протоиерей Олег Стеняев

Беседа 22. Жениться или не жениться? Жизнь как песня. Стань одним из 144 тысяч. Вавилон – зона духовного риска, выйди из него. Держи дистанцию! Архистратиг Михаил против Люцифера. Где ты будешь находиться в ближайшие миллиарды лет?

Сегодня мы продолжаем беседы по Книге Откровение Иоанна Богослова, и сегодня рассмотрим с вами 14 главу. В ней описывается состояние истинной Церкви во время царствования антихриста, состояние Церкви после исхода из Вавилона и изображаются суды, которыми завершится разрушение всемирного Вавилона.

Прежде всего давайте вспомним, что такое всемирный Вавилон. Всемирный Вавилон – это смешение разных политических и религиозных мировоззренческих систем. Всемирный Вавилон – это мир торжества оккультизма, магии и колдовства. В те дни, когда писалось это Откровение, под всемирным Вавилоном христиане понимали Рим, древний Рим, которым управляли языческие императоры. В иудейский период истории народа Божия Вавилоном было собственно само Вавилонское царство, в наше время Вавилоном является любая держава, которая открыто противостоит заповедям Творца, как мы в прошлый раз с вами беседовали, «бодается» против десяти заповедей Божиих.

Итак, мы читаем первый стих 14 главы: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр.14:1). «Сто сорок четыре тысячи», по истолкованию святого Андрея Кесарийского, «указывают или на многоплодие апостольского семени, из коих Божественная благодать избрала в каждом 12 тысяч, то есть полный плод веры спасенных или же девственников Нового Завета, чувственных и духовных, потому что в Ветхом Завете девственников было немного. Поэтому нужно отличать эти тысячи от показанных раньше и соединенных вместе по именам колен израильских, о девстве которых не говорилось». Такое истолкование нам предлагает святой Андрей Кесарийский.

То есть, раньше говорилось о ста сорока четырех тысячах, где перечислялись поименно колена израильские и имелись в виду те евреи, которые приняли верою Иисуса Христа, то сейчас мы увидим из контекста, что речь идет о девственниках, о которых сказано: «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники» (Откр.14:4). Девство – это особый обет, который человек дает Богу, о том, что он посвящает всю свою жизнь служению Творцу и народу Божию и не создаст свою собственную семью.

Такой образ жизни вел святой апостол Павел. Апостол Павел был девственник, и он писал в своих Посланиях: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1Кор.7:32–33). Также апостол Павел писал: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь… – и тут же добавлял: – Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор.7:27–28).

Семейная жизнь приносит не только радости, но и много проблем, особенно с воспитанием детей, содержат скорби во взаимоотношениях между мужем и женой. Но все, что я сказал, не в коей мере не противоречит честному браку, ибо первой заповедью, которую Господь дал людям в Раю, была заповедь: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.1:28). Поэтому ничего плохого в брачной жизни нет. Если вы вступили в брачный союз, старайтесь его блюсти, а молодые должны понять, что если было бы сказано: «плодитесь», то можно было бы иметь одного ребенка, но если сказано: «плодитесь и размножайтесь», то надо иметь больше двух, по возможности больше трех, больше четырех и так далее, сколько Господь пошлет.

Но, вернемся к нашей теме. Мы видим: Агнец стоит на горе. Андрей Кесарийский поясняет: «Под Агнцем нужно без сомнения разуметь Христа, стоящего не на другой горе Сионе, а в новом граде Бога Живаго». Видение раскрывало особенности будущего мира Божия, где есть своя духовная гора Сион, где есть новый город Иерусалим, сходящий с Неба, где будет новая земля и где будет новое небо. Это особый Божий мир, который существует уже сейчас. Возможно, наш мир существует параллельно духовому миру и, являясь слабым, тусклым отображением небесного бытия, приносит нам, хотя и небольшие, но какие-то радости.

Сказано, что у 144-х тысяч имя Отца небесного написано на челах. Есть такое истолкование: епископ Петр объясняет, что «это имя не есть буквальное название, и его начертание не есть вещественное. Имя означает отличительное качество духовное, или господствующий образ мыслей, желаний, чувствований, нравственный характер, образ жизни, из которого ясно видно, как будто из надписи на открытом челе, что избранные Божии всецело посвятили себя для почитания, служения и славы Иисуса Христа и Отца Его».

Имен Божиих много. Если мы будем смотреть тексты Ветхого Завета, то мы найдем там очень много имен Бога. Доминирует имя Яхве, которое иногда транслитерируется как «Иегова». Это имя встречается в Ветхом Завете около 7 тысяч раз. Другое очень распространенное имя Бога в Библии, в ветхозаветных текстах, это имя Элогим. Обычно имя Яхве встречается, когда речь идет об общении Бога со своими, со своим избранным народом, со своими избранниками из народа, а имя Элогим встречается, когда Бог является как создатель всех, в своем взаимоотношении не только со своими, но и условно с чужими, которые не принадлежали к ветхозаветной Церкви. Поэтому, когда специалисты-текстологи читают Ветхий Завет и видят, как варьируются имена Яхве и Элогим, то им становится понятно, к кому Бог обращает то или иное пророчество, ту или иную весть: к своим или к чужим. Но, впрочем, повторяю: для Бога чужих нет, для него все свои.

Итак, какое «имя Отца Его» написано на челах этих 144-х тысяч? Это имя есть духовная тайна. Истолкование епископа Петра показывает нам, что прежде всего это имя говорит о том, что нравственный образ этих 144-х тысяч свидетельствовал о них как о людях Божиих, и их лица свидетельствовали о том, что они святят имя Бога в своей жизни. О грешниках же в Писании сказано: «Выражение лиц их свидетельствует против них» (Ис.3:9).

И мы читаем 2 стих 14 главы: «И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих» (Откр.14:2). «Шум от множества вод, и громы, и играющие на гуслях, – по истолкованию святого Андрея Кесарийского, – указывают на звучность и ясность песнопений святых и вместе на стройность, красоту и гармонию их песни, оглашающую всю церковь и собрание первородных на небесах, написанных и согласующихся с единодушием святых в их умерщвлении телесных страстей как бы созвучием своих струн».

Андрей Кесарийский говорит здесь, что подлинная песнь, которую мы можем воспевать перед Богом, – это жизнь наша, когда она настолько нравственная, что она звучит, звенит, как песнь струнная перед лицом Бога. Жить так, словно ты из своих поступков слагаешь песенный псалом Богу. Вот тот идеал, к которому должен стремиться каждый христианин! Мы воспеваем святых именно потому, что их жизнь была песнью божественной, прославляющей Творца неба и земли.

Конечно, когда мы читаем о 144-х тысячах, мы должны понимать, что это особые Божьи избранные люди. Здесь уже говорится о тех, которые не только из колен израильских, а из всех народов, и которые именно сохраняли девство. Без сомнения, в их сонме и святой апостол Павел, первоверховный Божий апостол. Но, повторюсь, это не означает, что брак умаляется, потому что второй первоверховный апостол Петр имел тещу, которую Господь исцелил, а значит – был женат. Но это нисколько не мешало ему быть первоверховным апостолом Христа.

И мы читаем далее: «Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» (Откр.14:3). Эта песнь новая. Почему? Потому что мораль Нового Завета отличается не только от общечеловеческой морали, но и от морали Ветхого Завета. Иоанн Златоуст говорил так: «Как небо отстоит от земли, так Новый Завет выше Ветхого Завета». «Новая песнь», жизнь, по идеалам христианской этики, морали и нравственности – недоступна для человека, если он хочет сам стяжать такой образ жизни. Поэтому и сказано: «никто не мог научиться сей песни». «Если Господь, – сказано, – не созиждет дома, напрасно (вскую) трудятся строящие его» (Пс.126:1). Если Бог не вдохнет в наше сердце благодать Духа Святаго, мы не сможем исполнить ни одной заповеди Творца. Ибо о Божьих Законах сказано: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер.31:33). То есть Закон Божий можно читать на страницах книги Священного Писания, но лучше всего, когда мы читаем заповеди Творца в своем собственном сердце. Вот когда Закон Божий зазвучит в нашем сердце, в Духе Святом, закон Евангелия, закон Божественного Откровения, закон Десяти Божьих заповедей, вот тогда можно будет сказать, что мы по-настоящему рожденные от Бога. Как сказано, «всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Ин.5:18).

Никто не мог научиться сей песне, никто, даже апостолы не могли бы сами научиться сей песне. Когда они спрашивали Христа: «кто же может спастись?», Он отвечал: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф.19:25,26). И вот, Богу, Которому всё возможно, ему было возможно научить апостолов петь эту песнь новой нравственности, новой морали, новой этики и эстетики христианского бытия, понимания красоты, понимания истинной ценности подлинной религиозной жизни. Архиепископ Аверкий пишет: «Поет эту песнь только искупленная часть человечества, а потому-то “никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч искупленных от земли”».

А какая часть человечества искуплена Христом? Сейчас мы столкнемся с неким богословским парадоксом: Христос искупил не только грехи верующих, но и грехи всего мира. Почему же тогда владыка Аверкий говорит об искупленных, как об особых избранниках Божиих? Если каждый человек искуплен Кровью Христа и каждый человек, независимо от своей нации, религиозной принадлежности, призывается Богом ко спасению? Ибо Христос не говорил: «Придите ко Мне, православные», Он говорил: «Придите ко Мне все…» (Мф.11:28). Все! Это значит, Он призывает и иудеев, и мусульман, Он призывает и русских, и чеченцев, и евреев, Он призывает всё творение войти в гармоническое единство с Ним.

Но не все оказываются способными воспринять эту весть. Не потому, что в самой вести заложено что-то трудное и совершенно невыносимое для человека. Христос говорил: «иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:30). А потому, что многие возлюбили грех. И возлюбив грех, они не хотят идти к Богу. Я часто вам повторяю, что люди не идут к Богу не потому, что они слишком образованные; люди не идут к Богу потому, что они возлюбили тьму и грех. А если они будут приближаться к Богу, Который является источником света, то во свете обнаружатся их злые дела, а они не хотят этого. То есть, приближаясь к Богу, человек постигает свою религиозность во всей полноте. Святые, которые наиболее были объяты божественным светом, почитали грехом то, что мы почитаем праведностью. Они видели в своих добрых поступках зло, корысть и только на Бога всецело возлагали надежду в деле своего спасения, не надеясь на свои собственные человеческие усилия. Если кто-то надменно понадеется на свои добрые дела и попытается самостоятельно забраться на Небо, он уподобится первому гордецу – дьяволу, который решил автономно, без Бога осуществить для себя особое состояние пребывания в святости и благодати. И мы все знаем, чем это кончилось – полным выпаданием из духовного мира, когда дьявол возомнил о себе, что он равен Богу, и необратимым выпаданием из духовного мира, ибо Церковь учит, что для дьявола покаяние закрыто.

Итак, мы читаем далее, здесь говорится об этих 144-х тысячах: «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (Откр.14:4–5). Кто-то из вас может задуматься и задать вопрос своему сердцу:

– А почему я не могу стать одним из этих 144-х тысяч?

Смотрите, что сказано об этих людях: «которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел».

Готов ли я взойти на Голгофу, куда пошел Сын Божий? Готов ли я быть распятым на кресте? Готов ли я молиться за распинателей? Готов ли я омывать кому-то ноги? Задайте себе эти вопросы, и вы поймете, что не каждый может взять на себя такую ношу.

Есть люди, которые очень ответственно исполняют Закон Божий. Они сокрушили идолопоклонство в сердце своем. Мы должны освободиться от идолов. Идолы современного мира: секс, доллары, золото, серебро, человеческая слава – вот те идолы, которые растлевают нашу душу. Мы должны сокрушить их в своем сердце.

Но в любом случае, когда мы говорим о спасении, нужно помнить, что спасение может быть одинаково доступно как для тех, кто трудился в деле собственного спасения, так для тех, кто проявил только веру. Это парадокс, то есть здесь некоторая сложность возникает. В чем она заключается?

Вы все знаете притчу о том, как были наняты работники, помните? Одни пришли в начале дня, другие в середине дня, а одни пришли уже перед окончанием работы. Но все получили одинаковую плату. Почему? Потому что Бог Сам решает, как спасать каждого из нас. Разбойник спасся на кресте, не сделав ни одного доброго дела. Он был страшный грешник, он свидетельствовал о себе и о своем друге: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» – мы справедливо страдаем. Но он воззвал к Сыну Божьему и сказал: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23:41–42). Может быть, разбойник и хотел бы сделать что-то доброе, но его руки были прибиты, его ноги были прибиты, он умирал, но обращение к Богу, к Сыну Божьему спасло его бессмертную душу. В Писании сказано: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян.2:21). То есть он спасся только благодаря тому, что обратился к Богу. И напрасно некоторые придумывают разные истории, что он в молодости якобы помог младенцу Иисусу, в Писании ничего этого нет. Это придумывается для определенных целей – такие сказки. А мы должны понять, что Бог одних спасает только через призвание Его имени, а других ведет славным путем исполнения Божьих заповедей, и мы знаем, что есть Божьи избранники, которые от юности своей посвящают себя Богу и строго следуют божественным принципам в своей личной жизни, но Бог дает всем одинаковую награду.

Поэтому ту награду, которую будут иметь 144 тысячи, – ты получишь точно такую же на Небесах. Но без их песни, без их молитв, без их трудов смог бы ты так легко получить то, что получаешь почти даром? Одни с детства служат Богу, с юных детских лет, – как мы радуемся, когда видим маленьких алтарников! А некоторые приходят к Богу на склоне своих лет, пожилыми. За плечами такая жизнь, о которой люди не хотят и вспоминать. Но и те и другие получают одинаковую награду. Поистине, Бог не лицеприятен, и Он позаботится о каждом верном, но промыслительно. Он Сам решает, кому дается возможность уже в этой жизни духовно возрасти.

То, что мы получим одинаковую награду на Небесах, не означает, что все мы будем там одинаковые, нет. Люди будут иметь некие духовные преимущества друг перед другом. Это связано с тем, смогли ли они что-то сделать для своего духовного совершенства в этой жизни. Если они развивались духовно здесь, там им будет намного легче входить в новый мир Божий.

Вспомните, когда умерли ваши родители, вспомните, когда умерли ваши родственники, сколько прошло лет? Вы представляете, как за это время они изменились? Я имею в виду не внешне. Они на Небесах проходят школу духовного становления. Апостол Павел говорил, что в этой жизни мы видим всё «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор.13:12). А там, в той жизни познаем, как и мы познаны. Поэтому наши усопшие достигли высочайшего познания. Даже если они оказались в преддверии ада, они узнали очень многое из того, что мы не знаем.

Один мужчина очень молился, когда умерла его жена, и он просил, чтобы Господь послал бы какую-то весточку от нее. И вот, в сонном видении, в котором Господь попустил ему встретиться с женой, она сказала:

– Здесь всё не так, как мы думаем. Здесь всё иначе.

Он спросил:

– Хорошо или плохо?

Она ответила:

– Здесь эти слова имеют совсем другой смысл. Не с чем сравнить.

Апостол Павел был восхищен до третьего Неба, до третьего Неба, а есть семь Небес. Вернувшись оттуда, он не знал, то ли в теле, то ли без тела он достиг третьего Неба. Но он сказал: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9), то есть то, что он видел там. Поистине, удивительный Божий мир ожидает нас. Но Царствие Божье, как учит Православная Церковь и о чем я вам очень часто напоминаю, начинается уже в этой земной жизни – когда мы отворачиваемся от злых дел, и начинаем идти стезею праведности, когда мы погружаемся в познание о Боге.

И мы читаем о втором видении: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» (Откр.14:6). Здесь сейчас будет говориться о трехангельской вести, о трех Божьих Ангелах, которые выполняют определенную миссию. В данном случае миссия каждого Ангела – это определенный период в истории народа Божьего, всех христиан.

Первый Ангел, летящий по небу, «который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» – это миссия Церкви, которая началась от стен Иерусалима, когда Господь на Елеонской горе сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15). И до сегодняшнего времени эта весть ангельская продолжается. Евангелие несется как бы на ангельских крыльях по всему земному миру, и тогда распространяется свет Православия. И люди, способные воспринять этот свет в свое сердце, становятся новыми людьми.

Православных в нашей стране мало. Парадокс. Крещеных очень много, слишком много, непозволительно много, а православных мало. Не всякий крещеный может считаться православным. Потому что одно дело быть крещеным, другое дело – быть воцерковленным человеком. Каждый иудей был обрезан, а Господь через пророков говорил: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего» (Иер.4:4), потому что внешнее обрезание ни в коей мере не решало внутренних проблем иудеев. Они грешили.

Поэтому подлинных христиан мало, и так было всегда. И в царские времена было точно так же, ну, может быть, немножко получше. Но Христос говорит о Своем малом стаде: «Не бойся, малое стадо!» (Лк.12:32). В Ветхом Завете избранники Божии называются «остатком». Так в Книге пророка Исайи сказано: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис.1:9), то есть все были бы уничтожены. Но ради того, что есть верные Христу, верные Богу, и в ветхозаветные времена, и в новозаветные времена Господь сохраняет жизнь на земле. Как в нашем народе говорят: не стоит город без святого и село без праведника.

Проповедь Евангелия: как мы можем принять участие в этой первой ангельской вести? Первой не только по счету, но и по значению. Христианин, который является мирянином, не священнослужителем, должен свидетельствовать о свете Евангелия своей собственной жизнью. Как Христос и призывает нас к этому: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). То есть мирянин, проповедуя собственной жизнью, свидетельствует о том, какие перемены произошли с ним. Мирянин доказывает истинность Евангелия вот этим контрастом: какой была его жизнь до встречи с Божественным словом и какой она стала после этого. Вы всегда можете сказать неверующим людям:

– Я был такой же, как и вы, наверное, даже хуже, но Господь меня изменил.

И люди будут слушать вас. Но если вы будете превозноситься над людьми и говорить:

– Вы грешники, а я святой, я праведный.

Это будет означать, что вы находитесь в состоянии глубочайшей прелести. Слово «прелесть» в православии означает духовный обман. А в миру это слово имеет совсем другой смысл, прелесть – это что-то очень-очень хорошее.

Итак, мы читаем далее уже 7 стих: «и говорил он громким голосом: убойтесь Бога (первый Ангел говорил громким голосом, Ангел, который нес благую весть, святое Евангелие, – О.С.), – и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр.14:7). Давайте обратим внимание на то, что первая ангельская весть, несущая людям Евангелие, обращена ко всякому племени, и колену, и языку, и народу.

Как я уже сказал, для Бога нет никакой разницы, какой вы национальности. Каждое племя, каждое колено, каждый язык и каждый народ имеет возможность приобщиться к Богу. Ибо все мы – творение Божье. И Господь промышляет о том, как бы спасти нас. Бог любит всё Свое творение, и Он доказал Свою любовь, послав Сына Своего Единородного в этот мир в жертву за наши преступления. И мы должны, проповедуя Евангелие, призывать людей к страху Божию, призывать их к тому, чтобы они воздавали Ему славу, и мы должны спешить с этой вестью, ибо наступает время Суда, оно неумолимо приближается. Мы должны призывать людей, чтобы они поклонялись Сотворившему небо и землю, море и источники вод. Бог – Творец мира, по праву Творца Он единственный Собственник во Вселенной. Всё, что существует, принадлежит Ему. Он достоин похвалы. Этот удивительный мир был так прекрасен, когда Он его создал, что Господь отметил: «хорошо весьма» (Быт.1:31). Весьма хорошо! И когда мы с вами видим удивительный мир природы, буйство красок, красоту небес, мы задаемся вопросом:

– Какой же удивительный художник мог так все это создать?

Конечно же, этот художник – наш Господь. Только Он мог сотворить такую красоту. Когда вы видите красивое лицо человека, оно поражает вас. Красивое лицо девицы чарует, радует, любая форма красоты проистекает от Бога. Поэтому Иоанн Кронштадтский говорил: «Если ты увидишь красивую девицу или красивого юношу, прославь Господа за такую красоту, которую Он сотворил, и подумай, сколь более совершенны небесные Ангелы».

Я читал в одной книге, что один человек был слепорожденным, и лет до сорока он был слепым, а потом произошло его полное исцеление, он стал видеть. Его так поразил окружающий мир, что он мог перед каждым деревом упасть на колени и начать благодарить Бога за такую красоту. Рассмотрев божью коровку, он зарыдал и прославил Бога, увидев цветы, звездное небо, он заплакал. Бог – Творец, Он создал небо, землю, море, источники вод – этот удивительный мир, который предназначен для того, чтобы мы жили в нем. Это наш дом, который очень хорошо обустроен. Очень хорошо.

И мы читаем далее уже о другом Ангеле в чреде ангельской вести: «И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр.14:8). Далее мы будем читать о том, что многие люди будут плакать, видя падение Вавилона, потому что они торговали с этим Вавилоном. Они покупали, продавали, и, – смотрите, как погиб торговый центр в Америке, – упало два здания, – «пал, пал Вавилон»!

Мы должны в событиях нашей современности находить образы, созвучные библейскому откровению. Это не означает, что в будущем не произойдет какое-то новое двойное падение, история всегда повторяется. И универсальность слова Божия заключается в том, что мы можем применять его к любому историческому обстоятельству. В прошлый раз мы говорили с вами о том, что наши предки считали, что Ленин – это антихрист. И они были правы, он был антихрист. Древние христиане считали, что Нерон был антихрист, они тоже были правы. В начале XIX века христиане всей Европы считали, что Наполеон – антихрист, они тоже были правы. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 года верующие были уверены, что Гитлер – антихрист. Они тоже были правы. Все эти люди – предтечи антихриста. Но придет и самый главный. Это всё были репетиции антихриста, все эти ужасные режимы, но придет самый главный. Враг народа Божия.

И вот вторая весть из трехангельской вести свидетельствует о том, что Вавилон падет. Это призыв к тому, чтобы мы вышли из всемирного Вавилона. Это призыв к тому, чтобы мы отделились от царства всемирного Вавилона, где все продается и все покупается – и мораль и нравственность, и религиозные ценности и нерелигиозные. Все продается и покупается. Андрей Кесарийский пишет: «Вавилоном по значению этого имени называется смешение этого мира и житейские смуты. О нем говорится, что скоро падет и перестанет быть».

Вот эти житейские смуты, переделка собственности, приватизация, национализация, потом опять приватизация – однажды все это прекратится. Мы не должны связывать себя с этим миром. Это дьявольский мир, это ужасный мир, мир Вавилона. Те из вас, которые вчера слушали радио «Радонеж», может быть, немножко и вздрогнули, когда я сказал, что нельзя дружить с богатыми, даже если это ваши родственники. Но это так и есть. Деньги богатых пропахли кровью и потом несчастных обобранных людей, ограбленных людей, которых нещадно эксплуатируют богатые люди.

Недавно по телевизору показали, как в Канны приплыл лайнер Абрамовича, и там, на берегу, стоит множество иностранцев, и, открыв рты, смотрят, как плывет это белое чудовище, лайнер Абрамовича. А я когда это увидел, я подумал: сколько горя стоит за этими деньгами, сколько нищеты, личных трагедий стоит за этими деньгами, на которые построен этот лайнер. И там сидит эта вошь на теле русского народа и наслаждается жизнью!

Священное Писание учит, что богатые, богатство которых осуществляется за счет страданий ни в чем не повинных людей, – они не увидят света будущей жизни, они будут пребывать в таком же мраке, где и их отцы, которые их так воспитали. Поэтому, действительно, от таких людей нельзя даже принимать пожертвования, потому что это – деньги крови. Сказано: «потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это – суета и зло великое!» (Еккл.2:21).

Выйти из Вавилона – это означает отказаться от всех суеверий современного мира. У многих православных оккультное сознание. Верят в домовых, в леших, в приметы, в какой-то сглаз, в каких-то старушек, бабок-шептуний. Какие там бабки-шептуньи?! Какие сглазы?! Если в Писании сказано: «Без воли Отца небесного ни один волос не упадет с нашей головы» (Мф.10:29–31). Если христианин продолжает испытывать суеверные страхи, обращая внимание на так называемые приметы, то его трудно назвать христианином. Василий Великий прямо говорил: «Кто людей боится, тот Бога не боится, а кто Бога боится, тот никого не боится». Страх Господень изгоняет любой другой человеческий страх.

Выйти из Вавилона – это отказаться от всех вредных оккультных привычек. Гадание – это оккультная привычка для многих россиян, любят карты разложить, пасьянчик, погадать, что выйдет, некоторые даже по Библии гадают. Берут Библию, молятся, открывают – смотрят: нет, что-то не то. Закрывают, опять молятся, раз – открывают: а, вот это подходит, да. Любая форма гадания запрещается Богом. Мы не гадательно должны шествовать по земле, а руководствуясь Божественным Откровением. Есть же заповеди Божии, если ты не знаешь, как тебе поступить в той или иной ситуации. Закон есть зеркало, как сравнивал апостол Павел, посмотри на заповеди Божии, и ты увидишь, что у тебя не так: где у тебя волосы выбились из-под платка или где-то что-то еще не в порядке, а может быть, на носу сажа. В зеркале мы все видим. Так и в Законе Божьем.

Итак, выйти из Вавилона – это перестать участвовать в экономических спекуляциях банковских систем. Библия категорически запрещает давать деньги под проценты, об этом я вам часто говорю.

Выйти из всемирного Вавилона означает отказаться от экуменической заразы. Мы не можем молиться с людьми других вер, даже если мы их любим и желаем для них спасения. Ибо молиться мы можем только со своими. И святой Андрей Кесарийский пишет: «Вино блуда, помрачение ума от идолопоклонства или опьянение грехом, за которое Бог, по словам псалмопевца, потребил всякого любодеющего. Окончательно же будет истреблен этот Вавилон с явлением горнего Иерусалима, с осуждением беззаконников на мучение». Видите, что является противоположностью Вавилона всемирного? «Горний Иерусалим» – то есть Иерусалим, сходящий с Неба. Если вы туда хотите попасть, то единственная возможность – выйти из всемирного Вавилона.

Один американец в Интернете постоянно слушает мои проповеди на радио «Радонеж», и он приехал в Россию, встретился со мной и говорит:

– Я так понял, что Америка – всемирный Вавилон. Мне что, надо в Россию переезжать?

Я ему ответил:

– Да, действительно, Америка – это зона духовного риска.

И это понимают христиане разных конфессий, которые живут, в том числе, и в Америке.

Но выйти из Вавилона – это не значит поменять земное гражданство, это не значит переехать с одного места на другое. В конце концов, самая святая земля – это Палестина, но мы знаем, кто там у власти, и оттуда выйдут апостолы антихриста, иудеи, которые будут поддерживать сына дьявола, пока не уверуют во Христа через проповедь пророка Ильи.

Выйти из Вавилона – это значит очистить свое сердце от духа идолопоклонства, оккультизма, вещизма, и это можно сделать прямо сейчас: если кто-то из вас раскается и в своем сердце примет решение жить теперь только по-христиански. Кто из вас хочет жить по-христиански? Все хотят жить по-христиански. Значит, все хотят попасть в горний Иерусалим, небесный Иерусалим, который является полной противоположностью Вавилона.

Откр.14:9–10. «И третий Ангел последовал за ними», – вот здесь заканчивается трехангельская весть. И мы читаем 9 и 10 стих: «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем».

Третья ангельская весть – она будет обращена к христианам последнего времени. В целом к людям последних времен. Эта весть должна будет укрепить верующих последних времен. Причем, эту весть будет провозглашать не просто Ангел, а Божий Архистратиг. В Книге пророка Даниила сказано: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (Дан.12:1). Именно под хоругвью Архистратига Божия Михаила христиане последних времен будут противостоять царству антихриста.

Почему именно Архистратиг Михаил? Когда дьявол пал, треть ангелов пошли за ним. Давайте вспомним, как пал дьявол. Дьявол был, как учат святые Отцы, Ангел-Хранитель планеты Земля. Он был создан для того, чтобы оберегать нашу землю. Он пламенел колоссальной любовью к Богу. Колоссальной! Потому что все Ангелы были сотворены добрыми, благостными и святыми. И в этом стремлении прославить Бога, стремлении стяжать святость Бога, в любви к Нему он старался приблизиться к Создателю как можно больше, быть ближе. И любовь его к Творцу была настолько сильна, что в какой-то момент он отождествил себя с Богом, стремясь приблизиться к Нему. И вот здесь, когда он потерял ощущение дистанции между Творцом и творением, произошло его выпадание из духовного мира, только здесь.

Мы всегда должны чувствовать эту дистанцию – между Творцом и тварью. Как я вам часто напоминаю, в Ветхом Завете несколько пророков используют этот образ, они говорят:

– Бог по отношению ко всему творенью – как горшечник по отношению к горшкам.

И представьте себе – горшок ощутил себя горшечником. И вот когда он возомнил себя быть равным Богу, произошло его выпадение из духовного мира. И так как он оказался в вакууме, духовном вакууме (мир без Бога – это вакуум, потому что он несотворенный, мир без Бога, Бог не творил зло), то он был раздираем этим вакуумом, он захотел заполнить его не только собой, но и кем-то другим. Вот почему у дьявола вожделение совращать других – ему так легче в духовном вакууме. Не он один раздирается, а и кто-то еще тоже. И он увлек треть ангелов. Почему ангелы пошли за ним? Ангелы не знали подлинного характера Бога, они не видели Бога, – прежде всего, поэтому. Как сказано, они закрывали свои лица, в Ветхом Завете сказано, восклицали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис.6:3)

Ангелы постигли характер Бога только тогда, когда Он воплотился на земле. И как Сын Божий ходил по земле. Помните, как апостолы просили Его:

– Покажи нам Отца, и нам довольно.

А Он говорил:

– Сколько Я с вами, и вы что, не видите?

Сын показывает характер Отца. И у апостола Павла сказано о земной жизни Сына Божия: «показал Себя Ангелам, проповедан в народах» (1Тим.3:16). Ангелы с Небес смотрели и постигали характер Бога Отца, как и сказано: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Там не сказано, что только люди могут прийти к Отцу через Него. Он сказал: «никто». То есть постижение Бога Отца осуществляется только в Сыне, как сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.18). Сын нам явил образ и характер Бога Отца.

И вот, когда треть ангелов пошли за дьяволом, Архистратиг Михаил встал посреди духовной вселенной и воскликнул:

– Кто за Господа, идите ко мне!

И миллиарды Ангелов собрались вокруг Архистратига Михаила. Весь духовный космос наполнился воинскими кликами Ангелов, которые выступили против Люцифера и его ангелов-бесов. Весь духовный космос был сотрясаем до тех пор, пока Архистратиг Михаил с сонмом Ангелов не низвергли дьявола и его ангелов на землю. На нашу планету. И последняя битва должна произойти на земле. За землю. И это сражение происходит в наших с вами сердцах. Мы же созданы из праха земного, а у дьявола претензии на этот прах. Он считает себя по-прежнему Ангелом-Хранителем, потому что он возгордился. Он клеветал на Бога ангелам, которых увлек за собою. Сейчас дьявол клевещет на Бога людям, он внушает разные неправильные представления о Боге.

Некоторые спрашивают:

– А почему столько много религий?

А потому, что дьявол работает. Он работает, он существует уже тысячи и тысячи лет. У него огромный, колоссальный опыт.

Однажды один святой встретился с дьяволом, и дьявол спрашивает его:

– Ну, ты знаешь, чем ты меня победил?

Святой говорит:

– Может быть, постами, может быть, бдениями ночными?

Дьявол говорит:

– Да какими постами, какими бдениями? Я вообще не сплю да и не ем ничего. Ты меня смирением победил.

Он же дух, который не спит, не ест, ему вообще ничего не надо, только вот злость колоссальная и поле битвы – сердце каждого из нас. И вот там, где мы даем слабинку, армия дьявола начинает побеждать Ангелов. Там, где мы приносим покаяние перед Богом и идем путем спасения, Ангелы начинают побеждать рати бесов. Поэтому, когда наши предки говорили, что справа от человека всегда Ангел, а слева бес, вы не думайте, что это была для них какая-то абстрактная метафора, это действительно так. Брань осуществляется. Сейчас мы чем занимаемся? Изучением слова Божия, исследуем трехангельскую весть. Это значит, что бесы с визгом отступают, а Ангелы наступают – в сердце каждого из нас. Если конечно вы не спите, когда я вам говорю.

Итак, братья и сестры, вернемся к третьей вести. «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией» (Откр.14:9–10). Архиепископ Аверкий пишет: «Под вином ярости Божией надо понимать тяжкие суды Божии, которые приводят людей в исступление и, подобно опьянелым, возмущают дух. В Палестине вино никогда не употребляется цельное, не растворенное водою, поэтому гнев Божий, по своему сильному действию, уподобляется здесь нерастворенному вину».

То есть гнев Божий будет таков, что люди окажутся будто невменяемые. В народе есть пословица: кого Бог хочет наказать, того лишает разума. Люди последнего времени будут все как обезумевшие. Будут пребывать в безумном состоянии. В полной прострации, не будут понимать, что происходит. И возможно, именно поэтому многие не смогут покаяться.

Поэтому о чем нам надо заботиться? В Послании к Римлянам сказано: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» (Рим.1:28). Надо заботиться иметь Бога в разуме. А кто не заботится иметь Бога в разуме, того Господь может предать даже постыдным страстям. Так говорится в начале Послания к Римлянам. Заботиться иметь Бога в разуме – это означает иметь Божье слово. И вы очень правильно делаете, что ходите на занятия воскресной библейской школы для взрослых.

И мы читаем 11 стих: «и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр.14:11). Андрей Кесарийский пишет: «Дым мучения означает или поднимающееся снизу с плачем дыхание мучающихся, или же дым от огня, в котором горят отпавшие». По поводу слов, что «дым мучения их будет восходить во веки веков», Андрей Кесарийский пишет: «Отсюда видно, что мучения грешников бесконечны, как и блаженство праведников». Церковь говорит о том, что мучения бесконечны. А теперь пусть каждый задаст себе вопрос:

«Где я будут находиться в ближайшие миллиарды лет?»

Актуальный вопрос. Нас иногда интересует: где мы будем завтра? Попадем мы на работу или нет? А вот задуматься, где проведем ближайшие миллиарды лет – вот это более актуально, чем забота о земной временной жизни. Поэтому религиозные проблемы – это не вопрос досуга. Повторяюсь: это не вопрос досуга, куда пойти в воскресный день – в храм или на рынок. Это вопрос жизни и смерти, потому что эта земная жизнь и дана человеку для того, чтобы он проявил свою свободную волю или в добре, или во зле. Потому что идет последняя битва между Ангелами, и Бог сделал так, что полем этой битвы является сердце каждого из нас. И мы можем оказаться как в одном воинстве, так в другом.

Надо сказать, что в нашем сердце силы добра действуют с переменным успехом – то всё нормально, то плохо. Но в любом случае, надо воспитывать в себе постоянство в духовном делании, для того чтобы одержать победу над силами зла.

Именно поэтому в 12 стихе сказано: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр.14:12). Мы должны проявить «терпение святых». Да, а может быть, это не к нам относится? Мы святые или нет? Кто мы такие? Мы – грешники. Но Бог видит нас святыми. Потому что Бог Отец смотрит на нас через Своего Сына, а Сын взял на Себя все наши грехи. Бог видит нас через Своего Сына святыми.

Смотрите, апостол Павел пишет Послание Коринфянам, 1 Послание? «Призванным святым…» (1Кор.1:2). Дальше тоже пишет: «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир…» – называет их святыми (1Кор.6:2). А в середине что он пишет: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать» (1Кор.5:1–2). У них был какой-то коллективный грех. Человек впал в кровосмешение, они все возгордились. Чем они возгордились? Я вот до сих пор не могу понять. Но это не мешало Павлу в начале сказать: «призванным святым», и в конце сказать: «Приветствуйте друг друга святым целованием» (1Кор.16:20). Потому что, несмотря на то, что мы согрешаем, в глазах Бога Отца через ходатайство Его Сына, ходатайство Его Крови, пролитой за наши грехи, мы – святые.

Причастие кому предлагается? «Святая – святым», – сегодня громко прокричал настоятель в алтаре. Святая – святым, и святые подошли к Чаше. Те, которые прошли Исповедь, очистились.

Мы святые не по жизни – по благодати. А это разные вещи. Даже отцы говорят, что христианин может быть богом по благодати. Когда мы уподобляемся Божеству, строго исполняя Его волю. Но это по благодати. А что значит «по благодати»? Даром. «Благая дать». То есть, мы это не заработали и не заслужили. Благое даяние. Бесплатно.

А если бы мы это заработали, то это означало бы, что Бог нам должен. Что Он задолжал нам. Но Бог не олигарх, который задерживает зарплату, и, более того, Бог никому ничего не должен. Всё, что мы имеем, мы получили от Бога. Кто нам дал руки, Кто нам дал ноги? Кто нам дал глаза и возможность видеть этими глазами? Кто нам дал уши и возможность слышать этими ушами? Всё нам дал Бог. Бог никому ничего не должен. А мы всем обязаны Ему.

И вот, Он искупил нас Кровью Своею. И Он предлагает нам проявить «терпение святых», стремиться соблюдать «заповеди Божии и веру в Иисуса». Как одно дополняет другое? Вот этот стих очень интересный. Мы должны проявить «терпение святых, соблюдающих заповеди Божии, – и добавлено: – и веру в Иисуса». Для чего такое добавление? Это добавление сделано потому, что мы не можем исполнить весь Закон. В Писании сказано: «делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2,16). Ты не убил, но ты прелюбодействовал, ты не прелюбодействовал, но ты воровал, ты не воровал, но ты завидовал. Ты не завидовал, но ты лжесвидетельствовал. А в Писании сказано: «Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак.2:11).

Итак, терпение святых – это когда мы исполняем заповеди Божии, насколько возможно, а где у нас не получается, где мы споткнулись, упали в грех, мы проявляем веру в Иисуса. Веру в то, что Его Кровью очищаются грехи каждого из нас.

Давайте снова прочитаем этот стих: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса». Вера в Иисуса означает то, что Сын Божий взял на Себя грехи мира. Что Иисус умер на Кресте за наши грехи. Была принесена в Жертву жизнь Его истинного Человечества.

И мы читаем далее 13 стих: «И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр.14:13). Сегодня мы вспоминали об одном мертвом, который блажен, потому что умер в Господе. Кто это? Иоанн Креститель. Он умер в Господе, отстаивая Божий Закон, его святость. Он говорил Ироду, что ему нельзя иметь жену его брата. И он блажен.

То есть, терпение святых должно проявляется даже до возможной мученической смерти. Вот почему после 12 стиха мы находим вот такой 13 стих. Вполне возможно, что будут убивать. Не надо удивляться, что будут убивать христиан. Я вам часто напоминаю, и в Писании сказано: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3:12). Не «живущие благочестиво», но «желающие жить благочестиво» будут гонимы.

Если ты пожелал жить благочестиво, но еще не живешь благочестиво, только пожелал, – ты уже будешь гоним. А если будешь жить благочестиво, тебя убьют. Вот такая перспектива. Веселая? Счастливая и блаженная! Это милость Божья – стать мучеником. Но не каждый получит такую возможность – стать мучеником. Это особое Божье благословение. Древние христиане так стремились к мученичеству, что епископы их даже останавливали, некоторых даже держали взаперти, чтобы в то время, когда язычники умерщвляли христиан, эти бы не бежали на муки сами.

Есть такое описание: римские воины окружили кладбище, где собирались христиане, и христиане, которые не пришли на общественную молитву, побежали быстрей туда, чтобы присоединиться к мученикам, и одна женщина бежала с грудным ребенком. И римский центурион остановил ее и сказал:

– Ну, ты сама идешь, а ребенка-то зачем тащишь?

А она говорит:

– Неужели я свое дитя лишу такой участи?

Это особое, почетное служение – служение мучеников. И по милости Божией наша Русская Церковь тоже была на своей Голгофе. В советские, коммунистические времена наша Церковь взошла на Голгофу. Погибло огромнейшее количество христиан именно за веру Православную. Тысячи и тысячи священников, монахов, епископов были расстреляны, но перед этим они подвергались страшным мучениям – на Соловках, на Валааме, на дальнем Севере.

Но не будем мечтать о себе слишком много. Это только для особых людей такая милость Божья, если кто-то сможет получить возможность умереть за Христа.

Итак, мы сегодня с вами рассмотрели трехангельскую весть, мы с вами говорили о 144-х тысячах девственников. Если мы будем живы, и Господь позволит, в следующее воскресенье мы продолжим наше занятие и будем читать 14 главу с 14 стиха и до конца.



Источник: Беседы на Апокалипсис : (Откровение Иоанна Богослова) / протоиер. Олег Стеняев ; под ред. иерея Даниила Сысоева. - Изд. 2-е. - Москва : Благословение : Техинвест-3, 2010. - 584, [2] с. ISBN 978-5-86264-015-1

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Апокалипсис – Глава 10 протоиерей Геннадий Фаст

2. Беспредельность невежества и Апокалипсис Николай Петрович Аксаков

3. Толкование на книгу Апокалипсис – Глава XV профессор Александр Павлович Лопухин

4. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 14. Евангелие от Матфея, глава 6, 9. «Отче наш. 1» протоиерей Олег Стеняев

5. Толкование на Апокалипсис – Глава шестнадцатая иерей Даниил Сысоев

6. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 15 архиепископ Ириней (Клементьевский)

7. Отечник Проповедника – Зверь игумен Марк (Лозинский)

9. Истинное православие и современный мир – «Царство Божие на земле», «прогресс» или – Крест? архиепископ Аверкий (Таушев)

10. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Солнце святитель Димитрий Ростовский

Комментарии для сайта Cackle