архиепископ Никон (Рождественский)

301. Наше счастье – в обновлении жизни (К Новому году)

Благослови, Господи, венец лета благости Твоея.

С такою молитвою святая Церковь обращается в день Нового года к Творцу времен и Царю веков, единому безначальному и превечному, Который положил времена и лета в Своей власти и Един ведает, когда кончится самое время и настанет вечность. “Всему свое время и время всякой вещи под небом, – говорит премудрый Соломон. – Время рождаться и время умирать; время насаждать и время вырывать насажденное. Время строить и время разрушать; время плакать и время смеяться. Время искать и время терять; время молчать и время говорить; время любить и время ненавидеть; время войне и время миру” (Эккл. 3:1–8). Но повторяю, будет, наконец, время, когда и самому времени придет конец. Настанет вечность.

Мы и живем на свете только для того, чтоб приготовиться к вечности. И все, что нас окружает, напоминает нам о том, что ничто не вечно на земле. Подумать только, какие были великие царства: Египет, Вавилон, Ассирия, Рим, Византия – где они? Где, много ли оста­лось от них памятников их славы, могущества, роскоши и искусства? Да что говорить о древних народах, оглянитесь на современные царства: в несколько месяцев не стало трудо­любивой Бельгии, истерзана прекрасная Франция, наша Польша, родная нам Сербия, разру­шены чудные памятники зодчества вроде Реймского собора, уничтожаются с какою-то сата­нинской, непонятной для здравомыслящего человека злобою музеи древностей, искусства, а об истреблении, почти поголовном истреблении людей и говорить нечего... Мы пережи­ваем ужасы, каких, кажется, не было от создания мира, по крайней мере, в истории народов земных ничего не было подобного по тем размерам этих ужасов, какие проходят на наших глазах. Не напрасно иные добрые люди говорят: блаженны мертвые, умирающие о Господе: они почивают от трудов своих, они не видят того, что терзает наше сердце; они почили мир­ным сном и ждут всеобщего воскресения, ждут трубы архангельской, которая разбудит их в последний день для встречи грядущего судить живых и мертвых Господа. Они ушли в ту страну, где, по обетованию Церкви, для верующих и в вере и уповании жизни вечной скон­чавшихся уже нет ни печали, ни воздыхания. А мы, грешные... Мы все еще стенаем в юдоли плачевной, все еще обуреваемся волнами не только житейских попечений, но и тяжких бед и напастей и переживаем страшное время, когда смерть, как темная тень, летает над головами близких нам воинов, родных наших братьев, сынов, дорогих наших друзей. И кто знает, что ждет нас в наступающем году? Скоро ли и чем кончится эта ужасная война? Скоро ли Господь снимет с наших подвижников-воинов тяжелый голгофский крест? Скоро ли наста­нут времена мирные и нашим братьям-беженцам приведет Бог вернуться на свои пепелища, восстановить родные храмы Божии, устроить свои разоренные гнезда?..

Но не будем, братья, унывать! Уныние есть один из смертных грехов. Да и нет причины к безнадежному унынию. Ведь надо твердо помнить, что Бог одного от нас хочет – сыне, говорит Он, даждъ Ми твое сердце! А чтоб отдать Богу свое сердце, надо прежде очистить его слезами покаянными. А у Бога уж такой закон: сердце сокрушенно и смиренно Он никогда не уничижит. Грядущего ко Мне, говорит Господь наш, не изждену вон. Кто себя всецело предал Богу, того Бог и очистит, и обновит, и соделает новым творением во Христе Иисусе. “Предай себя Богу, как глина горшечнику”, – говаривал один старец, – “и Бог соделает из тебя сосуд благопотребный для благодати Своей”! Не напрасно устами одного невинного младенца Дух Божий изрек, что во всей молитве Господней самое главное, самое нужное прошение: да будет воля Твоя, Отче наш! Это прошение совмещает в себе, в сущ­ности, все другие прошения. В самом деле, есть воля Божия на то, чтобы в нас и чрез нас святилось и прославлялось всесвятое имя Божие; есть воля Божия на то, чтоб соделались мы причастниками Царствия Его; хочет Бог питать нас и хлебом насущным, хочет, чтоб мы подражали Его милосердию в прощении ближним нашим, дабы самим нам заслужить прощение от Бога; не хочет Господь вводить нас в непосильное искушение и всегда готов избавить нас от лукавого – как от отца всякого лукавства – диавола, так и от всех исчадий его – всех бед и напастей. Итак, хочешь ли себе и родной своей России счастья, мира, всего, чем благословляет Господь любящих Его? – Не мудрствуй много – предай себя всецело воле и водительству Божию и сам исполняй волю Божию, в чем всегда готов тебе помогать Гос­подь Своею благодатью, и ты увидишь, яко благ Господь ко всем ищущим Его и исполняю­щим святые заповеди Его. Твое сердце ощутит желанный мир, ты готов будешь понести все скорби, все лишения, если судит сие Господь; а если и все мы, русские люди, пойдем сим путем, то для всех нас, для всей Русской земли начнется новая жизнь, новое счастье. Исчез­нет всякая тень уныния, ибо благословит Господь всех нас, всю нашу Русь православную, во всех путях наших, и увенчает победами воинство наше и миром Отечество наше.

Видите, возлюбленные: все зависит от нас, от нашего доброго произволения – обратиться к Господу целым сердцем и взыскать пути Его покаянием и исправлением жизни своей. Повторяю, Господь всегда готов со Своею благодатною помощью, чтоб встретить с распростертыми объятиями, Он ждет нас, как благостный отец встречал блудного сына. Надо начать новую жизнь. Мы вступаем в новый год: пусть и жизнь наша начнется по-новому, по-Божьи. Се ныне начах, как говорит песнопевец. “Каждый день полагай начало”, говорят и святые отцы. – Аще падеши – восстани, помни: не тот грешник, кто падает и тотчас же встает, кается, от греха своего отрекается, а тот, кто пал и лежит, не хочет встать, валяется в грязи греха своего и не хочет видеть простертую к нему десницу Божию, зовущую его к покаянию, указующую ему путь спасения в делании заповедей Господних.

Начнем же с нового года новую жизнь: к этому зовет нас Господь и словом евангельским, и нашею совестью, и самыми бедствиями тяжкой, жестокой войны. Благослови, Гос­поди, венец лета благостию Твоею! Аминь.


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 7. 1916 г. - 1916. - 188 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 301-350).

Комментарии для сайта Cackle