноризцам епископу области той покоряться, от чужого же не коего монастыря не поставлять причётника. Аще же будут те приписные монастыри под властью, аще и внешней святейшего Никона патриарха, то тех монастырей имения внутренние и внешние не будут под властью той епархии архиерея, но будут всяко отъемлемы идеже святейший патриарх Никон восхочет и мнихи тех монастырей не всяко будут своему архиерею, в которого епархии который монастырь стоит, покоряться и от монастырей своих без повеления своих им архиереев переходить будут и покоряться своим архиереям не будут, и тем священные правила, богоносными отцами узаконенные, нарушены будут и архиереи в презорстве будут, мы же умолчавше осудимся, и того ради святейшему Никону патриарху теми монастырями ни в чём не владеть, да божественных отец узаконоположенные правила тверды пребудут и мы да не осудимся. А довлеет святейшему Никону патриарху на пропитание его и на всякую телесную потребу строения его монастырей с вотчинами, в них же жить ему определится, и владеть внешними имениями тех монастырей кроме духовных всяких дел, как выше сказано.

15) Посвящать в те монастыри архимандритов и игуменов, священников и диаконов святейшему Никону патриарху самому, пока жив будет и может, или коему митрополиту, или архиепископу и епископу соблаговолит, и грамотой своей известит. Священный собор рече: Каждому епископу подобает свою область соблюдать целой. Зане 35 правило святых апостол не повелевает никому же от епископов вне своих пределов ни от чужих пределов приходящих поставлять кого пресвитера или диакона. Аще же без воли того места епископа сие сотворит с поставленным от него и сам не поставлен, сиречь да извержется. Антиохии сирской собора правило 13 глаголет; аще ни кем же позван в иную область поставит пресвитера или диакона, или правление некое церковное творит, таковые нетвёрды и разрушены да пребудут, а он да извержется. И 22 правило того же собора повелевает каждому епископу в своём пределе владеть и поставлять пресвитеров и диаконов, в иной же предел не идти, ни поставить пресвитера, ни иное что епископское творить, кроме воли епископа предела того; аще же дерзнёт и сотворит что таковое, да будет извержен и повинен и поставленный от него пресвитер и диакон. Второго же вселенского собора правило 2 глаголет так: предел ради никтоже да смешает церковь, ни поставляет пресвитера, ни епископа, прочее да чтется того правила толкование. К сему же и сам святейший Никон патриарх те все правила подтвердил писанием своим в статье 25, глаголя: никаких духовных дел без местного епископа веления ему не творить. И по сим правилам святейшему Никону патриарху и по своему обещанию рукописанному поставлять в свои ему монастыри, которые в патриаршей области, архимандриты и игумены, пресвитеры и диаконы, точию до насущего святейшего патриарха московского. Когда же благоволит Бог быть святейшему патриарху московскому и всея Росии, тогда ему описываться к святейшему патриарху и бить челом ему о всякой духовной вещи, и что настоящий святейший патриарх повелит, и ему, вся по повелению его творить, а без повеления его ничтоже ему творить. А которые монастыри в области преосвященных митрополитов и архиепископов и епископов, и святейшему Никону патриарху отныне отсылать тех монастырей ставленников на рукоположение к тем архиереям, который монастырь или вотчина которого монастырей его которого архиерея в области есть, или аще сам благоволит кого рукоположить, и ему так же, по совету и благоволению той области архиерея, повеленное им творить. Если же в чём не будет воли тех мест архиерея, и святейшему патриарху без воли их ничтоже творить, да не будет нарушение священных правил, уставленных святыми отцами. Аще же что кроме совета оных мест архиерея самовольно какого духовного дела начнёт творить, и то да будет нетвёрдо, по священным вышереченным правилам. Мы же все архиереи не должны грамот патриарха Никона слушать, писанных от него о чём-либо буди с повелением, но должны мы все повиноваться и слушать настоящего святейшего патриарха московского и всея Росии и писаний его.

Епископ, не радеющий о вручённой ему пастве, приискать, есть ли такое правило?

16) По прехождению его от временного жития, те все монастыри пожаловать великому государю царю и царскому синклиту приговорить и священному собору благословить, велеть приписать в область царствующего града Москвы, а не в патриарший дом. И священный собор присудил: который монастырь строения святейшего Никона патриарха в которой области стоит, тот монастырь в ту епархию архиерейскую и приписать, а не в дома архиерейские; а приписным монастырям отныне во всём быть, как сказано в 14 статье выше сего.

17) Также и в степени написать; и когда будут соборы в царствующем граде Москве, и от тех обителей архимандритов в собрание призывать и святую литургию служить невозбранно, где же святейший патриарх повелит. А без благословения того чрез божественные законы ничтоже им творить. Священный собор ответил: Когда благоволит Бог быть святейшему патриарху московскому и всея Росии, тогда будет соборно просить; да по совету с великим государем напишет в степени три монастыря: Живоносного Воскресения, Иверской Богородицы и Животворящего Креста, в которой степени которому из тех трёх монастырей быть прилично; а до святейшего патриарха быть тем монастырям без степеней.

Написано на поле свитка: Сказывают, что и Иверский монастырь написан уже в степени. Проведать, так ли?

18) Нуждой к мирским судиям на суд святейшего патриарха и монастырей его архимандритов и игуменов, наместников и строителей и всего священного чина не привлекать; а которое дело дойдёт, и про то сыскивать крепким сыском и решать по правилам и по царским законам. Отвечают архиереи: о сем соборно как священные правила уставили и царские законы повелевают обычай Росийского государства держится о прочих архиереях и монастырях, так и о святейшем Никоне патриархе и о монастыре его и монастырей его о всяких начальниках да держится твёрдо во всём.

19) За новгородское его от бунтовщиков терпение.

20) В степени святейших патриархов московских имя его да напишется непреложно по настоящему времени.

21) Всяких чинов людям приходить к святейшему Никону патриарху благословения ради, или милостыню подать ему не возбранять. И священный собор изгласил: Благочестивый царь пожалует, и святейший патриарх настоящий благословит, и мы повелеваем, и царский синклит не возбраняет христианам к нему приходить, Дóндеже не будет какой мятеж и соблазн.

22) Прогневавший царское величество за него и заточённый в дальних странах свободу и отпущение грехов да получит.

23) Никону святейшему патриарху отныне лета 7173, от воплощения же Божия Слова 1665, Января с 14 числа московским и всея Росии патриархом не именоваться, а писаться ему в начале своих грамот, посылаемых от него: смиренный Никон, Божьей милостью патриарх. И священный собор присуди сему по воли его так быть.

24) Во всякие духовные дела Московского государства и всея Росии не вступаться и не ведать. И священный собор сие изволение его зело похвалил, и утвердил так быть. К сему же присудил не вступаться святейшему Никону патриарху и в мирские всякие дела Московского государства и всея Росии, кроме своих трёх монастырей, данных ему и вотчин их: в них бо, аще хочет, да рассуждает мирские дела, предстоящие ему. Аще же время случится, и благочестивый государь наш царь, и святейший патриарх, или священный собор призовут, или о какой-либо вещи, или деле отпишут, и ему тогда невозбранно дать ответ. Собой же ему ни во что не вступаться.

25) Хранить ему твёрдо правила святых апостол (и святых) отец, иже утвердили в чужой епископии ставленников не ставить, и никаких духовных дел без местного епископа веления не творить. Священный собор сие добре похвали и утверди сему так быть.

26) Духовной ради пользы будет случится святейшему Никону патриарху на собор прийти, и в том ему не возбранять, и заседать под настоящим патриархом превыше митрополитов и архиепископов и епископов. И священный собор святейшему Никону патриарху заседать под настоящим патриархом московским превыше митрополитов и архиепископов и епископов повелел: а к Москве и на собор без повеления ему не приходить, а приходить ему к Москве или на собор по выше реченному в четвёртой статье.

27) В отшествиях своих от Великой кручины огорчеваясь, жаловался Господу Богу на царское величество и на честный синклит и на священный собор суд Божий износил; и о том ему Господа Бога молить, да милостив им будет Господь Бог, и по уставу молитвословием разрешить. И священный собор рече: Когда бысть на престоле патриаршества московского святейший Никон патриарх, тогда писался в многих писаниях уподобляясь Моисею, кротости же его не подражал; Моисей бо он, когда люди Израильские к Богу прегрешали, слив тельца, поклонялись ему. Господь же прогневался на них; он же молил Господа о них, глаголя: аще оставишь им грех сей, – оставь; аще же ни, заглади меня из книги Твоей, юже написал еси. Царское же величество и освященный собор и честный синклит, ниже Богу явно в чём приразился (аще яко человецы и согрешили, никтоже бо безгрешен), ниже святейшего Никона патриарха в чём кто преобидел, но все почитали его и покорялись ему во всём, яко самому Христу, и честь ему отдавали паче прежде его сущих патриархов росийских; он же сам обещания своего не сохранив, паству свою, вручённую бывшую ему от Святого Духа, невинно безпастырной оставив, ниже благочестивому царю вину какову о отшествии своём известив, ниже священному собору изъявив, поиде, аможе восхоте и многащи зовом царским величеством чрез бояр, и священными тогда сущими и всем преизящным синклитом молим, да на престоле патриаршеском председательствует; он же в своём упорстве твёрдо став, отвечал к молящим его глаголя: отселе аз не словесной пастве Христове, но мне самому внимати; не пастырские овцы Христовы паствовать, но паствуему быть; не о православной церкви росийской, но о спасении души моей пещися; не чуждых прегрешений язв врач быть, но моя и моих грехопадений раны врачевствовать желаю; да не речется мне притчески реченное: врачу, уврачи тя самого. И по сим его словесам ни на когоже ему подобаше точию на своё упорство Господу Богу жаловаться, и суд Божий износить, невинных же отшествия его не клять: на зло бо молящегося и праведного Бог не слушает. Аще же бы ему в чесом пасомых им кто и погрешил, и ему, яко пастырю, подобаше не клять, но по Моисею Господа Бога молить и душу свой за паству положить, и к язве пластырь долготерпения приложить, по реченному: вы, сильные, должны немощи немощных носить и ничтоже безчестнейшее пастыря гневающегося. Пастырь бо истинный есть, иже словесных овец незлобием своим и молитвой взыскать и исправить может; клять же невинных не пастырево есть, ибо так глаголет многий в божественных Дионисий Ареопагит; клянёт страстно святитель, не последует ему суд Божий. И святой апостол глаголет гнев мужа правду Божию не соделывает. Рассмотрим, о, священные, аще не ради страсти своей клянущий; ей, всяко по своей страсти клянущий, но должен есть Господа Бога молить, да не вменится ему сие в грех.

Прах, его же и молитвой оттрясал от ног своих в осуждение, исходя из царствующего града, и разметения являвшиеся на небе оные метлы божественные клятвы ему святейшему Никону патриарху молить Господа Бога, да переменит Господь Бог оттрясённый прах в благословение, и царствующему граду Москве не быть осуждённому паче Содома и Гомора, но да примет Господь Бог покаяние, якоже и Ниневитян кающихся. Метла же она божественная, да будет в собрание и защищение от всяких наветов вражьих, а обидящим его в отмщение.

И священный собор разглагола: сотворил патриарх Никон дерзость еже прах отряс, и, молясь оному праху, оттрясённому от ног его, быть в осуждение царствующему граду Москве паче Содома и Гомора. И таковые дерзости никто же сущих прежде святейшего Никона патриарха не сотворил нигде, аще и истинно изгнание подья кто, или не принял кого какой град или весь. И первое убо когда Господь наш Иисус Христос, когда настало время страсти его, утвердил лице своё идти в Иерусалим, не внезапно сам пошёл, но послал вестников пред лицом своим; они же войдя в весь самарянскую, яко да уготовят ему приятие, ведый убо, яко не приемлют его самаряне, но обаче посла и не прияша его яко лице его бе грядый в Иерусалим, не брегом убо от самарян без злобы претерпе; видевша же ученики его Иаков и Иоанн, сказали: Господи, хочешь ли говорили да огонь сойдёт с неба, и потребит их, как Илия сотворил. Обращжеся Иисус, запретил им, и рече, не веста коего духа есть вы: Сын бо человеческий не прииде душ человеческих погубить, но спасти. Господь же священный своих апостолов посылая, повелел проповедать евангелие, яко приблизилось царство небесное и власть дал первее болящих целить, прокажёных очищать, мёртвых воскрешать, бесов изгонять, самым же апостолам не стяжать ни злата ни серебра; входящим же им в дом, повелел глаголать: мир дому, и аще достоин будет дом, придёт на него мир апостольский; аще же дом не будет достоин, мир апостольский к апостолам возвратится. Таже аще не примут апостолов, ниже послушают словес их, еже есть проповеди святого евангелия, тогда повелел им исходящим из дому или из града оного отрясать прах ног своих в свидетельство им, еже сотворили святые апостолы Павел и Варнава в Антиохии Писидейской, когда Иудеи исполнились зависти и глаголемым от Павла супротив глаголюще и хуляще, рекоста к ним Павел и Варнава: вам бе нужно первое глаголать слово Божие, а понеже отвергосте е и недостойных себе судите вечному животу се обращаемся в языки. Иудеи же наустиша честных жен и благообразных, и первых граждан, воздвигли гонение великое на Павла и Варнаву и изгнали их от пределов своих; они же не просто, ниже разгневавшись оттрясали прах ног своих но на неприемших и отвергших Слово Божие и на противящихся и хулящих проповедь святого евангелия отрясли прах от ног своих, пошли в Еллинский град Иконии проповедать святое евангелие, зане ни праха хочет Господь ученикам своим иметь на ногах от земли нечестивых, ничтоже бо приобрели апостолы от нечестивых; прах же образ труда их его же претерпели ради их. И в Коринфе святой апостол Павел засвидетельствуя Христа Иисуса сопротивящим же ся им и хулящим оттряс ризы свои говоря к ним: кровь ваша на главах ваших, чист аз, отныне иду в языки. Отсюда ведать всякому можно, что апостолы отрясали прах и ризы свои на иудеев, неверных сущих, не токмо противящихся им, но и хулящих слово Божие, проповеданное ими, и отходили в языки проповедать слово Божие, когда аще и досаждали апостолам и били их, но слово проповеди святого евангелия не так хулили, тогда апостолы изгоняемы и биты, не токмо прах оттрясали в еже каково злопострадание, но и радуясь из сонмищ исходили. Яко в Иерусалиме архиереи бывше апостолы, запретили им не глаголать о имени Иисусове. Они же идя от лица собора радуясь, яко за имя Господне сподобились бесчестие принять.

Подражатель же незлобивого Владыки Христа, и соученик святых апостолов, златый языком Иоанн, извержен неправедно сана архиерейского, из церкви изгнан; по извержении в третий день сам вдадеся, и никого же кляв возвращён же от изгнания, и нудим царём и царицей не хотя войти в град, Дóндеже народ приведе их с понуждением. Во второе же изгнание, радуясь, яко изгнан был, а никого же не клял, хоть и пришёл огнь от Бога, пожёг там сущие здания, но не по его прошению. Он бо аще и изгнание подья, но кротостью отъиде. Заповедал же и Алимпиаде с прочими, поставленному по нём в церкви, по нужде, или советом всех, повиноваться тому, якоже самому Иоанну, не может бо, рече, церковь без епископа быть. И здесь же древле случившееся о митрополите всея Росии Филиппе, когда по оклеветанию неких злых, изгнан с престола и паствы с великой досадой и бесчестием и биением, тогда святой, яко истинный пастырь, не клял не только невинных, но и самых клеветников благословлял.

С боку: Патриархи Иев и Ермоген оставив престол свой как отошли, написать.

Священные же правила, не принявших епископа людей клясть не повелевают, якоже свидетельствует собора Агкирского правило 18-е, глаголющее: Епископ поставлен быв аще не прият будет жители предела того, в оньже поставлен бысть, и начнет иным епископиям стужать, да отлучится. Аще же хочет, да причтён будет, с пресвитерами да причтётся. Аще же и там сущим епископам стужает, да изринется и от пресвитерской чести. И Антиохии Сирской 10 правило глаголет: аще поставлен быв епископ, и никак же прият будет людьми града того, таковой убо честь епископскую да имать, и да служит, токмо ожидая, когда всей области епископы собором управят о сем. Того ж собора правило 16 глаголет: Иже кроме совершенного собора, иже самого митрополита на праздный церкви престол наскочив, аще и сам есть празден, от епископии да будет извержен. Смотрим прилежно, яко не приемших людей поставленного им епископа, не точию не повелевают клясть священные правила, но и епископа бесчинующа и наскачуща извержению подлагают. Святейший же Никон патриарх молясь на царствующий град Москву о погублении, якоже Содому и Гомору, ниже по Божию велению, ниже по чину святых апостолов, ниже за проповедь слова Божия (издревле бо Росийский народ имеет проповедь святого евангелия), ниже изгнан; но по рукоположение его на патриаршество прият бысть от всех, и почтен паче прежних патриархов Росийских. Оставил же самовольно престол свой и паству бесчинно, на многие лета безпастырной, без всякой вины и совета. И тогда много молѝм, не возвратился. Многие же лета минув по отречении своём, восхотел паки власти и славы мира сего, ниже возвестив о себе, ниже советовав, или молив царя и собор, прииде внезапно ночью, и в мире молву и смущение велие сотворил. Стражу же градскую, в град проходя, спрошен, назвал себе архимандритом Савинского монастыря Звениградского. Исшед же паки вспять, гневом побеждаем, оттрясаше прах и молитву законопреступную прилагая. Како бо не законнопреступная? Первее учинися, получив священство, паче же архиерейство на благословение и на молитву о грехах людей к Богу, и о благосостоянии всего правоверного царства, и нарицался, и доднесь нарицается царский и всего христианства богомолец, а не клятвотворец. И подобает ему о своём дерзновении каяться и молиться Господу Богу, якоже и сам молиться обещал, и добре обещал. Долженствует же ему своё обещание сие делом исполнить, по реченному: обещайте, и воздадите. И лучше не обещаться, нежели обещавшись не исполнить.

А еже метлу некую наречённую им, молится в отмщение обидящим его. И о сем прирече священный собор; подобаше святейшему патриарху Никону, яко ученику Владыки Христа, молиться за творящих ему обиду, об оставлении грехов, якоже сам Владыка наш Христос научи, рек: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. О сем разумеют вси, яко ученицы мои есте, аще любовь имате между собой. Возводя же ученики своя на совершенство, учаше я глаголя: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, благословите клянущая вы, молитесь за творящих вам обиду. Святейший же Никон патриарх войдя на совершенную степень архиерейскую, не воспомянув Божьей заповеди, глаголющей, мне мщение Аз воздам. Молясь законопреступно бывшей в то время звезде, юже наречёт метлой, быть обидящим его во отмщение. егоже обида кто чем его обидел, – неведома, а точию аще не сам себе обидит, в душу и тело поверг своё начальство, износит на ничем же ему винных, о сущих правоверных словеса клятвенные незаконно. Как же будет таковая его молитва законна? Зане глаголет священный Златоуст: Аще на враги молимся, откуда примем спасения надежду, законопреступную сию прилагающе молитву. И паки не сим тебе Христос наказа не сице уста окровавляти повеле, ибо окровавленных уст от плотей человеческих, лютейший таковой язык. Когда бо речеши, расторгни его, и дом преврати, и вся погуби, и тмами его губителствы кленеши, ничим же человекоубийцы разнствовал еси, паче же человекоядца зверя. Обиделся ли еси от кого, убо помилуй его, да не возненавидиши, яко Христос распятися хотя, о себе убо радовашеся, о распинающих же молящеся. Паче убо покажем любовь опечалившим, даже подобни будем Отцу нашему, иже на небесах. Аще же не токмо не оставляешь, но к Богу на него беседуешь, которую прочее примешь спасения надежду, когда умолять его подобаше, тогда его раздражаеши и паки коликия муки будут достойни, не токмо не оставляюще, но и Бога об отмщении врагов моляще; аще же врагов благодетелствуем наших, многу себе предположим милость. Тако бо и в настоящее житие вси нас возлюбят, и прежде иных Бог и возлюбит и венчает, сице святые апостолы моляхуся. И Стефан первомученик каменьями побиваем от Иудеев сущих неверных, моляшеся, глаголя: Господи не постави им греха сего. И святой Павел моляшеся, да не вменится им; еже сказует святой Златоуст, яко не токмо не хотяше мучити, или что нужно пострадать, но и простить моляшеся им. И сам Спаситель наш Христос распинаем от Иудей молясь Отцу своему, глаголя: Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят.

29) Без правды подвигшим суд архиереям на святейшего Никона патриарха беззаконно чрез все божественные правила прощение дать и разрешить молитвословием кающихся о том, и прощения просящих: не кающихся же под заповедь Божию подлагает, глаголющую: им же судом судите, осудитесь; и в ню же меру мерите, возмерится вам. Священный собор рече: каяться о сем, и прощения просить нелеть и не о чесом. Зане святейший патриарх Никон не от достоверных свидетелей известился о сем: некто убо ему солгал, и священный собор туне оклеветал и его душу возмутил. Он же возомнил, яко когда собрался священный собор в лето 7168, суд вынес на него, но не бысть тако. Бысть же сице: Благочестивый государь наш царь и великий князь Алексий Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, имея велие попечение о вдовствующей, соборной церкви, да преосвященный собор о сем, по правилам святых апостол и святых отец, рассудит. Они же подобно имуще о святой церкви попечение, сошедшись в патриаршую крестовую палату, извещённые с писаный многими достоверными свидетелями, обретшимися при отшествии святейшего Никона патриарха, слыша бо от них, аще и не купно, обаче согласно рекши, яко патриарх самовольно престол свой пастырский оставил, и патриаршества своего отрёкся, и впредь на патриаршестве обещался не быть и жезл пастырский, по произвольному желанию своему, на патриаршеском месте поставил, и так от церкви и паствы изыде. После же того сам святейший Никон патриарх к великому государю писал своей рукой сице: Никон, бывший патриарх. И избравше о том правила написаша, чтоша прилежно, и рассудиша, да ин благоискусный муж на верховное предстательство правильно, благодатью Святого Духа, избран будет и хиротонисан возведётся на престол патриаршеский, якоже и прежде в велию пользу церкви православной апостольской соборной содеяся. Христолюбивому бо архиерею во святых Григорию Богослову престол свой константинопольский самовольно оставившему, абие от святого вселенского константинопольского собора ин благоговейный пастырь Нектарий избран, архиереем хиротонисан и на престол патриаршеский константинопольский возведён. Да и сам святейший Никон патриарх прежде патриаршества своего введён на архиерейскую степень, митрополии Великого Новгорода и Великих Лук, ещё живу сущу преосвященному Аффонию, митрополиту Великого Новгорода и Великих Лук, но оставившему за старостью престол митрополии новгородский. И паки святейший Никон патриарх, еще сый на престоле патриаршеском, архиепископу же Иосифу Суздальскому и Торусскому отрёкшемуся престола за немощь (иже и ещё жив есть и доднесь) рукоположил и возвёл на он престол архиепископа Филарета, посем оного архиепископа Филарета привёл святейший патриарх на высшую степень града Смоленска, вместо же его Суздалю граду рукоположил и возвёл на он престол Стефана архиепископа, живу сущу первому того града архиепископу Иосифу. Паки оставившему за старостью престол архиепископии града Твери преосвященному архиепископу Ионе, святейший Никон патриарх рукоположил и возвёл на он престол архиепископа Лаврентия, иже ныне, милостью Божьей, преосвященный митрополит Казанский и Свияжский. И многие таковые соборные деяния суть, яже краткости ради времени оставляются. И сие всё было не чрез правила, но по правилам. Святейший же Никон патриарх ничем же когда судился, ниже осудился, ниже изгнался, ниже в оземствование послать присудился, ниже сана извержеся. И еже написал святейший Никон патриарх, яко воздвигли на него суд архиереи беззаконно чрез все божественные правила, и то написал, не достоверно о сем известившись.

30) Также и честный синклит, бояре, злословившие его без правды и клеветали на него государю смертными винами, каждый сам свою совесть ведая, поищут прощения, и ему и тех разрешить и благословить, а еже кто будет преобидел его в каких-либо житейских вещах, движимых и недвижимых, исправиться вправду, полюбовно. Аще и посему кто, уклонившись от всякой божественной правды, обратится на зло какое-либо, или на досаждение, или на преобидение, и на нём также да будет божественная юза неразрешимая. Священный собор рече: во 167 году, слух прошёл нашествия крымского хана на Московское государство, и тогда святейший Никон патриарх уже по оставлению престола своего пришёл в царствующий град Москву, но не на престол свой; когда ж паки отхождаше с Москвы, тогда бысть у царского величества, и оттуда исходя, всем купно подал прощение и разрешение ко всем к нему прегрешившим, одним поимённо, прочим же всем и безымённо; и как ныне хочет тем же и в тех же прегрешениях разрешать и благословлять? Аще же кто последи же того чем ему прегреши, и то всяк, ведая свой совесть, должен искать прощения и разрешения от него, о сем мы не возбраняем, но соблаговоляем не точию от архиерея прощения в согрешенных к нему искать, но и от простых, по реченному Христом Спасителем: аще принесёшь дар твой к алтарю, и там вспомнишь, яко брат твой имеет нечто на тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и шед прежде примирись брату твоему и тогда пришед принеси дар твой. И апостолу Петру, вопросившему Христа Спасителя; коль краты согрешит в мя брат мой и отпущу ему до седмь крат ли? Отвечал ему Спаситель наш: не глаголю тебе до седмь крат, но до седмьдесят крат седмирицею. И паки: аще оставите человекам прегрешения их, оставит и вам Отец ваш небесный прегрешения ваша, и прочая.

А еже кто будет преобидел его в каких-либо житейских вещах, движимых и недвижимых, исправиться вправду, полюбовно. И священный собор отвечал: зело подобает исправиться обидевшим в какой-либо вещи святейшего Никона патриарха. Также и святейшему Никону патриарху, аще что обрящется у него не своё; или аще у него что и не обретается, но в память придёт ему самому, или кто ин воспомянет ему о какой-либо вещи движимой, или недвижимой, взятой у него на святейшего патриарха, и ему также всё возвращать без всякой тщеты. А еже и по сем кто обратится на зло какое-либо, или на досаждение, или на преобидение и прочее? И священный собор о сём отвечал: добро убо всем престати, не точию на святейшего Никона патриарха, но и на всякого человека, от всякой досады и обиды, и от всякого зла. Но человек удобоползновен сый, по реченному: ангельское есть еже не падать; человеческое же еже падать и паки восстать, если же сие и случится. Христос же вопрошен святым апостолом Петром: доколижды оставлять брату прегрешения к нему, повелел без числа кающимся оставлять. Убо и святейшему Никону патриарху, ведящему человеческое удобоползновенное естество, яко послушателю Христа Спасителя, не подобает озлобить раздражившего, и еже бо желати озлобити раздражившего, и гнев есть. Рече некий богоносный отец; солнце же, рече божественный апостол, да не зайде в гневе вашем; колми паче не будет гнев, еже на впредь будущие согрешения налагать юзу неразрешимую, яже не о едином же согрешении человеком и к Богу случающемся, и не точию к человеком, не обретается быти не разрешена. Архиерею же, яко должну сущу всех бремена носить, паче не подобает гневаться. Глаголет бо негде священный Златоуст: яко иным убо гневающимся прощение есть, епископу же нигдеже; святых же мужей словеса глаголют, еже хранити чьё согрешение, памятозлобие есть. И Христос Спаситель наш образ дая Собой, овогда словесы учаше, овогда же и делы учение показоваше; словесы убо, когда рече: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. Делы же, когда не точно досаждаем и злословим слыша: беса имать и о Велзевуле бесы изгонит, но и каменми метаем не гневашеся, или неразрешимую юзу на кого налагаше; но посреде их прошед, паки благодетельствоваше, целяше и учаше: и солнце Свое воссияваше на благия и злыя и одождаше на праведных и неправедных.

31) Святейший Никон патриарх взял у Ивана Щепоткина из лавки в дополнение великого колокола пятьсот пудов меди его, а дал ему Ивану память на князь Ивана Ивановича Лобанова во ста пудах меди. И Иван Щепоткин, не бив челом великому государю о своей меди, заверстал за те пятьсот пудов меди его патриаршей мягкой рухлядью, которая ему Ивану дана была продать, сафьяны, шёлк, и кисеи тысячи на полторы, или на две; и того ради преобидения, патриарх его Ивана проклял. И священный собор судил ту клятву патриаршую на Ивана быть суетной, и зело безмилостивой, и грешной ему патриарху, зане, якоже свидетельствует и сам святейший патриарх, взял Иван за свою медь, а медь взял у него патриарха, а Ивану было бить челом великому государю о той своей меди в котором приказе, потому что не в приказ взята у него медь, пристойнее было бить челом великому государю о той меди, или за медь о деньгах самому святейшему патриарху, да отдать Ивану, а клясть за то Ивана не подобает; хотя бы и впрямь Иван чем патриаршим завладел, и ему было подобаше писать о том к приказчикам Ивановым, дабы ему долг его возвратили, а клясть отнюдь не подобаше и душу, кровью Христовой от клятвы искупленной, за малую тленной ничтоже сущую вещь клятве предавать и вечно губить. И то неправедно, за его бо Иваново имение, его Ивана проклял. Аще бы и весь мир приобрёл, душу же погубил, или отщетил, ничтоже даст измену за душу ону, зане души единой погибель, глаголет святой Златоуст, толику имать тщету, елику никое же слово представить может: весь бо мир души единыя недостоин.

34)80 Аще-ли инако чрез все божественные каноны и заповеди и любовный союз сбудется еже о патриаршестве, по власти мира сего, то да не наречётся по правде патриарх, но яко прелюбодей и хищник и вместо мира да будет меч Божий и разделение, по слову Господню: не приидох вложити мир, но меч. И священный собор на сие отвечал: якоже древле содевашеся об избрании патриарха московского, царское величество не кроме священного собора избираше; также и священный Собор помощи требоваше у царского величества о избрании патриаршеском. Так и ныне, когда благоволит Бог избранию быть святейшего патриарха московского, тогда благочестивый царь и священный собор купно да изберут мужа верна суща в православии и ведущего божественное писание и искусна от многих лет в священном чине суща, не кроме божественных канонов, но якоже священные правила повелевают и обычай Росийского государства есть рукополагать своим архиереям патриарха согласием и благословением святейшего вселенского патриарха константинопольского; а власти мирские (кроме священных) никогда же избирали ни же избирают. Любовный же союз сице имать быти: аще святейший Никон патриарх будет святейшему престольному патриарху московскому во всём покорен, и имя его будет везде сам и сущим под ним монастырях и церквах всех в первых поминать и иметь его будет архипастыря и старейшину и не будет каковых мятежей и молв и смущений каким-либо образом творить, – святейший настоящий патриарх будет его патриарха Никона любить и жаловать и почитать, яко прежде бывшего брата своего. Аще же святейший Никон патриарх святейшего настоящего патриарха имя в первых не будет поминать или почитать и иметь его архипастыря и старейшину, и начнёт в чём-либо не покоряться ему, или каковые молвы и смущения и мятежи каковым-либо образом собой или людьми творить, – и святейший патриарх настоящий святейшего Никона патриарха должен и судить по священным правилам, да не будут два патриарха, равные себе, и тем не наречётся прелюбодей и хищник, но пастырь пасый жезлом сил, данной ему властью, непокоряющихся ему и отвращающихся от него; последующих же ему пасый духом кротости.

А еже вместо мира да будет меч Божий и разделение, по слову Божию, и Божие слово реченное, еже не приидох воврещи мир, но меч; приидох разлучить человека на отца своего и дщерь на матерь свой и невесту на свекровь свою. И сие слово не о власти, ниже о начальстве, ниже о казни каковой рече Христос, но о вере, яко сказует святой Феофилакт, еже отсецает от любви внутрь них, и от сродник повраждующих от благоверия. Не тако бо просто разделятися от своих, глаголет, но когда не токмо не последуют, но и повраждают.

Во время же патриаршеского избрания и рукоположения и по рукоположению какому разделению быть и мечу патриарх Никон молит Бога? едина бо вера во всех православных христианах, сущих под державой царского величества. Точию подобает святейшему Никону патриарху и всем нам молить Бога, да будет той меч на прекословящих и непокоряющихся святой восточной православной кафолической церкви, и святейшему настоящему патриарху московскому и всему священному собору, иже таковые и ныне многие обретаются, и да будет им тот меч не на пагубу, но на страх Божий, и на познание истинны, и на обращение к святой восточной кафолической православной церкви. Аще же кто мыслит, или хочет иному мечу и разделению быть о патриаршеском избрании и рукоположении, и таковой муж двоедушен, иже не исправится во всех путях своих, зане от единых уст не исходит благословение и клятва, и вселяет Бог единомысленных в дом Свой.

* * *

80

После 31 статьи в оригинале идёт статья 34; статей 32 и 33 нет.


Источник: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». СПб. 1897 г. 510 с.

Комментарии для сайта Cackle