архиепископ Никон (Рождественский)

314. Во Христе – наша свобода

Страстию Твоею, Христе, от страстей

свободихомся и воскресением Твоим

от нетления избавихомся: Господи, слава Тебе.

Дивны пути Господни в деле нашего спасения! Согрешили первые люди; грех возобладал над человеком, и стали люди рабами греха, как говорит Господь: всяк творяй грех раб есть греха (Ии. 8:34). И свил себе гнездо грех в сердце человека, и стал властно, как господин, повелевать им. И укоренились там исчадия его – страсти, и терзают сердце чело­веческое, созданное для любви к Богу и ближнему, а совесть, этот неумолимый, беспощадный судия, обличает в измене Божиим заповедям, требует возмездия и уже здесь, на земле, дает предощущать грядущие муки вечные, уготованные не людям, а диаволу и ангелам его. Поистине, грешник есть непрестанный мученик своих страстей! Верно слово великого Апо­стола Христова: окаянен аз человек! Кто избавит мя от тела смерти сея? Не еже бо хощу, доброе, творю, но еже не хощу, злое, сие содеваю (Рим. 7:24,19). Кто освободит меня от этих постоянных мук, терзаний, в борьбе с самим собою, с врагом, живущим в моем же сердце – с грехом?

Если бы люди были всегда внимательны к самим себе, к движениям своего внутреннего человека, если бы произвольно не отдавали себя в рабство собственным страстям, если бы не заключали с ними преступного союза, в котором находят минутное, обманывающее их забвение своего рабства, то этот вопль Апостола громко раздавался бы среди сынов Ада­мовых во всех концах грешной земли. Но он и слышан был среди лучших людей, и плакали они плачем великим, жалуясь на самих себя, на свою беспомощность: изведи из темницы душу мою, вопияли они: от тайных моих очисти мя! Аще беззакония назриши, Господи, Гос­поди, кто постоит?.. Даже среди язычников слышалось: если не придет на землю Сам Бог, то люди никогда не узнают Его и не найдут путей к Нему. И люди все глубже и глубже погружались в омут греха, все безнадежнее отдавались своим страстям, и всему роду чело­веческому угрожала погибель.

Но вот пришел желанный Освободитель, пришел Он, Чаяние народов, пришел Свет к омраченным, пришел в мир Спаситель мира. Не во славе Божественного величия явился Он среди земнородных: Он пришел в подобии плоти греха (Рим. 8:3). Он принял на Себя наше немощное естество, нашу плоть, нашу душу, во всем, кроме греха, стал родным нам человеком и принес нам неоцененный дар – свободу от греха, от страстей, от муки вечной. Каким образом? А вот в том-то и дивны пути Его в деле нашего спасения: не всемогущим повелением Своим освободил Он нас от страстей наших, а Своею страстию безстрастною, Своими страданиями. Не блистанием Божественной славы Своей прогнал Он от нас поработителя нашего, а крестными муками, по навету сего же врага Ему нанесенными, но воль­ною волею Им воспринятыми. Не славою Его, а бесчестием, поношением Его мы получили свободу. Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, – язвою Его мы исцелехом (Исаии. 53:5). Ибо тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:15).

Да, братие: Он понес бесчестие, а мы восприяли честь сынов Божиих; Он пострадал, а мы от страстей получаем свободу; Он умер, а мы получили право на вечную жизнь; Он воскрес и нам уготовал воскресение в жизнь вечно блаженную. И это творит Тот, Кто еди­ным словом мир создал, Тот, Кого трепещут не только бездны, не только миродержители тьмы века сего, но и самые силы небесные, но Он восхотел взойти на крест, чтоб показать нам любовь Свою Божественную и нас научить любви. Он возлюбил нас, сущих в мире, до конца (Ин. 13:1) и умер за нас. Слава долготерпению Твоему, слава любви Твоей, Любовь всесовершенная! Дивны и предивны дела Твои, дивны и непостижимы! Святые Апостолы раскрывают нам тайну любви Божией к роду человеческому, к нам, грешным. Бог стал Чело­веком; Он хочет и человека соделать причастником божественного естества (2Петр. 1:4). И сие соделывает любовь Его: приискренне соединившись с нами, восприяв наше есте­ство, Он и нас соединяет, роднит с Собою в дивном таинстве тела и крови Своей. Слышите, что глаголет Он? Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6:56). Так Он соделывает нас членами тела Своего – Церкви Своей. Страждет Он – в Нем страждем в очах правды Божией и мы, яко члены тела Его. Причащаясь тела и крови Его, мы получаем от Него и благодатные силы побеждать свои страсти. От нас Он требует только одного – нашего сердца: сыне, даждь Ми твое сердце (Притч. 23:26) – твое доброе произ­воление. Хочешь получить свободу от страстей? – Будь живым членом тела Его – Церкви. Возвратись к Нему, как блудный сын, в сознании твоей греховности, твоей беспомощности, а Он уже ждет тебя, распростирает навстречу тебе Свои объятия со креста, зовет тебя гла­сом отеческой любви. Отдай же Ему свое измученное страстями сердце, и Он исцелит его. Отдай Ему свою обессиленную грехом волю: Он укрепит ее. Соединись, соединись с Ним в Божественном причащении Таин Его, и ты почувствуешь, что Он пришел к тебе и вече­ряет с тобой. Вот ныне пред нами священное напоминание любви Его, возлюбившего нас даже до позорной смерти на кресте: упади пред сею плащаницею, пожалуйся Ему на свое бессилие, свое непостоянство, свое рабство страстям. Он силен тебя освободить, исцелить, утешить, соделает новым человеком, и заживешь ты новою жизнью еще здесь, на земле, а когда придет час твоего исхода в другую жизнь, то перейдешь туда в надежде воскресения жизни вечноблаженной.

Братие! Мы переживаем страшное время. Злые страсти колеблют самые основы мирного человеческого бытия на сей грешной земле. Как лютые звери, они терзают сердца уже не только отдельных людей, но и целых народов. Гордыня, корыстолюбие, необузданность всяческих похотей дошли до крайних пределов в среде отрекшихся Христовых заветов неко­торых забывших Бога народов, и кровь льется реками, люди истребляются тысячами, и оро­шается слезами лице земли.

Припадем же ко Христу Спасителю нашему и возопиим Ему из глубины души: Господи Иисусе, страшные страсти на кресте претерпевший нашего ради спасения! Твоими спаси­тельными страданиями освободи нас и весь мир Твой от страстей и воскресением Твоим обрадуй нас: мир умири, Церковь Твою сохрани и нас в покаянии приими, помилуй и спаси. Аминь.


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 7. 1916 г. - 1916. - 188 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 301-350).

Комментарии для сайта Cackle