протоиерей Олег Стеняев

Беседа 36. Путь на Голгофу – Крестный путь

Мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И сегодня мы рассмотрим по 27-й главе три темы:

1) Путь на Голгофу Крестный путь (32);

2) Голгофа (33–56);

3) Погребение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа (57–66).

Сегодня нам предстоит рассмотреть самый ответственный момент в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – Его Голгофское страдание, смерть и погребение.

Но начнем мы с описания одного из событий Крестного пути. Читаем Евангелие от Матфея, 32-й стих 27-й главы:

Мф.27:32. «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его».

Перед этим стихом прошлый раз мы читали: «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Мф.27:31). По римским законам, приговоренный к смерти через распятие должен был сам нести древо к месту казни. Но так как Христос претерпел жесточайшее избиение и не спал целые сутки, Он был изнеможен и несколько раз падал под тяжестью Креста, разбивая в кровь колени. Тогда римляне и выбрали из толпы «случайного» человека и заставили его нести Крест вместо Иисуса.

Святитель Лев Великий, папа Римский, так истолковал данный стих: «Не еврей некий, не израильтянин, а чужой по рождению человек был поставлен на службу Господу в момент Его святейшего смирения. Этим несением Креста искупительная жертва безупречного Агнца и полнота всех таинств перешли от обрезания к необрезанию, от сынов по плоти к сынам по духу. Потому говорит апостол: “Пасха наша, Христос, заклан за нас” (1Кор.5:7). Он отдал Себя Отцу как новую и истинную жертву примирения. Он распят был не в храме, почитание которого теперь пришло к концу, и не в стенах города, который уже был обречен на разрушение, но за городскими стенами – “вне врат” (Евр.13:12). Итак, таинство ветхих жертв прекращается, и новая Жертва возлагается на новый алтарь: Крест Христов – алтарь не храма, а всего мира»578.

Папа Лев воспринимает взятие Креста Симоном Киринеянином как передачу эстафеты от иудеев к язычником, совершаемую Христом. Ориген видит в этом стихе намек и на нас самих, он пишет о несении Креста Господня Симоном: «И не подобало, чтобы только Спаситель принял Свой Крест, но следовало и нам нести его, исполняя спасительную для нас повинность. И, принимая Его Крест, мы помогли Ему не более, чем сами извлекаем пользу от Его Креста, поскольку Он Сам принимает и несет Его»579. Смысл этого истолкования Оригена намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Ориген настаивает на том, что когда мы несем свой собственный крест, то есть сносим те трудности и переживания, с которыми сталкиваемся на жизненном пути, то Христос это делает за нас более успешно, – «поскольку Он Сам принимает и несет Его».

Но в каком случае страдающий человек может посвятить свои страдания сострадающему нам Христу и получить от Него облегчение? Ответ очевиден! Только в том случае, когда примет любое жизненное переживание, скорбь и болезнь как из рук Самого Господа, промыслительно ведущего нас через юдоль скорби и печали к небесному совершенству. Посвяти свою болезнь, скорбь и переживание Христу, прими все это как из Его рук – и ты сразу почувствуешь великое облегчение. Он управляет нашей жизнью, Он Сам попускает тем или иным сложностям настигать нас на жизненном пути, значит, это и является обязательным и даже необходимым для нас. Признай мы это – тогда и болезни, и скорби, и сложные житейские переживания, и сама наша смерть – все это наполнится новым духовным смыслом. И тогда даже там, где неверующие видят пустоту и небытие, мы узрим у последней черты Свет Христов.

Ритуал распятия означал сначала бичевание, осмеяние и потом само распятие. Происхождение этой казни известно. Христианский историк Уильям Баркли пишет: «Эта казнь происходит из древней Персии, и ее происхождение связано с тем, что персы считали, что земля посвящена богу Ормузду, и поэтому преступника поднимали от земли, чтобы он не осквернял ее, ведь она была собственностью бога. Из Персии распятие переняли в Карфагене, в Северной Африке, и в Карфагене с ним познакомились римляне; а римляне применяли его исключительно для казни мятежников, беглых рабов и самых низких преступников. Эту казнь нельзя было применять по отношению к римским гражданам»580.

Какова была форма Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос?

Казалось бы, вопрос несущественный, но проблема заключается в том, что само древнегреческое слово «ставрос» не всегда на греческом языке означает именно крест. Так, например, в греческо-русском словаре Вейсмана даются следующие объяснения этого слова: «staurov» – кол, во множественном числе колья, частокол, крест».

Такая палитра разных возможных переводов этого слова не оставила равнодушными «свидетелей Иеговы». Они утверждают, что Христос был распят на столбе, а не на кресте, и руки, скрещенные над головой, были пробиты одним гвоздем.

Начнем с того, что древнегреческое слово «ставрос» переводится и как «древо», а какая форма была у этих кольев, мы сможем определить с помощью одного текста из Ветхого Завета. Но, прежде чем мы рассмотрим данный текст, я хочу напомнить вам слова апостола Павла: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10:11).

Хочу напомнить вам известный прообраз: патриарх Иаков, отец имел возлюбленного сына Иосифа, которого он послал к другим своим детям, и они не приняли его. Как сказано и о Христе: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11). Братья продали Иосифа за серебро, подобно как и Христа Иуда предал за сребреники. В Египте Иосиф женится на египтянке, и от этого брака рождаются два сына: Манассия и Ефрем. Египтянка символизирует собой «церкви из язычников» (Рим.16:4), а Манассия и Ефрем – народы, произошедшие от Иафета и Хама. Теперь зададимся вопросами: как язычники смогли стать христианами и что очистило и возвысило их до состояния чад Божиих? Как произошло это усыновление Богу? Конечно, Кровь Господа Иисуса Христа искупила их и возвысила до состояния чад Божиих, Кровь, пролитая на Голгофском Кресте.

Но вернемся к прообразу и посмотрим, как Иаков благословлял Манассию и Ефрема, усыновляя их, и здесь увидим символическое свидетельство о форме древа (Креста). Сказано: «И взял Иосиф обоих [сыновей своих], Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец» (Быт.48:13–14).

Вот древнейшее библейское свидетельство о форме Креста, таинственно явленное в символических действиях Иакова по отношению к обряду усыновления его внуков в этом ясном прообразе.

Давайте теперь внимательно рассмотрим текст из Евангелия от Иоанна: «Другие ученики сказали ему (то есть апостолу Фоме. – О.С.): мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25). Как видите, слово «гвоздь» в данном тексте во множественном числе – «гвозди», причем речь идет о ранах «на руках Его… от гвоздей». В древнегреческом новозаветном тексте оно тоже употреблено во множественном числе – «tw'n hlwn».

Таким образом мы установили, что Сын Божий был распят с раскинутыми руками, как бы свидетельствуя распростертыми, как для объятия, руками, что любовью Своей готов объять все человечество.

Голгофа

И мы читаем далее:

Мф.27:33–34. «И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить».

Историк Уильям Баркли пишет: «В это время, чтобы ослабить боль, преступнику давали питье – вино с подмешанными наркотическими средствами, приготовленное, как акт милосердия, состоятельными женщинами из Иерусалима. Один иудейский автор пишет: “Когда человек идет на смерть, ему позволяют выпить крупицу ладана в чаше вина для того, чтобы заглушить боль и притупить чувства... Состоятельные иерусалимские женщины обычно жертвовали эти вещи и приносили их”. Чаша с наркотизированным вином была предложена Иисусу, но Он не стал пить его, потому что Он был полон решимости принять смерть в самой мучительной и ужасной форме и ни на капельку не уменьшать боли»581. Посему отказ Христа принять эту анестезию свидетельствует о том, что Он хотел до конца испить Чашу самих страданий и с ясным сознанием воспевать псалмы скорби прямо с древа Креста. Учитель Церкви Ориген пишет: «Он (то есть Христос. – О.С.) принял другое вино, не “смешанное с желчью”, ни с чем-либо другим противным Ему, и выпил, и, “благодарив” (Мф.26:27), дал ученикам и пообещал, что будет пить (с ними) новое вино в Царстве Божием»582.

Умиравший патриарх Иаков (Израиль) именно таким видел будущего (относительно его времени) Христа, через толщу столетий. Вот пророчество Иакова: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока» (Быт.49:10–12).

Читаем далее:

Мф.27:35–36. «Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там».

Здесь мы видим буквальное исполнение следующего пророчества царя Давида: «Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне» (Пс.21:18–20).

Евангелие от Иоанна уточняет: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин.19:23–25).

Учитель Церкви Ориген пишет об одеждах Спасителя: «И доныне есть те, кто, не имея Самого (Господа), имеют “одежды”, то есть слова, заключенные в Писаниях»583.

Латинский епископ IV века Иларий Пиктавийский пишет: «То, что они делили одежды Его по жребию, а не разрывали их, означает постоянную нетленность тела Христа. И вот, с древа свисает спасение и жизнь всего живого, слева и справа пригвождены воры, указывая всему роду человеческому, что он (то есть весь мир людей. – О.С.) призван к таинству страдания Господа»584. Весь мир призывается к состраданию Страдальцу Иисусу, и в той части, в которой мир называется христианским, Господь всегда найдет и богобоязненное сострадание, и благоговейное сочувствие.

И далее мы читаем:

Мф.27:37. «и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский».

Это тоже была часть римского ритуала казни. Баркли пишет: «После осуждения преступника уводили на распятие… Обвинение, по которому его казнили, писали на доске; ее либо вешали ему на шею, либо ее нес впереди него судебный исполнитель; потом ее прикрепляли к самому кресту. Преступника вели к месту казни самым дальним путем, чтобы как можно больше людей могли видеть его и видеть в этом ужасном зрелище предостережение себе»585.

Ориген восклицает: «…все Писание свидетельствует о Его Царстве: будь то на греческом, или латинском, или еврейском… И поскольку не находилась никакая другая причина Его смерти (ибо ее не было), единственная причина состояла в том, что Он был “Царь Иудейский”»586. И действительно, Господь Иисус Христос был поставлен от Бога Отца быть Царем Иудейским. Сказано: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс.2:6–7). Имел Он право и как потомок царя Давида по царской линии, через Соломона (см. Мф.1:1–16), претендовать на престол. Ибо Иосиф, обручник Марии, через наречение Ему имени (см. Мф.1:21) усыновил Иисуса и сообщил Ему таким образом все права своего царственного родословия.

Все притчи Иисуса Христа имеют центральной темой Царство Божие – таким образом Сын Божий проповедовал теократические принципы Царства Бога, где Он тоже был поставлен Царем от Отца Своего Небесного. Сказано: «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1Кор.15:25–28). 

Итак, мы имеем Царя и можем стать подданными Его Царства – Церкви Небесной и Земной – через Таинство Святого Крещения. Но среди нас есть люди с «двойным гражданством», они хотят хорошо ладить и с Богом, и миром, забывая о том, «что дружба с миром есть вражда против Бога… Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4).

Мир отвергает царственное достоинство Христа Царя и пытается через секуляризацию (обмирщение) узурпировать права и приоритеты Бога. Попрать Его суверенные права Создателя на обладание Своим собственным творением. Но поразительным является то, что, совершая самый страшный акт Богоубийства, мир обвиняет Его в том, что Он – Царь. Сказано: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» (Пс.73:12).

И далее мы читаем:

Мф.27:38. «Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую».

Есть что-то знаменательное в том, что Христос был распят посреди двух разбойников. Люди такого сорта, несмотря на свою нравственную испорченность, никогда не испытывают иллюзий относительно самих себя. Они знают, что они грешники. Но Сын Божий и пришел в этот мир «призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:13). И хотя оба разбойника сначала, пребывая в смертной агонии, «поносили Его» (Мк.15:32), но Его призыв все же был услышан одним из них. Он, Христос, среди разбойников был как солнце, которое будет «восходить над злыми и добрыми» (Мф.5:45).

Люди, которые сидят в современных тюрьмах, не лучше и не хуже тех, которые на свободе. Но все же они имеют преимущество перед ними – они уже несут ответственность за свои злые поступки, а не копят грехи и не «сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2Пет.3:7). Христос как бы посетил их, по собственному слову Своему: «в темнице был» (Мф.25:36), – то есть, пребывая среди них, Он как бы пребывал в «темнице» их брошенной и проклятой всеми жизни, этих висящих на крестах злодеев. Здесь тоже буквально исполнилось пророчество о Сыне Божием: «…за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис.53:12). Слова «и за преступников сделался ходатаем» означают, что, когда Он молился на Кресте словами: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34), Он молился не только за римских солдат, распявших Его, но и за сораспятых вместе с Ним разбойников, и за иудеев, пришедших поглумиться над Ним. И также Он молился и за нас всех, принимая на Себя тяжесть наших грехов и преступлений, ибо, ощущая тяжесть наших с вами грехов, Он как Бог, не ограниченный ни временем, ни пространством, видел и их совершение.

И далее мы читаем:

Мф.27:39–42. «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него».

Проходящие мимо случайно оказались здесь, а «первосвященники с книжниками и старейшинами», напротив, обязаны были находиться при казни приговоренного ими на смерть, об этом мы говорили ранее. Но здесь мы наблюдаем странную перемену в стратегии дьявола в его борьбе с Сыном Человеческим. Если ранее лукавый все делал для того, чтобы Христос был распят, и именно он (дьявол) побуждал толпу кричать: «распни, распни Его!» (Ин.19:6), то теперь сатана, поняв, что происходит, – а он, чуткий на любое проявление греха, не мог не ощутить, что на Голгофском Кресте Сына Божия оказались все грехи мира, – что происходит Искупление грехов и преступлений рода человеческого, конечно же, ощутил, как сила и власть над грешниками покидает его. Пребывая в панике и ужасе, он, дьявол, побуждает и толпу, и первосвященников кричать: «пусть теперь сойдет с креста»; и даже было найдено благовидное обоснование для этого – «и уверуем в Него».

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Лживое [со стороны их] обещание! Что больше: чтобы живой еще сошел с креста, или чтобы мертвый восстал из мертвых? Он воскрес, а вы не уверовали; таким же образом вы не уверовали бы, если бы Он даже и с креста сошел. Но мне кажется, что это было сказано по внушению демонов. Тотчас, как только был распят Господь, они почувствовали силу Креста и поняли, что сломлена их сила, и [теперь] они ведут дело к тому, чтобы Он сошел с креста. Но Господь, зная козни врагов, остается на кресте (patibulum – виселица), чтобы низложить дьявола»587.

И далее мы читаем:

Мф.27:43. «уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын».

Теперь они поступают еще более изощренно, требуют подтверждение Его Божественного статуса и свидетельство любви Бога к Нему: «пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему». Но все усилия дьявола остановить Искупление не приносят для лукавого никакого результата, и Сын Божий приближается к порогу смерти, чтобы Своей смертью смерть греховную попрать и верующим во имя Его – жизнь даровать.

И далее мы читаем:

Мф.27:44. «Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его».

Но в Евангелии от Луки сказано: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:39–43). Один из разбойников в какой-то момент перестал злословить Господа Иисуса и стал заступаться за Него и, более того, исповедовал Его Господом и совершил акт покаяния. Что могло произойти с этим человеком за такой короткий промежуток времени? Представляется, что он, благоразумный разбойник, мог уверовать в Сына Божия, когда услышал Его молитву за распинателей. Разбойник, сам находившийся в ужасной агонии мук распятия, вдруг понял, что в таком положении молиться за распинателей может только Сын Божий, но никак не обычный человек. И пораженный этим потоком любви, изливаемой от Христа вместе со струями и брызгами Святой Крови, он исповедовал Иисуса Господом и обрел первым из всего рода человеческого доступ в Рай.

И далее мы читаем:

Мф.27:45. «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого».

Сказано в Книге Левит о кающемся человеке: «но когда зайдет солнце и он очистится…» (Лев.22:7); и еще: «Если у тебя будет кто нечист… при наступлении вечера должен омыть [тело свое] водою, и по захождении солнца может войти в стан» (Втор.23:10–11). Солнце зайдет, и грехи будут прощены – иудеи это знали, это и совершилось теперь в полном объеме перед их глазами. Поистине, Закон Моисеев – «это есть тень будущего, а тело (то есть его совершение. – О.С.) – во Христе» (Кол.2:17); и еще: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей…» (Евр.10:1) – то есть прообразовал спасение мира в день, когда зашло солнце и грехи были прощены.

Блаженный Иероним Стридонский сообщает для нас интересные астрономические подробности: «Те, которые писали возражения против Евангелий, подозревают, что было обыкновенное затмение солнца, происходящее в известные, определенные времена, и клевещут, что ученики Христовы истолковали его в сопоставлении с Воскресением Господа, хотя затмение солнца бывает только в новолуние. Но никто не сомневается, что во время Пасхи [еврейской] всегда бывает полнолуние. А чтобы случайно не показалось, что это было следствием тени земной или противоположного стояния круга луны, которыми образуется кратковременная, цвета железной ржавчины тьма, [в Евангелии] указывается трехчасовой промежуток, чтобы устранить всякую возможность возражений»588.

Евфимий Зигабен видит и некий педагогический (вразумляющий) смысл в захождении солнца, он пишет: «Случилось это после насыщения дерзкими насмешками, чтобы, успокоивши гнев, они могли извлечь какую-нибудь пользу из чуда»589.

Пророческие тексты Библии предсказывали это чудесное затмение. Так, пророк Амос пророчествовал: «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня» (Ам.8:9); и еще у пророка Иеремии, сказано: «Лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое; еще днем закатилось солнце ее, она постыжена и посрамлена. И остаток их предам мечу пред глазами врагов их, говорит Господь» (Иер.15:9). – Это знамение было зловещим для иудеев и предрекало закат синагоги в глазах Бога, а с возвращением солнца – начало Эры Нового Завета. Слова: «И остаток их предам мечу пред глазами врагов их, говорит Господь» – предсказанное пророком Иеремией погубление иудеев от рук римлян-язычников за извращение норм ветхозаветного суда и казнь Мессии.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Вот то знамение, которое Он прежде обещал просившим! “Род лукавый и прелюбодейный, – так говорил Он, – знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка” (Мф.12:39; Лк.11:26), – то есть крест, смерть, гроб и воскресение. И опять, иным образом указывая на силу креста, говорил: “когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я” (Ин.8:28), – то есть, когда распнете Меня, и подумаете, что уже победили Меня, тогда-то особенно узнаете Мою силу»590.

И далее мы читаем:

Мф.27:46. «а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?».

Если четырехбуквенное Имя «Яhве», означающие божественное милосердие, встречается в сокращенной форме «Яh» – это означает милость, ограниченная судом. Следовательно, Имя אֱלֹקִים  – «Элоhим», означающее меру суда, в его сокращенной форме: «Эль», «Аль», «Эли», «Или» – означает умаление суда. То есть, Сын Божий как бы молился: «Милосердный Судья! Милосердный Судья! Почему Ты оставил Меня Своей милостью?»

Находясь на Голгофском Кресте, Сын Божий вспоминает слова Псалтири и молится ими, пребывая в смертной агонии. Вот эти слова по тексту Псалтири: «Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего» (Пс.21:2). – Так Христос преподает нам еще один урок с Голгофского Креста: в минуту крайней скорби и опасности надо молиться по Псалтири. Евфимий Зигабен уточняет: «Сказал это, уверяя, что как истинно Он вочеловечился, так и был распят истинно, а не призрачно, как говорили многие из еретиков. Он и не возопил бы так, если бы не чувствовал боли. Можно и иначе сказать: умирая уже за людей, Иисус Христос воскликнул это в лице рода человеческого»591

Современный человек едва ли может представить муки тела на кресте. Когда распятого на кресте человека ставят вертикально, вместе с крестом, то тело провисает на кресте и начинается удушье, так как грудная клетка сжимается. Чтобы сделать вдох, человеку, висящему на четырех гвоздях, необходимо приподняться, выпрямиться. Вдох едва ли получается полноценным, от судорог боли тело опять провисает на кресте, и подступает удушье, и человек чисто инстинктивно пытается вздохнуть опять. Когда распятым перебивали голени, они, не могущие выпрямиться для вздоха, быстро умирали от удушья.

И далее мы читаем:

Мф.27:47–48. «Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить».

Здесь исполняется и следующее пророчество Давида: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс.68:22). Пророк Исаия оставил нам и другое пророчество: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:3–7). Все пророки Ветхого Завета жили задолго до Рождества Христова, но поражает, с какою отчетливостью они свидетельствуют о жизни Мессии, Христа, в своих пророчествах. Впрочем, сказано: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21).

И далее мы читаем:

Мф.27:49. «а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его».

Блаженный Иероним пишет: «Не все, а только некоторые, под которыми я разумею римских воинов, не понимавших особенностей еврейской речи и по возгласу: “Или, Или” заключивших (в силу своего незнания языка. – О.С.), что Он призывает Илию»592. И мы читаем далее:

Мф.27:50–53. «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим».

Смерть Сына Божия на Кресте сопровождается целым рядом потрясающих сознание знамений. То, что «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу», показывает бессмысленность совершения жертвенных обрядов в Иерусалимском Храме, когда столь великая Жертва принесена Богу. Это было предсказано пророком Даниилом изрекшим: «а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан.9:27). Пророческая седмина – семь лет, ее половина составляет три с половиной года – полное время земного служения Христа Спасителя, которое оканчивается Его жертвенным служением на Кресте. Блаженный Иероним пишет: «Храмовая завеса разодралась и открыла все прежде скрытые таинства Закона, и они перешли к язычникам. Мы читаем в Евангелии, о котором часто упоминали, что храмовая перекладина громадной величины разломалась на две части. Иосиф [Флавий] сообщает также, что ангельские силы, некогда предстоявшие в храме, тогда воскликнули: “Уйдем из этого жилища”»593.

Святитель Феофан Затворник, рассуждая о промыслительных причинах отпадения от истины иудеев, пишет: «Вы думаете, что это все случилось так себе, без особого чего. Нет. Отпадение Израиля в неверие имеет последствием своим то, что в ограду спасения вводятся язычники, а это введение благоволено с тем, чтоб привлечь туда же после и Израиль, возбудив в нем ревность или соревнование, и таким образом спасся весь род человеческий. Вот промыслительное значение того, что совершается ныне пред глазами нашими среди язычников и иудеев»594. Сказано: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:10). – Но это совершится только перед Вторым Пришествием Сына Божия.

Слова «и камни расселись; и гробы отверзлись» означают, что Христос реально «смертию смерть попрал и сущим во гробех живот даровал», – посему надгробные «камни расселись; и гробы отверзлись».

Последнее свидетельство наиболее потрясает сознание слушающих и читающих о нем: «и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим».  Они воскресли, потому что, искупленные Кровью Иисуса Христа (как Агнца Божия), обрели святость и стяжали нетление и обрели жизнь. Сказано: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.15:22). Иероним пишет: «Однако же, хотя гробницы и открылись, умершие воскресли не прежде воскресения Господа, так что Он есть первородный Воскресения из мертвых. А под святым городом, в котором явились воскресшие, мы должны понимать или Небесный Иерусалим, или сей земной, который прежде был святым»595.

И далее мы читаем:

Мф.27:54. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий».

Здесь перед нами уже целая группа обращенных, потрясенных событиями, произошедшими на Голгофе.

И далее у Матфея говорится об ученицах Христа, которые, пренебрегая опасностями со стороны иудеев, взирали на крестные муки Сына Божия:

Мф.27:55–56. «Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых».

Итак, Логос (Слово) умолкло на Кресте!..

И я не решаюсь своими скудными словесами истолковать последующие траурные события, предоставляя святым Отцам самим истолковать его.

Погребение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

Итак, мы переходим к следующей теме и читаем далее:

Мф.27:57–58. «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело».

Блаженный Иероним Стридонский: «Ведь бедному и неизвестному человеку проникнуть к Пилату, представителю римского могущества, было невозможно. У другого Евангелиста этот Иосиф называется βονλευτής, то есть “советник”, и некоторые думают, что о нем написан Первый псалом: “Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых…” и прочее»596.

И далее мы читаем:

Мф.27:59–60. «и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился».

Здесь Иероним предлагает аллегорическое истолкование: «…в духовном отношении мы можем понимать также и в том смысле, что тело Господа не должно быть покрываемо золотом, драгоценными камнями и шелком, а простым чистым полотном; хотя это может значить и то, что воспринявший чистым сердцем [Господа] покрыл тело Иисуса чистым полотном»597.

Далее мы читаем:

Мф.27:61. «Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба».

Евфимий Зигабен, объясняя отсутствие Девы Марии, Которая не могла быть названа «другая Мария», пишет: «Некоторые говорят, что уйдя после погребения Иисуса Христа, Богородица от сильной скорби заболела и не была в состоянии уже приходить после этого ко  гробу, но лежала и плакала до тех пор, пока не было возвещено Ей о Воскресении»598.

И далее мы читаем:

Мф.27:62–66. «На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать».

Блаженный Феофилакт, поясняя, почему о Великой Субботе сказано «другой день, который следует за пятницею», и разъясняя другие обстоятельства, пишет: «Субботу не называет субботою (то есть Матфей. – О.С.), потому что, судя по злобе иудеев, она и не была субботою. В то время как Закон повелевал, чтобы в день субботы никто не двинулся с места своего, – беззаконные иудеи собираются к иноплеменнику Пилату, вместо законного собрания. Они вследствие своей злобы побуждаются прийти к Пилату и утвердить гроб, однако это было по Божию промышлению, дабы Воскресение совершилось при свидетелях – врагах – и тогда, когда гроб был запечатан и охраняем»599.

Спаси вас Христос…

* * *

578

Свт. Лев I Великий, папа Римский. Толкование на Мф.27:32. (?)

579

БКОЦ. Новый Завет. Т. Iб. Ориген. Проповеди. 46. 5. С. 361.

580

Баркли У. Комментарий к Новому Завету. Комментарии к Евангелию от Матфея, 27-я глава: http://www.bible.by/barclay-new-testament/read-com/40/27/

581

Там же.

582

БКОЦ. Новый Завет. Т. Iб. Ориген. Проповеди. 46. 5. С. 362.

583

Там же. С. 363.

584

БКОЦ. Новый Завет. Т. Iб. Иларий Пиктавийский, еп. С. 363.

585

Баркли У. Комментарий к Новому Завету. Комментарии к Евангелию от Матфея, 27-я глава: http://www.bible.by/barclay-new-testament/read-com/40/27/

586

БКОЦ. Новый Завет. Т. Iб. Ориген. Проповеди. 46. 5. С. 363.

587

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.27:39–42. (?)

588

Там же. Толкование на Мф.27:45. (?)

589

Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.27:45. (?)

590

БКОЦ. Новый Завет. Т. Iб. Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Гомилии на Евангелие от Матфея 88. 1. С. (?)

591

Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.27:46. (?)

592

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.27:49. (?)

593

Там же. Толкование на Мф.27:50–53. (?)

594

Свт. Феофан Затворник, еп. Вышенский. Толкование на Послание к Римлянам. 11, 11.

595

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.27:50–53. (?)

596

Там же. Толкование на Мф.27:57–58. (?)

597

Там же. Толкование на Мф.27:59–60. (?)

598

Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.27:61. (?)

599

Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.27:62–66. (?)


Вам может быть интересно:

1. Беседы на Евангелие от Матфея, том 2 – Беседа 35. Суд Понтия Пилата протоиерей Олег Стеняев

2. Беседы на Евангелие от Матфея, том 2 – Беседа 37. Воскресение Христово протоиерей Олег Стеняев

3. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 36. Евангелие от Матфея, глава 11, 1–19. «Свидетельство Иисуса Христа об Иоанне Крестителе» протоиерей Олег Стеняев

4. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 33. Евангелие от Матфея, глава 9, 27–38. «Иисус Христос возвращает зрение слепым. Фарисеи говорят об Иисусе, что Он изгоняет бесов... протоиерей Олег Стеняев

5. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VI – Иаков I Английский профессор Александр Павлович Лопухин

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Искариот профессор Александр Павлович Лопухин

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Ермипп профессор Александр Павлович Лопухин

8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Гвельф и Гибрллин профессор Александр Павлович Лопухин

9. Письма – 214. «Господь будет нас судить не о том, была ли на нас мантия с длинным хвостом...» преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

10. Мои дневники. Выпуск 4 архимандрит Никон (Рождественский)

Комментарии для сайта Cackle