протоиерей Олег Стеняев

Беседа 24. Бокал вина для пророка Илии. Черное пламя ада. Почему евреи хорошо живут. Почему у обезьян не отваливаются хвосты? Исполняем две песни в сопровождении гуслей. Осторожно, двери закрываются!

Сегодня мы начинаем изучение 15 главы. Глава начинается следующими словами: «И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия» (Откр.15:1). Итак, здесь говорится о том, что ярость Божия, которая обрушивается на мир, как бы подходит к завершению. Рассказывается о том, как будут оканчиваться суды Бога над людьми, как прекратится Его гнев и закроется дверь спасения. Сейчас дверь спасения открыта, но вот в этой главе мы увидим указание на то, что так будет не всегда. Еще апостол Павел говорил, что «ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим.11:25). Потом дверь спасения будет закрываться для языческих народов и будет открываться для Израиля, для евреев – они будут последними обращенными к Богу. Потому что Господь пощадит семя пророков, семя патриархов, Авраама, Исаака и Иакова.

И, как я вам говорил, на землю будут посланы два Божьих свидетеля. Пророк Божий Енох, который живым взят на Небо. Как сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт.5:24). И пророк Божий Илия, который тоже был живым взят на Небо в огненной колеснице. Они явятся на землю, и персональная миссия пророка Илии будет заключаться в том, что он будет евреям разъяснять их заблуждения. Он им откроет истину об Иисусе Христе. И иудеи до сих пор ждут пророка Илию, когда же он придет. И когда они совершают обряд Пейсаха (иудейской пасхи) в своих домах, – двери не закрываются в эту ночь, а на край стола ставят бокал с вином для пророка Илии. Если он зайдет в какой-то еврейский дом, то сразу для него бокал вина приготовлен. То есть, Господь поддерживает и усиливает в них эту мысль. Для чего? Хотя они и неправильно сейчас верят, но Он усиливает в них эту мысль: что надо ждать пророка Илию, который всё разъяснит. Это Господь делает для того, чтобы они приняли Илию и его свидетельство о Сыне Божьем, о Господе нашем Иисусе Христе.

Как я уже сказал, мы не можем испытывать никакого злорадства по поводу того, что случилось с евреями. Мы видим, что произошло с западной церковью, с Римской церковью, мы видим, что произошло со священной Византийской империей, мы видим, что произошло с Российской империей. Проблем у нас, у христиан, своих хватает, чтобы еще злорадствовать по поводу проблем других народов.

И мы читаем истолкование Андрея Кесарийского на 1 стих 15 главы: «Везде берется число семь и этим указывается, что неправды, дерзновенно допущенные в семь дней нашей жизни, будут обузданы семью язвами и семью Ангелами». То есть, здесь число семь в истолковании Андрея Кесарийского приобретает несколько другой смысл.

Когда мы читали о семи подсвечниках, светильниках, то это был символ благодатной полноты – семь светильников. Когда мы читали об Ангелах семи церквей – это тоже свидетельство о благодатной полноте. Число 666 свидетельствует о повреждении благодати, потому что любая шестерка – это урезанная семерка. А здесь число семь – вот эти семь Ангелов, которые являются, – это число, осуждающее все наши бытовые грехи, которые мы совершаем в течение всей недели. За совершенные нами бытовые грехи эти Ангелы как раз и будут воздавать людям, за обычные повседневные преступления. Бытовой грех самый страшный, потому что он повседневный. У нас, если рассказывают о каком-нибудь убийстве и говорят:

– Это произошло на бытовой почве, – это как бы нормально считается.

А вот это как раз и ужасно. Что такое убийство на бытовой почве? Это отец убил сына или сын убил отца. Это самые страшные преступления. А в нашей стране вот как-то к такому словосочетанию – бытовое преступление – относятся спокойно. И это совершенно неправильно. Потому что каждый день седмицы мы должны посвящать Богу.

И мы читаем далее, 2 стих: «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии» (Откр.15:2). Ну, «стеклянное море, смешанное с огнем», как мы и отмечали уже, очень напоминает нам город из стекла и бетона. Если на него посмотреть сверху, особенно ночью, когда везде горят электрические фонари, в домах электричеством светятся окна, – любой современный город будет выглядеть, как «стеклянное море, смешанное с огнем». Это такой вот пророческий образ был дан Иоанну Богослову.

Но, с другой стороны, мы можем обратить внимание на то, что раньше было море, подобное кристаллу; мы ранее читали, что море было из кристалла, то есть как бы из драгоценного камня. А здесь уже море «стеклянное». И к тому же «смешанное с огнем». Что это за образ?

Андрей Кесарийский поясняет: «Под видом же стеклянного моря показывается будущая жизнь и прославление святых. “Стеклянное море”, думаем мы, означает множество спасаемых, чистоту их покоя и светлость святых, лучами которой они воссияют подобно солнцу».

Кристалл лучше стекла, согласитесь. Что это значит? У Варсонофия и Иоанна сказано, что христиане последних времен будут исполнять меньше, но для Бога они будут более угодными, чем христиане древние. Почему? Потому что это последняя битва. Последняя битва, уже никого не осталось почти, кто был бы предан Христу, таких будет очень мало. Поэтому для Господа и такой христианин будет представлять огромную ценность, христианин последнего времени. Именно о таких христианах сказано: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян.2:21). То есть, это будет особое время, и это будет особая ответственность. Те, которые выживут среди мглы царства антихриста, это будут удивительные люди.

«Смешанное с огнем», – Андрей Кесарийский поясняет: «“Море, смешанное с огнем”, это нужно понимать из слов апостола: “огонь испытает дело каждого, каково оно есть”. Этот огонь нисколько не повреждает чистых и не осквернившихся, потому что, по изречению псалмопевца, обладает двумя свойствами – одним, попаляющим грешников, другим, как понимал это Василий Великий, просвещающим праведных». Вы видите, мы думаем, что есть два огня: Божий огонь просвещающий, огненные языки Духа Святаго, и адский огонь. А вот Василий Великий и Андрей Кесарийский говорят, что огонь-то один. Но для одних он просвещающий огонь, а для других он – огонь мучения.

Вот вы приходите в храм с радостью, стоите, молитесь, вам радостно пребывать в храме. А вот поставь сюда неверующего – для него же будет мучение стоять на одном месте, он будет с ноги на ногу переминаться, он будет крутиться, вертеться, он начнет ходить по храму туда-сюда. То, что для вас в радость, для неверующего будет в мучение.

Так вот и об этом огне Божьем сказано, что грешных он будет попалять, сжигать, а для верующих он будет огнем благодатным. В Писании сказано: «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:29). Что значит «огнь поядающий»? Для верующего это означает, что он поядает, поедает, попаляет его грехи. Мы с вами молитву к Причастию читаем и просим, чтобы Господь попалил наши грехи. Для нас это хорошо. А неверующие – они отождествили себя с грехом, и когда начинают попаляться их грехи, – а грехи в них как воплощенные, – они и сами попаляются. Потому что в них нет этого разделения. Грех – во мне, и мой ум – в Боге. Как апостол Павел говорил: «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7:22–23). То есть, в христианине всегда есть различие между его дурными поступками и его религиозным чувством. А неверующий отождествляет себя со своим грехом. Он сросся с ним. И когда попаляется грех, попаляется и он – как по живому выжигается из него. А христианин радуется, когда в нем попаляются грехи. Слава Богу! Ему легче становится.

Поэтому духовный мир, как некоторые отцы говорили, он один и тот же. Но, для одних он Рай а для других – ад. А пламя, как мы видим, по истолкованию Василия Великого и Андрея Кесарийского, – одно, пламя-то. Но для одних это просвещающее пламя, а для других – адское пламя. Причем, святые Отцы говорили, что адское пламя не освещает. Оно будет черное. В аду будет тьма кромешная.

Поэтому вот эта жизнь земная имеет бо́льшее значение, чем жизнь будущая. Потому что вопрос – Где мы будем находиться в вечности? – решается только сейчас, а там уже ничего нельзя будет поменять. Поэтому решающая жизнь – это жизнь земная. Если мы здесь ничего не решим с собою, ничего не изменим, то так и будем вечно находиться в не проявленном состоянии, в мучениях, в ужасе, во мраке адского пламени. Скажем себе:

– Стоп! Я грешил, все мы грешники, нет ни одного праведного. Но хватит уже!

Сказано в Писании: «нет праведного ни одного» (Рим.3:10). Но надо когда-то остановиться, сказать:

– Всё, я вот с этого момента не буду грешить.

Получится не грешить? Не получится! Но для Бога важно наше желание не грешить. Наше желание – это и есть проявление нашей свободной воли, когда мы, прежде всего, не соглашаемся со своим собственным грехом. Ну, легко не согласиться с грехом соседа. А у нас сосед – пьяница, а у нас сосед – матершинник… Дверь закрыли – и всё, и не видим его. А надо со своим грехом не соглашаться, от него-то дверь не закроешь, от себя не уйдешь.

Итак, мы должны понять, братья и сестры, что свет Христов, который просвещает нас, – для других страшное ослепление, как вспышка на солнце, как буря света. Даже, вот, казалось бы, мы сейчас сидим, слушаем слово Божие, и то каждый из вас ищет для себя удобное положение тела: то на одну ногу оперся, то на другую, кому-то уже и есть захотелось, – это естественно. Ничего плохого в этом нет. Но это показывает нам, насколько ситуация может быть многогранной – вроде духовно просвещаемся, а плоть немножко протестует. В Писании сказано: «…плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17). Это вот еще вопрос, кто за кем пойдет. То ли плоть пойдет за духом, то ли дух пойдет за плотью.

Духовное просвещение нам нужно для того, чтобы плоть знала свое место. Для того, чтобы жить хорошо в этой земной жизни, достаточно исполнять Божий Закон. И Бог будет благословлять. Этот Закон Божий, который дан через Моисея, – это закон для жизни на земле. А вот для того, чтобы попасть в Царство Небесное, надо исполнять Евангельский Закон.

Вот евреи почему здесь хорошо живут? Потому что они стараются Моисеев Закон исполнять. Но они совершенно не думают о будущей жизни на Небесах. Они так живут, как будто не будут умирать совсем. Занимаются ростовщичеством, обирают целую страну. А у них это разрешается, заниматься ростовщичеством среди не иудеев. Считается, раз чужой народ – можно грабить. Это своих грабить нельзя.

А мы должны для себя стяжать благо вечное, будущее, непреходящее, неизменное, поэтому, мы лучше здесь потерпим.

Я читал в одной книжке такую историю.

Жил один мудрец, и у него была школа учеников, он их обучал Писанию. И вот – это было в древности, – люди его селения захватили в плен женщин, и привели к этому учителю, мудрецу, в его дом и поместили их всех на чердак. А чтобы мудрец до них не добрался, они лесенку сняли – она тяжелая, ее три человека только могли поднять, эту лестницу, – и положили ее на пол. Ну, чтобы он себя не искушал. Вот он ходит, этот мудрец, смотрит, – там открыт люк на чердак, и женщины его зовут к себе:

– Иди к нам. Весело будет!

И он лестницу схватил, у него откуда-то силы появились, и поставил ее. И уже полез к ним. А во дворе дети бегают, которых он обучал Закону Божию. И вот этот еврейский раввин залез до середины лестницы и стал кричать:

– Помогите, помогите, равви горит, равви горит!

Дети прибежали с улицы, видят, – он на середине лестницы, вцепился в нее, весь какой-то распаленный, а там наверху женщины, и они сразу всё поняли, что случилось и говорят:

– Ну, равви, ну зачем ты нас позвал, ведь так стыдно за тебя, мы все покраснели…

А он им сказал очень интересные слова:

– Послушайте, мои ученики. Лучше будет, если за меня вы будете краснеть в этой жизни, чем в будущей.

То есть, лучше испытать стыд в этой жизни, разоблачая свои собственные грехи, чем потом стоять и краснеть на Страшном Суде. Вот это будет хуже, горше, это будет более опасно для человека!

Итак, мы читаем далее, что «…стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии». «Гусли Божии», струнный инструмент. Эти «гусли Божии» символизируют их стройность. То есть стройность, соборность – имеется в виду их единство. Если одна струна настроена так, а другая иначе, а третья вообще расстроена, играть гусли не будут. Чтобы гусли играли, надо все струны настроить в определенной последовательности. Эти гусли свидетельствуют о соборном согласии людей, победивших зверя. Вот, оказывается, почему они преодолели антихриста и его искушения, – потому что у них было соборное сознание.

Что такое соборное сознание? Это когда ты понимаешь, что твоего духовного опыта недостаточно. И ты читаешь Священное Писание, ты читаешь святых Отцов, смотришь разные истолкования. Если ты так поступаешь, то ты уже пребываешь как бы в сокровищнице духовного опыта Церкви. Ну, вот, согласитесь, если бы сейчас к нам в храм зашел святитель Иоанн Златоуст, конечно, было бы интересней слушать его, чем меня. Я бы сел вместе с вами, а он бы с нами общался. Но ведь мы можем с ним общаться! Мы можем прийти домой, взять книгу святителя Иоанна Златоуста, открыть и читать. Это то же самое его слово, которое он говорил, но в записанном виде. Мы и с Богом общаемся, когда читаем Библию. Ибо Библия называется словом Божиим, мы слышим это слово. Мы можем общаться и с Василием Великим, и с Григорием Богословом, читая книги этих святых. Изучаем книги Григория Паламы – и он как бы беседует с нами. Поэтому вот эти «гусли Божии», как они называются, – это согласованность соборного опыта Церкви. Иоанн Златоуст любил апостола Павла, его писания, хотя он жил совсем в другое время, между Иоанном Златоустом и апостолом Павлом более 300 лет. Иоанн Златоуст называл апостола Павла «арфой Духа Святаго». Он говорил: «Апостол Павел – это арфа Духа Святаго». Почему? Потому что слова апостола Павла – как арфа согласная, настроенная, без фальшивых звуков звучали перед Богом.

И вот они стоят и поют песнь, «победившие зверя и образ его». А вы помните, какой образ? Он живой. Это искушения телевидения, оказывается. Там сказано: в образ будет дан дух, энергия, и он оживет, этот образ. Что такое энергия? Вот включил телевизор в розетку, и изображение оживает. Раньше, конечно, в древности, когда люди читали, они не понимали, как это: изображению будет дана какая-то сила, и оно оживет? А мы с вами постоянно теперь это видим. Может быть, мы и антихриста уже видим по телевизору. Мы не знаем, кто это. Может быть, его уже и показывают. Так, между прочим. Приучают нас потихоньку.

И вот эти люди победили зверя, то есть звериную идеологию. Вы, наверное, слышите, что политики говорят:

– Нам нужна национальная идея. Национальная идея.

А однажды наш президент такое сказал, что я прямо за него испугался. Он сказал:

– Национальная идея должна заключаться в том, что все должны конкурировать друг с другом.

Представляете? Все будут подсиживать друг друга, конкурировать друг с другом?.. Это и есть звериная идеология. Борьба за выживание. Там сильный зверь поедает слабого. Когда сильный зверь ослабеет, на него мелкие звери нападают и грызут его.

Так вот нам надо преодолеть искушения звериной философии и идеологии. Это очень опасная философия. А чтобы человека ввергнуть в объятья этой звериной философии, человеку говорят:

– Ты произошел от обезьяны.

И он смотрит, как себя ведут гориллы. Смотрит на них и думает: надо же, вот от них произошел. И он начинает оправдывать свое поведение. Он говорит:

– У меня инстинкты такие, инстинкты виноваты.

А представляете, маленьким детям говорят:

– Вы произошли от обезьяны.

А потом удивляются, что дети ведут себя как обезьяны. Не надо удивляться, их так взрослые научили. Мы должны четко понимать, что человек создан по образу и подобию Божию. А нас хотят превратить в подобие обезьяны. Представляете, какое преступление, какое богохульство в этой идее Дарвина? Дарвин говорил:

– Вот, ходила обезьяна, потом у нее хвост отвалился, потом ушки поменьше стали, челюсть поприличнее…

А что же сейчас обезьяны не теряют хвостов? Люди уже много тысячелетий наблюдают обезьян, и ничего такого не заметили. Это вот как раз попытка обосновать звериную философию наукообразно. И никто не смог найти недостающее звено между человеком и обезьяной. Это всё мифы религии антихриста. Значит, нам надо отойти от духа зверя, от стремления к абсолютно эгоистичному существованию за счет других людей, преодолеть соблазны живых образов телевидения, преодолеть и число имени его надо преодолеть.

Как я уже сказал, каждая шестерка – это урезанная семерка. То есть это такой безблагодатный перевертыш, бесовский перевертыш. И вот, похоже, верующие смогут противостоять всему этому, если у них будут гусли Божии в руках – то есть соборная, церковно выверенная позиция.

Но сейчас, к сожалению, в Церковь проникают разные идеи. Я вот так понаблюдал за развитием богословской мысли в историческом разрезе, посмотрел книги по богословию, которые были в XIX веке, в XVIII, в начале XX века… У нас получается, что каждое столетие где-то примерно два раза меняют богословскую направленность. То была так называемая юридическая теория, потом пришла органическая богословская теория. Сейчас энергетическая богословская теория, потом, может быть, космизм какой-то появится в богословии… И все это преподносится как учение Православной Церкви. Я не буду уж в какие-то детали вдаваться, но я вам советую: если вы богословием хотите заниматься, читайте книги, изданные до революции. А вот книги, которые сейчас издаются по богословию, они негодные. В современных книгах по догматическому богословию – какое-то обновленческое богословие. Я посмотрел – Троицкая Лавра не все книги издает, а в основном дореволюционные. Лавра выпускает очень мало новых авторов, очень мало. А сейчас же так много православной литературы продают!

Вы вот старайтесь читать прежде всего святых Отцов. На первом месте должно быть Священное Писание, и уж затем читайте издания дореволюционных авторов. Потому что что-то страшное происходило с нашим богословием: то в одну сторону их бросало, то в другую, появлялись разные крайности. Мне очень нравится «Догматическое богословие» митрополита Макария Булгакова, это издание в двух томах, очень удачное; оно немножко схоластичное, но, по крайней мере, без новин, без каких-то обновленческих богословских эксцессов.

И вот, давайте смотреть дальше, что же поют эти люди, которые держат гусли Божии в своих руках. Третий стих говорит: «и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр.15:3). Чтобы нам противостоять антихристу, нам надо тоже петь песнь Моисееву и песнь Агнца.

Ну, вы, наверное, думаете: а где слова достать, ноты? «Песнь Моисея и песнь Агнца» – это Закон Божий и Евангелие. Закон Божий – это пять книг Моисея, пять первых книг Библии, а песнь Агнца – это Евангелие. Что означает петь две песни? Это означает, что мы должны соблюдать заповеди Божии, которые Бог дал через Своего пророка Моисея, но, так как мы не можем исполнить весь Закон до конца, нам надо еще и петь песнь Агнца, то есть проявлять упование на то, что прощение наших грехов даруется нам в Иисусе Христе, в Сыне Божьем, нашем Спасителе. И вот, если мы совместим стремление исполнить Божью заповедь, а там, где не получится, проявим полное упование на спасительную Кровь Сына Божия, это будет означать, что мы поем две песни – песнь Моисея и песнь Агнца. А текст этих песен – вот, под одним переплетом. Библия состоит из двух частей: Ветхий Завет, песнь Моисея, и Новый Завет, песнь Агнца. Видите, что является спасительным для нас? Слово Божие – оно обладает спасительной силой.

Если мы живем так, как будто поем песнь Богу, – жизнь как песнь, это очень важно, – тогда мы устоим на стеклянном море, которые смешано с огнем, тогда мы сможем преодолеть идеологию зверя, сможем преодолеть искушение его образа, сможем отвергнуть его начертание, число его имени. Если именно две песни будут звучать в жизни нашей. Это лучшая форма прославления Бога.

К тому же у нас не просто две песни, у нас еще и гусли хорошие. Мы имеем хорошее музыкальное сопровождение. К Библии надо иметь хорошее сопровождение – это истолкование святых Отцов. Согласитесь, легче петь, когда музыка звучит правильно, не фальшиво. И понять Библию мы сможем, если у нас есть инструмент, который помогает нам это сделать. Самостоятельно изучать Библию очень трудно, практически невозможно, а когда мы разбираем Священное Писание по истолкованию святых Отцов, то мы имеем соборное в?идение Божественного Откровения. Мы совмещаем Священное Предание со Священным Писанием. В том смысле, что мы с помощью Священного Предания устанавливаем канон Священного Писания, а с помощью Писания мы устанавливаем святость Священного Предания. Если кто-то начинает что-то нам доказывать, но это не соответствует Библии, мы говорим:

– Нет, это не Православие. Извините. Это красиво, это интересно, но это не Православие. Потому что Православие должно основываться на Божественном Откровении.

И они поют: «велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр.15:3–4).

«Песнь Моисея» была сложена тогда, когда евреи выходили из Египта. За ними погнались египтяне на колесницах, они решили их убить в пустыне, и евреям некуда было бежать, перед ними было Чермное море. Сейчас оно называется Красное море, в Египте. И Моисей помолился, и море расступилось и стало стеною с одной стороны и стеною с другой стороны. И пророк Божий Моисей вел народ еврейский посреди моря. И они шли, и море стояло двумя стенами справа и слева. И они вышли на Синайский полуостров, а египтяне в своем дерзновении бросились их догонять. Но когда народ Божий вышел из моря, волны сомкнулись над египтянами, и они стали тонуть. А на израильтян напал Амалик, амаликитяне, язычники, которые жили на Синайском полуострове, израильтяне над ними одержали победу.

И вот Моисей на исход из Египта сочинил песнь. Это песнь освобождения. Святые Отцы духовно истолковывают образ Моисея, образ фараона, даже образ прохождения сквозь море, сквозь воду. Святые Отцы говорят, что фараон символизирует собой дьявола, который хочет удержать нас в своем рабстве. Через наши личные грехи дьявол нас всех сковал цепями. А Иисус Христос как новый Моисей выводит нас из рабства дьявола, фараона мысленного. И мы проходим через воду Крещения. Когда нас крестят в воде, то вспоминается, что израильтяне, выходя из рабства, проходили сквозь море. И мы, пройдя сквозь море, одерживаем победу над Амаликом. Отцы говорят: «борьба с Амаликом мысленным», то есть мы крестились, а помыслы еще остаются, с ними надо бороться.

И сорок лет ходили иудеи по пустыне, пока не вошли в землю обетованную. Для нас обетованная земля – это Царствие Небесное. Мы сейчас в странствии находимся. Земная Церковь называется «странствующей» или «воинствующей», а небесная –«торжествующей». То есть, когда мы умираем, мы достигаем этой небесной духовной земли, обетованной для нас, обещанной от Бога.

В Писании сказано: будет новая земля, новое небо, новый Иерусалим, сходящий с Небес. Моисею. Поднявшемуся на Синай, – это была самая высокая гора в том месте, – Бог показал духовную гору. Там сказано: «воззвал к нему Господь с горы» (Исх.19:3), то есть с другой горы. И когда он увидел духовную гору, он понял, что он находится только у ее подножия, что он еще никуда не поднялся. Хотя он и стоял на самой макушке Синая. И вот, когда нам кажется, что мы поднялись на какую-то вершину, на самом деле мы еще у подножия, пока только у подножия.

Для того, чтобы нам совершить свое странствие по земле правильным образом, мы должны петь две песни. Песнь Моисееву, соблюдать Заповеди Божии, – нам дано десять пальцев на руках и на ногах, потому что есть десять заповедей Божиих. Это значит, своими руками надо стараться исполнять эти заповеди, своими ногами надо спешить исполнить Закон Божий. Как псалмопевец Давид говорил: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105). Если мы грешим, мы же часто руками грешим, мы ногами своими спешим ко греху. Закон Божий, песнь Моисея, должен звучать в нашей жизни.

Но без песни Агнца это будет неполная жизнь. Это будет иудаизм, а не христианство. Поэтому мы должны иметь Закон Моисеев, и благодатный Закон Евангелия, и арфу Божию, Священное Предание Церкви, тогда всё будет согласованно, тогда наша жизнь действительно будет чем-то цельным.

И мы читаем далее, 5 стих: «И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе» (Откр.15:5).

Что такое «храм скинии свидетельства на небе»? Есть небесное святилище, в котором пребывает Господь. Бог вездесущ, но есть небесное святилище. Когда Моисей поднялся на гору Синай, он увидел подножье горы Божией, и ему было показано небесное святилище, он видел небесный храм, небесную скинию. И ему было сказано: «всё [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх.25:9).

Небесная скиния – это то самое место, – как об этом рассказывает апостол Павел в Послании к Евреям, – куда вознесся Сын Божий. Он же вознес нашу плоть. Куда? Во святое святых. Пред лицо Божие. Чтобы вот эта плоть Его, изъязвленная за наши грехи, с пробитыми руками, с пробитыми ногами, чтобы она являлась залогом непрерывного ходатайства за нас. То есть, Бог Отец смотрит на нас через Своего Сына. И видит нас искупленными, прощенными.

За наши грехи заплачена самая великая цена. Цена Крови Сына Божия. Поэтому мы не должны делаться рабами человеков, человеческих учений, человеческих страстей, человеческого звериного образа жизни. Мы должны осознавать, что Тело Христово – это величайшая жертва умилостивления, поэтому и сказано в Писании: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

Христос – Он Богочеловек. Но вот, Его тело, Его истинное Человечество было принесено в жертву за наши грехи, хотя как Личность – Он с момента своего воплощения на земле, Он уже не отделяется от истинного Человечества, то есть в Нем неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно соединилось Божество и Человечество. Произошло полное единение, когда Христос взял на Себя нашу человеческую природу, мы все сроднились с Богом. Ведь Христос единосущен не только Богу Отцу, это по Божеству Он Богу Отцу единосущен, а по Своему Человечеству Он единосущен каждому из нас. Он же Бого-Человек. Представьте, Он единосущен каждому из нас! Если о Своем единосущии Отцу Он говорит: «Я и Отец – одно» (Ин.10:30), то, получается, в Своем единосущии по отношению к каждому из нас Он воспринимает нас как Себя. Поэтому Церковь и называется «тело Христово». Апостол Павел так и говорит: «вы – тело Христово» (1Кор.12:27).

И вот эта скиния, это особое место, вот эта небесная скиния, о которой мы читаем: «И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе. И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду…» (Откр.15:5–6).

Андрей Кесарийский поясняет: «Здесь говорится о небесной скинии, по образу которой повелел Бог Моисею устроить земную скинию. Из этого храма вышли Ангелы, которые в знак своей чистоты, близости ко Христу, краеугольному камню и светлости добродетелей, одеты в льняную одежду, или в чистый камень, как говорится в некоторых списках».

Дальше сказано про этих Ангелов: «…и опоясанные по персям золотыми поясами» (Откр.15:6). Андрей Кесарийский поясняет: «Они опоясаны по персям золотым поясом в знак могущества своего, чистоты, честности и полномочия служения».

И далее мы читаем 7 стих: «И одно из четырех животных…» (Откр.15:7). Архиепископ Аверкий поясняет: «Эти животные херувимы или серафимы, верховные ревнители славы Божией, исполнены глубочайшего ведения судеб Божиих».

Итак: «И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков» (Откр.15:7).

Золото в Библии очень часто символизирует божественную благодать. Вот и сам новый Иерусалим описывается как золотой город, где улицы золотые, стены золотые, причем, сказано, специально подчеркивается, – из чистого золота, это образ духовной благодати. Потому что золото – это очень теплый металл, он излучает как бы солнечный свет. Некоторые древние народы о золоте говорят, что это слезы солнца.

Но, смотрите, в этих чашах, которые будто чаши благодати, мы видим гнев Божий. Скорее всего, речь идет о том же самом огне, который для одних благодатный огонь (как люди радуются в Иерусалиме, когда огонь сходит на них!), а для кого-то он совсем даже не благодатный, а даже, наоборот, обжигает их.

Один человек рассказывал:

– Благодатный огонь сходит, христиане все радуются, а там еврейская полиция стоит, они толкают всех, пихают туда, сюда, и вот часто бывает – раз! – у полицейского шапка загорится, его тушить начинают, их благодатный огонь обжигает.

Вот, одним радость, а другим тяжелые ожоги, волдыри. Эти золотые чаши – это действительно символ заботы Бога о роде человеческом, потому что золото чистое – это символ благодати в Писании. Но то, что гнев в этих чашах, – скорее всего, связано с тем, о чем мы говорили – один и тот же огонь может быть попаляющим грехи и попаляющим грешников, которые настолько отождествили себя с грехами, что уже ничего нельзя сделать. Это как ампутация ноги при гангрене.

А когда уже гангрена пошла дальше, ничего нельзя сделать. Больной умрет. Так вот и в нашей жизни: мы дистанцируемся от греха, пусть даже грех каждый день повторяется. Святые Отцы говорят: каждый день может повторяться грех, а ты не соглашайся с ним. Не соглашайся с ним, отрекайся от него. А какая форма отречения от греха? Исповедь, слезное покаяние на молитве. Вот форма отказа, отречения от греха. И в печаль, в уныние не надо впадать, не надо отчаиваться.

Андрей Кесарийский учит: «Семь Ангелов приняли от четырех животных семь золотых чаш, преисполненных гнева Божия, как говорится и у Иезекииля (5,13), и это означает, что ведение о делании, как учит великий Дионисий, получается вторыми от первых» – то есть одни Ангелы передают свое служение другим Ангелам.

И дальше очень печальные слова, 8 стих, первая половина этого стиха: «И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его» (Откр.15:8). Казалось бы, как хорошо – храм наполнился славой Божией и силой Его. Но вот само это наполнение храма свидетельствует о том, что, как учат святые Отцы, в храм теперь никто не сможет войти. Помните, когда первый Иерусалимский храм освящали, в Библии сказано, что Бог наполнил Своим присутствием его так, что никто не мог войти. Что это значит? Дверь закроется. Дверь спасения закроется. В последние времена это произойдет. Хотя Господь будет медлить – когда антихрист будет уже убит, Господь сорок дней будет ждать, – может, кто-то покается. Но потом уже покаяться люди не смогут. Дверь спасения закроется.

Она уже сейчас закрывается для язычников и открывается для евреев. Мы видим, что многие евреи крестятся, отрекаются от иудаизма, становятся православными христианами, этот процесс уже идет. Это очень опасный для других людей симптом, потому что это свидетельствует о том, что ситуация меняется. Некогда для евреев была закрыта дверь, чтобы стать открытой для всех остальных народов, а сейчас, когда число язычников, предопределенных ко спасению, уже вошло, дверь закрывается, храм наполняется Божественным присутствием, никто уже войти не сможет.

Поэтому еще раз повторяю: то время, в которое мы живем – это время благоприятное, это время спасения. Сейчас вы можете исповедать любой грех. Когда вы умрете, перейдете вот этот рубеж, вы уже ничего не сможете исповедать, вы ничего не сможете изменить, вы ничего не сможете исправить. Кто в каком расположении духа покинет этот мир, такова и будет его участь. Поэтому мы должны понять, зачем мы ходим в храм. Мы ходим сюда, в этот дом Божий, потому что он еще открыт, это сейчас место спасения, здесь собирается церковь, здесь совершаются Таинства, это место, где проповедуется Евангелие, слово Божие, с амвона проповедуется.

Вот этот амвон, что он символизирует собой, вот этот полукруг? Камень, отваленный от гроба. Когда Христос воскрес, камень отвалился от гроба, упал и лежал вот так, полукругом. Это свидетельствует о том, что Христос сейчас жив для каждого из нас, воскресший Спаситель может воскресить и наши бессмертные души, но так будет не всегда. Дверь спасения для язычников будет закрываться, но открываться для евреев. Потом она окончательно закроется. Храм наполняется славой Божией, Его силой.

И мы читаем вторую часть 8 стиха: «и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов» (Откр.15:8). Всё, уже никто не сможет войти, доколе не окончатся все наказания, а потом уже будет Страшный Суд. Даже когда они предстанут перед Богом, они уже не смогут каяться, им будет сказано: вот, вам была дана земная жизнь, вы не воспользовались… То есть Бог не примет покаяния, которое человек будет пытаться сделать по необходимости. Когда он будет видеть присутствие Бога, Его Ангелов, – такое покаяние уже не принимается. Вот именно сейчас, когда мы не видим и веруем, мы блаженны, как Господь говорил: «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).

Итак, братья и сестры, вот эта земная жизнь – обладает величайшей ценностью для нас, поэтому если вы уповаете на снисхождение в той жизни, это не очень правильно. Все решается здесь. Там мы уже ничего не решим. Там одни будут наслаждаться, блаженствовать, другие находиться в муках, там уже ничего не исправишь. И более того, сказано, что между теми и другими будет заключена великая пропасть, и кто захочет из Рая перейти в ад – не сможет, и кто захочет из ада перейти в Рай – тоже не сможет. Это будут совершенно два разных мира.

Кстати, тела грешников будут отличаться от тел спасенных. Потому что у грешников на их телах будут проступать их грехи, их греховность будет выражена в их телах. То есть это будет совсем другая раса, если можно так сказать. Была же раса каинитов и раса сифитов. Каиниты последовали за Каином, за убийцей, а сифиты подражали праведному Авелю, который был убит Каином.

Сейчас Господь сохраняет узы родства, и у нас есть привязанность к нашим детям, к нашим внукам. Но эта привязанность заложена в нас для того, чтобы мы искали спасения и для тех, которые нам дороги. Родство обязывает.

Но в то же время есть такой парадокс, сказано: «И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф.13:57).

На самом деле проблем бывает всегда больше как раз в деле обращения родственников, поэтому чаще бывает так, что человеку удается лишь вымолить родственников. Я знаю очень много случаев, когда пожилые женщины очень долго молились за своих детей, но их дети обращались к Богу только после их смерти. Я не знаю, почему Господь так делает, но это происходит так. Может, Господь это делает для того, чтобы мы более ценили духовное родство? Почему, например, крестный не может жениться на крестнице? Потому что духовное родство ставится выше плотского. Кум и кума не могут вместе сочетаться, потому что духовное родство выше плотского.

Итак, тот мир будет менять нас, он поменяет все наши представления о ценностях, которые сейчас существуют в нашей жизни, многое из сегодняшнего для нас обесценится. А многое из того, на что мы не обращали внимания, будет играть очень важную роль в нашей жизни. В будущей жизни.

Но вот эти слова: «и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов» – это Божье предупреждение. Потому что всё – до определенного момента, до определенного времени. Но не расстраивайтесь: как я сказал, сейчас время благоприятное. Сейчас время спасения – пока человек жив, это значит – есть Божье намерение относительно этого человека. Господь ведет его определенным путем, проявляет заботу. Если человек еще живой – это значит, за него ведется борьба. И когда в нашей жизни какие-то болезни, переживания, гонения – это первый признак, что Небо не равнодушно относится к нам. То есть какая-то операция совершается, некий ангельский спецназ посылается – раз, – и печенка заболела, селезенка заболела… Ангелы – они умеют такие вещи делать. Это всё делается для того, чтобы нас духовно исцелить. Когда человек видит, что его тело буквально рассыпается, он начинает более ценить свою душу. Да что же он будет держаться за такое тело – нога отказывает, глаз не видит, поясница как чужая, зубы выпадают. Человек думает: ну, что ж будет дальше? А ему врачи говорят:

– Дальше хуже будет.

А мы, христиане, говорим:

– Дальше будет лучше.

Вот когда смерть пройдешь, сразу – великое облегчение. Многие люди, которые пережили состояние клинической смерти, да все люди, которые пережили состояние клинической смерти и имели некие чувствования, они все говорят в один голос:

– Мы не хотели возвращаться назад.

Никто не хотел назад возвращаться! Я видел афганцев, которые переживали такое состояние, видели свое тело со стороны, они говорят:

– Так не хотелось назад возвращаться! Там боль пропала, легкость такая… Чувствуешь себя, как будто помолодел невероятным образом, обновился весь. И назад возвращаешься – и возвращаешься в боль, в тяжесть.

Вот то, что мы называем «земное притяжение» – все это возвращается. Это все равно, что надевать испачканную одежду, представьте: надевать несвежие носки. Это неприятно, не хочется, а стирать уже некогда…

Итак, братья и сестры, сейчас время хорошее, вы можете запасаться духовным хлебом, изучать Писание, любой грех можете исповедать, самый ужасный грех, у нас батюшки добрые, обязательно прочитают разрешительную молитву, епитимью суровую не дадут… Надо оценить эту жизнь. В этой жизни мы имеем возможность причащаться Тела и Крови Иисуса Христа. Нам Ангелы завидуют.

Здесь мы как бы не понимаем череду событий; что-то происходит у нас в жизни, а мы не знаем, чем это кончится. Вот, заболел, а чем это кончится – помру или вылечусь? – человек не знает, а Господь, посылая нам что-либо в этой жизни, всегда знает всю череду событий и к чему это нас приведет. А в вечности и мы будем знать, оборачиваясь назад, почему нам Господь это давал. Оказывается, вот почему Он попустил-то нам это и то– это было необходимо для нас!

Итак, сегодня мы с вами рассмотрели 15 главу Книги Откровения, следующая глава у нас будет 16.



Источник: Беседы на Апокалипсис : (Откровение Иоанна Богослова) / протоиер. Олег Стеняев ; под ред. иерея Даниила Сысоева. - Изд. 2-е. - Москва : Благословение : Техинвест-3, 2010. - 584, [2] с. ISBN 978-5-86264-015-1

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Апокалипсис – Глава 10 протоиерей Геннадий Фаст

2. Беспредельность невежества и Апокалипсис Николай Петрович Аксаков

3. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 14. Евангелие от Матфея, глава 6, 9. «Отче наш. 1» протоиерей Олег Стеняев

4. Толкование на Апокалипсис – Глава шестнадцатая иерей Даниил Сысоев

5. Отечник Проповедника – Совершенство игумен Марк (Лозинский)

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VIII – Калигула профессор Александр Павлович Лопухин

7. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии – Свидетельства Священного писания ветхого и нового завета о святейшей Евхаристии или Литургии, Иван Иванович Дмитревский

8. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Солнце святитель Димитрий Ростовский

9. Истинное православие и современный мир – «Царство Божие на земле», «прогресс» или – Крест? архиепископ Аверкий (Таушев)

10. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Логгин, Муромский митрополит Евгений (Болховитинов)

Комментарии для сайта Cackle