архиепископ Никон (Рождественский)

День светлой радости царевой

Слово, сказанное в Троицкой Сергиевской Лавре, 15 мая 1893 г.

«Вознесох избраннаго от людей Моих, елеем святым Моим помазах его и Аз первенца положу его, высока паче царей земных»... (Псал. 88:20–21, 28).

День светлой радости царевой, день великого всенародного торжества сегодня у нас, Православные сыны великой Русской Земли! Ныне день священного Миропомазания нашего Боговенчанного Самодержца Государя Императора. Чтобы лучше оценить и глубже восчувствовать сердцем великую милость Божию, являемую нашему православному народу Русскому в священном Миропомазании благочестивейших Царей наших, перенесемся мыслию за три тысячи лет назад, в те давно минувшие ветхозаветные времена, когда юный Давид еще пас стада отца своего на полях родного ему Вифлеема. Вот приходит в этот город пророк Божий Самуил. Он останавливается в доме отца Давидова Иессея и выражает желание видеть всех сыновей его. Иессей представляет ему одного за другим семь сыновей своих, но провидец Божий не довольствуется сим: «Все ли дети здесь?» – спрашивает он. – «Есть еще меньший, отвечает отец: он пасет овец». – «Пошли за ним», – говорит Божий пророк. И послал Иессей, и привели Давида; и взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после... Так совершилось священное помазание юного Давида на царство. До сего времени он был юнейший в дому отца своего, теперь он – Божий избранник; до сего дня был простой пастух овчий: теперь – Помазанник Божий, Царь народа Божия, избранный по сердцу Божию. Мог ли Давид забыть этот священный для него день? Мог не воспоминать его каждый год благодарною ко Господу Богу молитвою?..

То было, братие мои, во времена ветхозаветные. Тогда еще не было столь явного, столь обильного излияния благодатных даров Духа Божия на верующих, какое возможно стало только во времена новозаветные, когда «от исполнения» Христова «мы вси прияхом и благодать возблагодать» (Ин. 1:16), когда живоносные токи благодати Божией текут непрерывно в таинствах святой Церкви Божией. И однако же вот, Священное Писание свидетельствует, что Дух Божий почивал на Богоизбранном Царе Израилевом: это значит, что Он просвещал ум его царственной мудростью, воспламенял сердце его к царственному служению во благо народа своего, укреплял все существо его царственным мужеством на предстоящий ему высокий подвиг сего великого служения. Если же такую благодатную силу имел ветхозаветный обряд помазания на царство, то кто из верующих дерзнет усумниться в сугубо-благодатной силе новозаветного таинства священного Миропомазания Боговенчанных Царей наших? И если для Царя Израилева день помазания его на царство был днем священным и светлорадостным: то какой же день, как не день священного Миропомазания и Богом благословляемого венчания на царство, есть самый радостный, самый торжественный, самый священный день во всей жизни нашего Православного Самодержца Всероссийского? До сего дня Он царствовал как Царь наследственный, по реченному: «от плода чрева твоего посажду на престоле твоем» (Пс. 131:11) но так царствуют и другие цари земные, наследующие свои престолы от царственных предков своих; отныне наш Царь царствует как Божий Помазанник, не только Богом избранный, но и Богом превознесенный, по слову Господа: «вознесох избраннаго от людей Моих, елеем святым Моим помазах его» (Пс. 88:20–21). Много царей на земле, но никакой народ в мире не имеет Самодержавного Царя – Божия Помазанника: это великое счастие есть счастие только нашего Русского народа; это великий дар Божий – только нашей Руси Православной... Только над нашим благочестивейшим, воистинну Христолюбивым и Богохранимым Государем, в день Его священного венчания на царство, "ношашеся" Дух Господень, как Он носился некогда после помазания на царство над Богоизбранным сыном Иессея – Давидом (1Цар. 16:13). «Как небо, – говорит наш великий Московский Святитель Филарет, – бесспорно лучше земли, и небесное лучше земного: то так же бесспорно лучшим на земли должно быть то, что устроено по образу небесному. А Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земли Царя; по образу Своего вседержительства – Царя Самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, вечного – Царя наследственного». О, как счастлива ты, наша Русь Православная, что у тебя не такой Царь, как у прочих народов земных: твой Царь – один из всех царей земных – Помазанник Божий, один из всех царей имеет вход во святилище Божие, к престолу Царя Небесного, чрез врата царские, один из всех владык земных может причащаться Тела и Крови Господней купно с священнослужителями, у самого престола Божия, яко един от лиц священных!.. Поистинне к Нему единому можно отнести слово Божие: «и Аз первенца положу Его, высока паче царей земных» (Пс. 88:28).

Какие же дары благодати Духа Святого сообщаются нашему возлюбленному Монарху, нашему Царю-Отцу Русской земли, в св. Миропомазании при Его венчании на царство? – В сущности – те же благодатные дары Духа Божия, какие сообщаются и каждому верующему в этом таинстве, только в высшей степени, благопотребно для столь превознесенного служения, каково служение царское. Поэтому и священное Миропомазание Царей наших не есть повторение сего св. таинства, а только высшая его степень, подобно тому, как таинство священства не повторяется, но имеет разные степени. И во времена Апостолов, чрез руковозложение Апостольское, которое заменило потом Миропомазание, не всем верующим в равной мере сообщались благодатные дары Духа Святого: иным сообщались дары чрезвычайные, например: дар пророчества, дар языков и подобные. Подобно сему и ныне дары Духа Святого сугубо изливаются на Богом венчанную главу нашего Самодержца, освящая и укрепляя Его на предстоящий Ему великий подвиг царственного служения. При этом Царь торжественно, пред всею Церковию, исповедует св. веру православную, а Церковь молится о Нем, да благословит Его Царь царствующих, да укрепит скипетр Его десница Вышнего, да приимет Он силу и премудрость к правлению и правосудию, да подаст Ему Господь все по сердцу Его и да укрепит оружие Его в день брани. Трогательна минута в сем священнодействии, когда сам Император смиренно преклоняет колена и читает царственную молитву, которая так напоминает молитву премудрого Царя Израильского Соломона!.. И Царь Небесный, Которым земные цари царствуют, с отеческою любовию внемлет этой смиренной молитве земного Царя и молитвам Церкви за Царя, и в священном Миропомазании ниспосылает нашему Царю Свою всемогущую благодать. И сия благодать просвещает ум Помазанника Божия в познании того, что истинно и богоугодно, – согревает Его сердце, сущее в руце Божией, к добрым намерениям и спасительным делам, и укрепляет Его волю вышнею силою к совершению великих подвигов царственного Его служения. – Вот, возлюбленные, в чем залог нашего всенародного счастия, вот в чем основание нашего Русского Самодержавия! народы Западной Европы потеряли это величайшее благо: их цари – не суть Божии помазанники в собственном смысле; благодать Божия не почивает на их венчанных главах так, как почивает она на главе нашего Православного Самодержца Всероссийского; и вот, с лишением священного Миропомазания, их цари и владыки лишены и того доверия, той беззаветной преданности со стороны их народов, с какою мы, Русские, повергаем себя к подножию престола нашего Отца-Государя. А без этой всецелой преданности и престолы их колеблются: разве могут заменить мнимые избранники народа, так называемые народные представители, благодатное осенение главы царевой свыше, от Духа премудрости и разума Божия? Разве они в состоянии руководить сердцем своих царей так, как руководит сердцем нашего боголюбивого Царя Дух благочестия и страха Божия? Разве могут они быть для своих владык тем, что имеет наш Боговенчанный Царь в Духе совета и крепости Крепкого во бранех Господа Сил?... О, как слабы все эти земные, измышленные человеческим самомнением подпорки престолов иноземных владык в сравнении с несокрушимою опорою нашего Самодержавия – в таинстве Св. Миропомазания нашего Русского Самодержца!.. Будем же, православные чада великой Русской земли, будем в роды родов благословлять Господа за таковый дар Его небесный, – будем молить его благость, да хранит Он во веки нашу Русь Православную под мощною сению Самодержавия Благочестивейших Царей наших! Да никогда не коснется сердца русского тот дух недоверия к Царям, который уже ниспроверг престолы в некоторых царствах неправославных! Да царствует Царь наш только Божией милостью и помощью, да будет сердце Его выну в руце Божией до скончания века! Аминь.


Источник: Архимандрит Никон. День светлой радости царевой. (Слово сказанное в Троицкой Сергиевской Лавре, 15 мая 1893 г.). // «Странник", духовный журнал. - СПб., 1893. - Томъ II. - С. 21-25. Электронный источник: Слово Пастыря.

Вам может быть интересно:

1. День райской радости архиепископ Никон (Рождественский)

2. Слово в день святителя Алексия, митрополита митрополит Платон (Левшин)

3. Слово о равноапостольном Владимире архиепископ Нафанаил (Львов)

4. К вопросу о пасхальной вечери Христовой профессор Николай Никанорович Глубоковский

5. Похвальное слово Алвиану преподобный Нил Синайский

6. Полвека у Престола Божия диакон Павел Сержантов

7. Об употреблении печатного слова профессор Павел Иванович Горский-Платонов

8. К вопросу о церковной реформе. Собор или съезд? Николай Константинович Никольский

9. О пещном действе (Чин воспоминания сожжения трёх отроков) профессор Николай Фомич Красносельцев

10. Сношения русских с Востоком об иерархической степени Московского Патриархата протоиерей Павел Николаевский

Комментарии для сайта Cackle