епископ Палладий (Пьянков)

Толкование на Псалмы

Псалом 101

Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое. С Евр.: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою». «Псалом содержит в себе, – говорит бл. Феодор., – предречение о бедственном состоянии народа Иудейского в Вавилоне и о возвращении оттуда, предрекает же вместе призвание и спасение язычников. Но приличен оный и всякому человеку, который борется с бедствием, потому что нищим пророк называет имеющего нужду в Божием о нем промышлении». Нищий по Богу это, по св. Афан., – «лик пророков, исполненный печали о гибельной судьбе народа первого, приступает к Богу, в посте и слезах воссылая моления о сем народе, чтобы и он был ущедрен; проповедует же и призвание язычников в пришествие Спасителя нашего Иисуса Христа». Св. Ап. Павел 26, 27 и 28 стихами сего псалма подтверждает учение о Божестве Спасителя. Сн. Евр. 1:10.

2. С Евр.: «Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе».

3. С Евр.: «Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, (когда) воззову (к Тебе), скоро услышь меня».

4. Кости моя яко сушило сосхошася. С Евр.: «Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены как головня». Акила перевел: «Кости мои, как пережженная земля, рассыпались». Т.е. «тело мое от печали сделалось сухим, как головня, как бы обожженное прирожением к нему какого огня» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «вся сила того, чем поддерживалось подзаконное служение, расслабла и погибла, сила эта – первосвященство, храм, принесение животных в жертву, народная независимость».

5. Уязвен561 бых яко трава. «Я истреблен на подобие травы» (Бл. Феод.). С Евр.: «Сердце мое поражено, и иссохло как трава, так что я забываю есть хлеб мой».

6. С Евр.: «От голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей».

7. Уподобихся неясыти562 пустынней, бых яко нощный вран563 на нырищи564. С Евр.: «Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах». Т.е. находясь в бедствии, избегал людского общества, жил уединенно, как пеликан, как ночный ворон на развалинах. По св. Афанасию, «пророк говорит это по причине тьмы, объявшей народ, ибо пребывал он в неведении Бога. Свойство же ночного ворона не иное, как издавать голос ночью, от чего получил он себе и имя565. Посему-то псалмопевец, проводя целые ночи на молитве, справедливо уподобляет себя ночному врану» (Св. Афан.).

8. Бдех, и бых яко птица566 особящаяся на зде567. С Евр.: «Не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле». Т.е. в несчастии и горе я проводил время уединенно, без сна, как одинокая птица на кровле.

9. И хвалящии мя мною (на мя) кленяхуся. Т.е. «ныне стал клятвою для дивившихся мне прежде, потому что клянутся моими бедствиями: чтобы и мне не потерпеть, что потерпели те или другие»! (Бл. Феод.). «Друзья, прежде удивлявшиеся мне, произнося клятву, упоминают мои бедствия, говоря: да не потерплю того же, что потерпел Израиль» (Св. Афан.). С Евр.: «Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною».

10. Зане пепел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях. С Евр.: «Я ем пепел, как хлеб, и питие мое растворяю слезами». Т.е. покрытый пеплом, от сильной горести, от страшного гнева Твоего, Господи, я не различал пепла от хлеба, слез от воды, мешал то и другое, и таким образом ел пепел как хлеб, пил слезы с водою. Указывается на обычай, по которому пораженные сильным несчастием покрывали свою голову пеплом, сидели одиноко и плакали, причем не замечали, как пепел мешался с хлебом и слезы с питием. «Пророк указывает, – говорит св. Афан., – или на бедстия, постигшие во время плена, или на те злострадания, каким подвергали себя праведные, чтобы умилосердился Бог к народу». «Сим пророк дает видеть чрезмерность скорби, – говорит бл. Феодорит. – Ибо если время принятия пищи исполнено скорби, тем паче несвободно от нея всякое другое время». Под. Пс. 79:6, 41:4; Плч. 3:16.

11. Яко вознес низвергл мя еси. Т.е. «показав меня высоким и соделав для всех видным, внезапно иизвергнул» (Бл. Феод.). Или: вознес на высоту славы, и низверг в бездну злостраданий. С Евр.: «От гнева Твоего и негодования Твоего; ибо Ты вознес меня, и низверг меня».

12. Дние мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. «На самом западе жизни, я уподобляюсь тени, уклоняющейся и уже исчезающей, подобен стал сухостию траве, призывающей на себя руки косцев» (Бл. Феод.).

14. Ты воскрес ущедриши Сиона. Т.е. востав, Ты, Господи, помилуешь Сион или Церковь Свою, возвратишь Еврейский народ из плена. «Дай в бедствии перемену на лучшее, потому что самое время требует милости – яко время ущедрити его, яко прииде время. Дает же пророк сим разуметь конец 70 годами определенного наказания» (Иер. 25:11, 29:10; Дан. 9:2. Бл. Феод.). С Евр.: «Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом; ибо время помиловать его; ибо пришло время».

15. Яко благоволиша568 раби Твои камение его, и персть его ущедрят. С Евр.: «Ибо рабы Твои возлюбили и камни его (Сиона), и о прахе его жалеют». Рабам Твоим даже камни Сиона приятны и о самом прахе его они жалеют. «Весьма вожделенен для нас Сион, даже соделавшийся крайне опустевшим, достолюбезны рассыпанные камни его, даже воспоминание о развалинах, составившихся по разрушении, возбуждает в нас жалость» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет под камением уверовавших в Христа (Зах. 9:16), под рабами – св. Апостолов, под перстию – людей перстных, земных, еще неверующих; но и они достойны милости, ибо останок их блюдется до последнего дня и они в последние дни «спасутся чрез пророка Илию» (Св. Афан.).

16. И убоятся язы́цы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея, т.е. убоятся и уверуют, смотря на возвращение Евреев из плена и построение Иерусалима, а еще более смотря на чудеса Христовы. «Здесь пророческое слово, – говорит бл. Феод., – предвозвещает перемену во всех народах и царях; и это частию видим совершившимся, а частию надеемся, что совершится». Св. Афанасий также видит здесь призвание и обращение язычников.

19. Да напишется сие в род ин. Т.е. что напишется? «Или молитва, заключающаяся в псалме, – говорит св. Афан., – или пророчественное обетование о язычниках, как бы начертанное на столпе, передается Иудеям в хранение для нового Израиля, для этого рода Христова». И людие зиждемии восхвалят Господа. «Людьми зиждемыми пророк называет, – говорит бл. Феод., – народ собранный из язычников. 2Кор. 5:17; Пс. 21:30–31». В буквальном смысле можно разуметь и Еврейский народ, о возвращении которого из плена здесь говорится, и который вновь устроился по возвращении. С Евр.: «Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа».

20. Яко приниче с высоты святыя Своея. «Представляет нам, – говорит св. Афан., – причину призвания язычников. Это есть явление Спасителя нашего Христа». С Евр.: «Ибо Он приникнул с святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю».

21. Услышати воздыхание окованных, разрешите сыны умерщвленных. С Евр.: «Чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти». Т.е. «чтобы пленные Иудеи (находящися в узах) возвратились на место умерщвленных» (Бл. Феод.). «Кто сии окованные, – говорит св. Афан., – как не те, которых ненавистник добра диавол связал пленницами греха? Сыны умерщвленных суть уверовавшие из язычников, потому что отцы их умерли еще идослужителями во грехах своих» (Св. Афанасий).

22. С Евр.: «Дабы возвещали на Сионе имя Господне, и хвалу Его в Иерусалиме».

23. С Евр.: «Когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу».

24. Отвеща Ему на пути крепости Его: умаление дней моих возвести ми. «Когда сподобимся возвратиться, говорит пророк, и (ст. 23) соберутся народы и цари, дивясь Твоей силе: тогда будет у нас столько веселия, что станем умолять Твою благость – даровать нам приложение лет и не предавать смерти (ст. 25) в преполовение дней наших. Путем крепости пророк называет свое возвращение, дарованное крепостию Божиею» (Бл. Феод.). Отвеща ему на пути крепости Его. «Ответствует пророческий лик, как вопрошавший Бога, – говорит св. Афанасий. – Путем крепости Его (Господа) называет пришествие на землю. Ибо пришел связать крепкого. Умаление дней моих возвести ми. Возвести мне: какова жизнь наша? Ибо желал (лик пророков) знать, продлится ли жизнь его до тех дней, в которые явится на земле вочеловечившийся Единородный» (Св. Афан.). С Евр.: «Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои».

25. Не возведи мене во преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. С Евр.: «Я сказал: Боже мой! не восхить меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов». Т.е. не дай нам умереть в половине жизни; «ибо Ты имеешь беспредельное бытие, и Тебе нетрудно и других соделать долговечными» (Бл. Феод.). По св. Афан., «преполовением дней своих или жизни своей, (пророческий лик) именует время, пока пребывает в одном видении пришествия (Христова). Посему молится, чтобы исполнилось все время его и, если можно, продлилась жизнь его, и сподобился он увидеть самое исполнение события. Ибо в таком случае исполнилась бы вся жизнь его (лика пророческого). В роде родов лета Твоя. Пророческий лик, познав Духом, что не достигнет до конца события, говорит: почию я, как смертный. Ты же един, Владыка, пребудешь и в оные роды» (Св. Афан.).

26. С Евр.: «В начале Ты (Господи) основал землю, и небеса – дело Твоих рук».

27. Та погибнут. Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. С Евр.: «Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся». Та погибнут, т.е. по св. Афан., «подвергнутся тлению. Но тление сие обратится для них в обновление; потому что свиются они (небеса), прелагаясь в совершеннейший вид». «Все видимое состареется и ветхостию уподобится одеждам; но Ты изменишь, обновишь и из тленного сделаешь это нетленным» (Бл. Феод.). Хотя пророк и сказал погибнут, но он же далее пояснил, что погибель эта состоит в изменении – изменятся. «Ясно показывается, – говорит бл. Иерон., – указывая на это место, что кончина и погибель мира означает не обращение его в ничто, но изменение на лучшее»569. См. 2Пет. 3:10.

28. С Евр.: «Но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся».

29. Сынове раб Твоих вселятся, и семя их во век исправится570. С Евр.: «Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим». «Симмах перевел: пребудет. Это значит, – говорит бл. Феод., – что освобожденные от рабства будут обитать в Иерусалиме, а семя их пребудет в век, т.е. Христос Спаситель. Гал. 3:16, 19». Св. Афанасий относит к будущей жизни. «Когда небеса свиются и тварь обновится; тогда в вечных селениях будут сынове раб Твоих. А это суть уверовавшие чрез св. Апостолов. И семя их во век исправится. Семя св. Апостолов – евангельская и спасительная проповедь, которая пребудет во век» (Св. Афан.).

* * *

561

Уязвен επληγην (πλησσω – бью, рублю, секу, поражаю). Я скошен как трава.

562

Неясыти πελεκανι – пеликану – птице, живущей уединенно.

563

Вран νυκτικοραξ; по Еврейски: кос. LХХ, Акила, Феодотіон, V издание LХХ перевели это слово: ночной ворон, Симмах – удод, VI издание сова. «С последним больше и мы согласны, говорит блажен. Иероним в письме к Суннии, заявляя впрочем, что многіе переводят: филин.

564

Нырищи οικοπεδωος – всякое пустое место, развалины. «Сделался я, как сова на развалинах». Бл. Иерон.

565

Νυκτικοραξ – ворон, от νυξ; – ночь и κραζω – каркаю, кричу.

566

Птица στρουθιον – passer – воробей и вообще малая птичка. Здесь разумеется одиноко живущая, – особящаяся; может быть, сова, как думает Бохарт.

567

На зде επι δωματιδωμα – плоская кровля, какие обыкновенно устраиваются на домах в Палестине. См. Деян. 10, 9. Матф. 10, 27.

568

Благоволиша ευδοκησανκεω – одобряю, кажусь хорошим.

569

См. Догм. Богословие А. Макария, т. 2, стр. 646, изд. 1868 г.

570

Исправится – направится к лучшему, улучшится, – благоустроится. Сн. Псал. 140, 2.



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle