епископ Палладий (Пьянков)

Толкование на Псалмы

Псалом 102

Псалом Давиду, «Псалом сей, – говорит бл. Феод., – по-видимому, состоит в связи с предшествующим, и того же с ним содержания. Ибо в том оплакивающие бедствия свои в Вавилоне просили Бога даровать им возвращение, а здесь улучившие просимое песнословят благодетеля. А я думаю, что песнопение сие приличествует всем человекам, и освободившимся от более горького рабства, и сподобившимся большей свободы». «Народ новый из язычников, – говорит св. Афан., – сим псалмом поучается песнословить Бога, великого благодетеля. Благодеяния же сии суть: изглаждение греха и слава воскресения».

1. Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Словом внутренняя, – говорит св. Афан., – пророк дает разуметь, что призывать Бога должны мы от всего сердца, всею крепостию и всем помышлением».

2. Не забывай всех воздаяний Его. С Евр.: «Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его». «Не должны забывать, что Господь Бог за великие грехи, содеянные нами, воздал (и воздает) благостию, милостию, щедротами. Вот каковы нам воздаяния Божии: установил очищение грехов наших, уврачевал немощи наши, избавил жизнь от истления, изгладив грех, явил свойственное Ему человеколюбие и милость и щедроты, увенчал нас дарованием сыноположения, исполнил нас духовных благ, даровав нам Себя Самого – истинный хлеб жизни» (Св. Афан.).

3. С Евр.: «Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои».

4. С Евр.: «Избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостию и щедротами».

5. Обновится571 яко орля юность твоя. С Евр.: «Насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя». Т.е. как орел, после линяния, обновляется или делается сильным: так и ты, Еврейский народ, обновишься, соберешься с силами в земле обетования после Вавилонского плена. Но Отцы разумеют духовное, благодатное обновление человека. «Бог пакибытием обновляет юность нашу, как орлюю. Сим Давид указует нам о даровании воскресения. Уподобил же обновляемых орлу, так как орел высокопарнее и царственнее всех птиц и один может, не смежая очей, взирать на солнечное сияние» (Св. Афан.). «Сие обновление, – говорит бл. Феод., – даровал нам Владыка во св. крещении... Пророческое слово обещает нам востановление царского достоинства; потому что орел есть царственная птица, и ему вверено царство пернатых».

6. С Евр.: «Господь творит правду и суд всем обиженным».

7. С Евр.: «Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым дела Свои».

8. С Евр.: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив».

9. С Евр.: «Не до конца гневается, и не во век негодует».

10. С Евр.: «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам».

11. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. С Евр.: «Ибо как высоко небо над землею, так велика милость (Господа) к боящимся Его». «Если бы пророк нашел, – говорит бл. Феод., – расстояния более далекие: то, конечно, их и представил бы на среду, стараясь показать беспредельность Божией благости. Но человеческий помысл не нашел ничего, что было бы выше неба, и (ст. 12) имело более далекое расстояние, чем восток от запада».

12. С Евр.: «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши».

13. С Евр.: «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся его».

14. Яко Той позна создание наше. С Евр.: «Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть». «Создатель знал немощь нашего естества, знал, из чего мы созданы, и куда опять пойдем» (Бл. Феод.).

15. С Евр.: «Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет».

16. Яко дух пройде в нем, и не будет и не познает ктому места своего. «Духом пророк называет душу, – говорит бл. Феодорит. – Пока душа в теле, она живет и действует; а как скоро душа отлетела, оно угасает и истлевает, так что не узнаешь прежних черт, не различишь, что это тело одного, а это – другого». С Евр.: «Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его». Здесь другая мысль. Человек (ст. 15) подобен траве, полевому цветку. Но вот пронеслась над ним буря житейских бед, – и его не стало, он исчез с лица земли, как исчезает цветок от сильного ветра, и прежнее место его, жилище его не видит, не знает его. Так слаба и кратковременна земная жизнь человеческая!

17. С Евр.: «Милость же Господня от века и до века к боящихся Его».

18. С Евр.: «И правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их».

19. С Евр.: «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает».

20. С Евр.: «Благословите Господа (все) Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его».

21. С Евр.: «Благословите Господа все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его».

22. С Евр.: «Благословите Господа все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа»!

* * *

571

Орел, в начале весны, теряет свои перья или линяет; после чего он является с новою силою и живостию, и старость его принимает вид молодости. На это обновление орла и намекает здесь псалмопевец. Евреи думали, что орел singulis decenniis iuvenescere (Saadias, Muis У Калм.), – т. е. что орел юнеет чрез каждые десять лет, переменял свои перья.



Источник:

Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle