епископ Палладий (Пьянков)

Толкование на Псалмы

Псалом 100

Псалом Давиду. «Давид в псалме сем, – говорит св. Афан., – описывает нам (человека), достигшего совершенства, жительствующего по Богу, научая нас, какое житие должны препровождать возжелавшие улучить небесное царство». По мнению бл. Феодорита, в этом псалме выражает свои мысли и чувства благочестивый Иудейский царь Иосия, истребитель идолопоклонства и жрецов идольских. Ст. 8. Сн. 4 Цар. гл. XXII и XXIII556.

1. С Евр.: «Милость и суд буду петь; Тебе, Господи».

2. Пою, и разумею в пути непорочне. С Евр.: «Буду петь, буду размышлять о пути непорочном: когда Ты придешь ко мне? буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего». Симмах перевел так: «Буду воспевать, мысленно представлять путь непорочный», т.е. «тот путь непорочный и богоугодный, который увидел я по благодати Духа, изображу теперь с сладкопением» (Бл. Феод.). «Не престану песнословить, путь мой соблюдая непорочным и ожидая Твоего явления – когда приидеши ко мне? Как бы так говорил: уготовал я для Тебя благолепный царственный пир (по бл. Феод. – чертог), вожделеваю Твоего пришествия Владыка» (Св. Афан.). Прехождах о незлобии сердца моего, посреде дому моего. «В простоте проводил я жизнь, не прибегал к двоедушию и не иным показывал себя вне дома, делая противное тому в доме, но с видимым сходно было и сокровенное» (Бл. Феод.).

3. Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную. С Евр. весь стих: «Не положу пред очами моими вещи непотребной557; дело преступное я ненавижу; не прилепится оно ко мне». Не предлагах пред очима и проч. Т.е. «не только гнушался делами законопреступными, но удалял от себя и помышление о них» (Бл. Феод.). Творящыя преступление возненавидех, т.е. «отвращался от делающих лукавое» (Св. Афанасий).

4. Не прильпе мне сердце строптиво:558) уклоняющегося от Мене лукавого не познах. С Евр.: «Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать». По св. Афанасию, «я никогда не допускал кривых и развращенных внушений диавола». Лукавого не познах. «До того не обращал я внимания на лукавых, что не знал ни о присутствии, ни об отсутствии их; а потому неизвестно мне было, когда уходили от меня, а если и при мне были, не знал тут ли они» (Св. Афан.). «Если же кто из приближенных ко мне, водясь лукавством, желал отдалиться от меня, такого отлучения не почитал я и отлучением» (Бл. Феод.).

5. Оклеветающего тай искренняго своего, сего изгонях. «Не допускал я до себя обвинений, делаемых тайно, даже изгонял от себя покушающихся делать это». Гордым оком и несытым559 сердцем с сим не едях. «Высокомерные и склонные к преобладанию не были моими сотрапезниками» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю».

6. Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною. «Б заседаниях и совещаниях моих участвовали мужи, украшенные верою и высоко чтившие Божественное» (Св. Афан.). С Евр.: «Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне».

7. Глаголяй неправедная, не исправляше560 пред очима моима. «А если кто советовал мне несправедливое, или просил несправедливого, то отходил от меня ни с чем» (Бл. Феод.). С Евр.: «Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими».

8. Воутрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие. С Евр.: «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие». Воутрия, т.е. рано, благовременно я истреблял всех нечестивых идолослужителей в земле Иудейской, дабы вместе очистить Иерусалим от жрецов, приносивших языческие жертвы. «Ясно дознаем это из истории, – поясняет бл. Феод., – потому что Иосия предал смерти всех злочестивых жрецов, и очистил священный град». Св. Афанасий: «Грешными, – говорит он, – пророк называет лукавые помыслы, которые подавлял он в себе утренними молитвами и непрерывным устремлением ума к Богу; градом Господним именует святую душу» (Пс. 86:3).

* * *

556

Тирин, Калмет видят в сем псалме мысли и чувства самого Давида. Hoc nobis, говорит Калм., probabilissimum est.

557

В Евр: девар белгал – res nequissima – слово и дело непотребное, собственно – бесполезное.

558

Строптиво σκαμβηβος – кривый, отселе – развращенный.

559

Несытым απληστωτος – ненасытный, ненаполнимый, необъятный и т. п.

560

Не исправляше ου κατευθυνενθυνω – направляю, правлю, устремляюсь, иду вперед и т. п. Т. е. не успевал, или не жил у меня.



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle