архиепископ Никон (Рождественский)

День райской радости

«Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос Воскресе!»

Какою светлою радостью исполняются сердца наши, возлюбленные о Господе братия! Поистине ныне вся исполнишася света, и небо, и земля, и даже преисподняя, куда никогда не проникал луч радости, – ныне вся тварь ликует, ибо воскресе Христос, и смерть умерщвлена, ад низложен, рай отверст, и Воскресший зовет туда всех нас земнородных, зовет и ждет в Свои Отеческия объятия!

Тысяча восемьсот восемьдесят лет протекло с того благословеннаго дня, как впервые раздалась всерадостная, животворящая весть воскресения, но и ныне сердце верующего радостно трепещет, как будто это совершилось сегодня, как будто Воскресший только что посетил нас, только что мы слышали Его приветно сладостные слова: «радуйтеся! Мир вам!..» Что же переживали святые апостолы, святые жены-мироносицы, какою неизреченною, небесною радостию трепетало сердце Матери Воскресшего Господа при первой вести о Его воскресении? Впрочем, священное предание говорит, что Воскресший Господь тотчас по Своем восстании из гроба ускорил утешить Свою возлюбленную пренепорочную Матерь, – Ей прежде всех явился, Ее прежде всех восприветствовал Своим всерадостным – "радуйся". Только по несказанному смирению Своему Пресвятая Дева не благоволила, чтобы это событие – явление Ей Сына Ея по воскресении, как событие, касавшееся Ея лично, было занесено в благовествование святых Евангелистов.

Итак, лишь только восстал Господь из гроба, как радость Его воскресения обильною, неудержимою струею полилась из Его живоносного гроба, и первыми вестниками этой радости являются Ангелы Божии и Сам Воскресший: Он является Марии Магдалине, является мучимому горьким чувством раскаяния отрекшемуся было от Него Симону-Петру, является Своему брату, сыну Иосифа Обручника Пресвятыя Девы от его первого брака – Иакову, который, по церковному преданию, удручаемый великою скорбию после смерти Господа на кресте, удалился в уединенную пещеру в окрестностях Иерусалима и дал обет: не вкушать хлеба, дóндеже узрит Воскресшего Господа... И ему является Господь с радостным словом утешения: «Приими хлеб, Иакове, Сын бо Человеческий воскресе из мертвых!..» Является Господь святым женам-мироносицам, спутешествует и открывается Луке и Клеопе на пути в Эммаус, а вечером – о радость, о счастие неизреченное! – Он является и единонадесяти Апостолам при заключенных дверех, является, беседует с ними, разделяет с ними скромную трапезу, вкушая от печеной рыбы и от пчел сот...

День воскресения Христова воистину есть день райской радости для земнородных! Как солнце в видимой природе является источником жизни для всего живущего, так и воскресение Христово своими лучами, на пространстве многих веков, все согревает, все освещает, все животворит в мире духовном. Отсюда – радость жизни во Христе, отсюда – наше счастие, наше блаженство. Апостол Павел выразил эту истину так: «аще Христос не воста», пишет он, "тще убо", напрасно «проповедание наше, тща же», тщетна «и вера ваша» (1Кор. 15:14). И вот чрез девятнадцать веков и до нас достигает радость воскресения, и мы радуемся, и после нас до скончания века не престанут радоваться грядущие роды родов сею радостию воскресения Христова, доколе не оскудеет вера в Воскресшего, доколе Его Церковь будет собирать спасаемых яко кокош под криле свои, приосеняя их благодатию вечной Главы своей – Господа Иисуса Христа.

Что же благопотребно, чтобы радость сия не оскудевала в наших сердцах? Что делать, чтобы никакая печаль, никакая скорбь не могли затуманить светлой радости о Воскресшем Господе нашем?

Будем непрестанно носить в уме и сердце нашем Его же святое слово, Его обетование: «се, Аз с вами есмь, во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). А если Он с нами, то никакие скорби нам не страшны, никакие опасности не опасны. С Господом везде хорошо! С Ним и умирать сладостно! И Он-то уж всеконечно нас не покинет, не удалится от нас, лишь бы мы сами не удалялись от Него! Но если мы будем постоянно помнить, что Он – с нами, что Он неразлучно пребывает посреде верующих, что Он все видит, все наши мысли читает, все намерения наши предвидит, то и от греха нам легко будет оберечь себя: память о Его, Господа нашего, пребывании с нами, среди нас, верующих в Него, будет сдерживать нас и в деле, и в слове, и в помышлении нашем. Она же будет привлекать к нам и благодатную помошь Его, поддерживать нас в минуту борьбы и искушения, в час скорби и испытания. Какое бы горе ни обрушилось на тебя, помни, что Господь с тобою: скорее к Нему прибегай, скорее скорбь свою Ему поведай. Прибегай, как обиженное дитя прибегает к защите своей матери, Ему жалуйся на свою беду, а паче всего и первее всего – на себя самого, на немощи свои. И верь: Он утешит, Он приласкает тебя, и тебе станет отрадно, легко, радостно, что Господь с тобою! Слышишь: «Господь с тобою!» Береги же себя, из любви к Нему бойся, чтоб не оскорбить Его грехом каким, не подпуская к себе, по любви к своему Господу, и мысли грешной. А если враг будет тебе наносить такие мысли, опять спеши обратить свой мысленный взор, свое сердце к Тому же Господу, благодатному Посетителю душ наших, и Он отгонит искусителя от твоего сердца, Он оценит твою верность, твою любовь к Нему и не оставит тебя, ибо Сам сказал: «се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века!» Только буди верен до смерти Ему, Ему единому, и Он даст тебе венец живота!


Источник: Архиепископ Никон. День райской радости. // Прибавления к Церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание. № 12-13. - 22 марта 1915 года. - Пг.: Синодальная типография, 1915. - С. 395-397. Электронный источник: Слово Пастыря.

Вам может быть интересно:

1. День светлой радости царевой архиепископ Никон (Рождественский)

2. Похвальное слово Алвиану преподобный Нил Синайский

3. Слово в день святителя Алексия, митрополита митрополит Платон (Левшин)

4. К вопросу о пасхальной вечери Христовой профессор Николай Никанорович Глубоковский

5. Иерусалим в настоящую минуту профессор Павел Иванович Горский-Платонов

6. Слово в Неделю 13-ю по Пятидесятнице архиепископ Нафанаил (Львов)

7. Сношения русских с Востоком об иерархической степени Московского Патриархата протоиерей Павел Николаевский

8. К вопросу о церковной реформе. Собор или съезд? Николай Константинович Никольский

9. О значении археологических открытий для обработки древней церковной истории профессор Николай Фомич Красносельцев

10. Отзыв о книге свящ. Н. Шпачинского: «Киевский митрополит Арсений Могилянский и состояние Киевской митрополии в его правление (1757–1770 гг.)» профессор Стефан Тимофеевич Голубев

Комментарии для сайта Cackle