епископ Палладий (Пьянков)

Псалом 108

В конец, псалом Давиду. «Настоящий псалом, – говорит св. Афан., – изображает страдания Христовы и будущие наказания Иуде и народу Иудейскому. Должно же знать, что все, сказанное в сем псалме в виде желания, говорится пророчественно». «Под видом проклятия, – говорит св. Злат., – составлено пророчество, которое означает и предвозвещает события, имеющие случиться с Иудою, а потом касается и другого предмета, именно: говорит против некоторых людей, восстающих на священство». «Псалом сей, – говорит бл. Феод., – предвозвещает Спасительное страдание, неистовство Иудеев и предательство Иуды.... Пророческое слово не клятву здесь изрекает, но предсказывает Иудеям и Иуде будущие их наказания». Св. Ап. Петр слова 8 стиха сего псалма прямо относит к Иуде предателю.

1. Боже, хвалы Моея не премолчи. С Евр.: «Боже хвалы Моей! не премолчи». Говорит Господь Иисус Христос. Т.е. «не оставь без наказания, но накажи такие дела (т.е. Иуды и врагов Христовых)» (Злат.). «Восхвали Меня Ты, свидетельствуя о Божестве Моем, которому не веровал Иуда, почему и предал Меня» (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «возвести славу Мою, т.е. Мои страдания» (Ин. 12:53).

2. Яко уста грешнича и уста льстивого на Мя отверзошася. С Евр.: «Ибо отверзлись на Меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со Мною языком лживым». Уста грешника и уста льстивого – это уста Иуды предателя, по Злат. и бл. Феодориту; а по св. Афанасию, «уста грешника – уста диавола, потому что он поистине грешник; уста льстивого – уста Иуды, потому что оба говорили против Христа».

3. И брашася со Мною туне. С Евр.: «Отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины», – т.е. Иуда и враги Христовы.

4. Аз же моляхся, т.е. за этих врагов, как напр. на кресте (Лк. 23:34). С Евр.: «За любовь мою они враждуют на меня; а я молюсь».

5. С Евр.: «Воздают мне за добро злом, за любовь мою – ненавистью».

6. Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его. С Евр.: «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его». «Т.е. пусть будут обвинителями его (Иуды) люди порочные и коварные» (Злат.). «Грешник есть сам сатана, изобретатель греха, – говорит св. Афанасий. – Сказано: постави – вместо: будет поставлен. На кого же: на него, как не на предателя Иуду? И диавол да станет одесную Его. И у Захарии сказано: и показа ми Господь Иисуса, Иерея великого, стояще пред лицем Ангела Господня, и диавол стояше одесную Его, еже противитися Ему (Зах. 3:1). Не противится же диавол Иуде» (Св. Афанасий). По бл. Феодориту, грешник, т.е. Иуда, добровольно принял в сожительство диавола, который вошел в него, как сказано у Еванг. Иоанна: и по хлебе вниде в онь сатана (Ин. 13:25–27), и таким образом Иуда и сатана вместе были обвинителями Спасителя.

7. Внегда судитися ему, да изыдет осужден, и молитва его да будет в грех. С Евр.: «Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех», т.е. «на будущем суде (Иуда) не будет иметь ни одного слова в оправдание, и молитва его будет в грех» (Св. Афан.). «Предатель не имеет никакого извннения, почему судимый будет осужден, и приносимая им молитва увеличит вину» (Бл. Феодорит).

8. Да будут дние его мали, и епископство его да приимет ин. С Евр.: «Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой». «И сие предречение пришло в исполнение, потому что сам Иуда вскоре приял смерть удавлением, и вместо него поставленный Матфий восполнил число Апостолов» (Бл. Феод. То же и св. Афанасий. См. Деян. 1:20–26).

9. Да будут сынове его сири, и жена его вдова. Блаж. Августин и другие с ним думают, что Иуда, после смерти, оставил жену вдовою и детей сирыми; но другие разумеют, как и выше приведенные места, о Доике и Ахитофеле, которые оба кончили свою жизнь несчастно591. «Это сбылось, – говорит бл. Феод., – не с Иудою только, но и со всеми неверными Иудеями. Ибо, по прошествии немногих лет от распятия, весь род был переселен, и иные умерщвлены, а жены их с детьми отведены в рабство. Это предрекло в молитве пророческое слово. По св. Афанасию, сынове – это помыслы; потому что стали сирыми, лишась благодати Христовой; а жена – душа его (Иуды); потому что и она стала вдовствовать, в беззаконии отпадши от Христа».

10. Движущеся592 да преселятся сынове его, и воспросят593, да изгнани будут из домов своих. С Евр.: «Да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих». Т.е. «пусть блуждают, не останавливаясь, пусть не имеют даже необходимой пищи и не перестают переходить с места на место, будучи гонимы и преследуемы по всей земле и нигде не находя для себя места для пристанища» (Злат.). «Помыслы его (Иуды), которые, – говорит св. Афан., – мы назвали сынами, от Христа переселившись в сребролюбие, стали простирать руки к серебру, как нуждающиеся и просящие подаяния».

11. Да взыщет заимодавец вся, елика суть его, и да восхитят чуждии труды его. «А Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: сборщик захватит все имение его. Под сборщиками разумеются римские цари, собирающие наложенную дань. Они все расхитили у Иудеев, тщательно доведываясь, чтобы и скрытое отыскать и присвоить себе». «Это, – говорит св. Злат., – новый вид несчастия, чтобы имущество его (Иуды) было предано расхищению, чтобы он подвергся нападению заимодавцев».

12. С Евр.: «Да не будет сострадающего ему; да не будет милующего сирот его».

13. С Евр.: «Да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде».

14. Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, т.е. «грех самого народа, – объясняет св. Афанасий, – ибо к предателю присовокупляет и беззаконный народ. Беззаконием же отец называет убиение пророков (Мф. 23:35; Лк. 11:51). И грех матере его да не очистится. Под материю сего злочестивого народа разумей оную лукавую синагогу, многократно преогорчавшую Бога». «Отцами, – говорит бл. Феод., – называет пророк предавшихся злочестию в пустыне, и в беззаконии живших при судиях, при царях и по возвращении из Вавилона. А матерью назвал Иерусалим, в котором отважились на ужасное злодеяние, – предать смерти Владыку Христа».

15. Память их. Т.е. грехи Иуды и врагов Христовых никогда не будут забыты, прощены Богом; а их память потребится от земли, они погибнут в неизвестности (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле».

16. Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога и умилена сердцем умертвити. С Евр.: «За то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего, и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его». «Пророк разумеет, – говорит св. Афан., – Самого Господа, Который обнища, богат Сый (2Кор. 8:9).

17. С Евр.: «Возлюбил проклятие, оно и прийдет на него; не восхотел благословения, оно и удалится от него».

18. И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его, и яко елей в кости его. С Евр.: «Да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его, и как елей, в кости его». «Здесь, – говорит св. Злат., – показывается сила наказания и продолжительность мучения, и вместе внушается, что бедствия у всех людей происходят от них самих». Облечеся как ризою, т.е. отовсюду окружен клятвою. Вниде яко вода, яко елей. «Разумеет, – говорит бл. Феод., – пророк следующее: наложится такое бремя бед, которое будет угнетать сильнее воды, постоянством же уподобляться елею». «Псалмопевец, – говорит св. Афан., – разумеет стремительность бедствий и водою изображает чрезмерность оных, а елеем – продолжительность (ст. 19). Сими-то бедствиями, как ризою покроется (Иуда), и как поясом опояшется». «Бедствия так обымут их (врагов Христовых), что не будет никакой перемены, но прильнут к ним, и останутся при них постоянно» (Св. Злат.). С Евр. ст. 19: «Да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается».

20. Сие дело оболгающих Мя у Господа, и глаголющих лукавая на душу Мою. С Евр.: «Таково воздаяние от Господа врагам Моим и говорящим злое на душу Мою»! «Поелику называли (Спасителя) безбожным и беззаконным, то справедливо сказал: оболгающих Мя у Господа» (Бл. Феод.).

21. И Ты, Господи, Господи, сотвори со Мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя. Т.е. помоги, спаси Меня ради славы Твоей. «Сие Владыка Христос сказал по человечеству, потому что исполнил все человеческое, кроме греха» (Св. Афан. и бл. Феод.).

22. С Евр.: «Ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне».

23. Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся, стрясохся яко прузи. С Евр.: «Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу». «Подобно уклонившейся тени, приял я конец жизни; проводил же жизнь подобно носимой ветром саранче, не имея у себя ни города, ни веси, ни дома, но переходя с места на место, бегая в горы, а иногда и в пустыню» (Св. Афан. и бл. Феод.). «Пророк изображает, – говорит св. Злат., – силу коварства злоумышленников, невыразимую их злобу и ту деятельность, какую он сам показывал в таких обстоятельствах».

24. И плоть Моя изменися елеа ради594. С Евр.: «Колена Мои изнемогли от поста, и тело Мое лишилось тука». «Симмах перевел, – говорит бл. Феод., – так: «и плоть Моя изменилась от неумащения». Т.е. «Я проводил жизнь строгую и суровую, недопускавшую никаких излишеств».

25. С Евр.: «Я стал для них посмешищем; увидев меня, кивают головами (своими)».

26. С Евр.: «Помоги мне, Господи, Боже мой; спаси меня по милости Твоей».

27. И да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю. С Евр.: «Да познают, что это Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это». «Рука Твоя – т.е. Твоя помощь, Твоя защита. Я хочу спастись, но так, чтобы и они (неверные, враги) знали, кем Я спасен, дабы иметь Мне двойной трофей, двойной венец, высшую славу» (Злат.). «Руками называет здесь дела, какие совершил (Спаситель), воскресив Себя из мертвых» (Св. Афан.).

28. Раб же Твой возвеселится. Слово: раб, по Афан., здесь то же имеет значение, как и у св. Апостола: Себе умалил, зрак раба приим (Флп. 2:7. Сн. Мф. 20:28). С Евр.: «Они проклинают, а Ты благослови; они восстают, но да будут постыжены; раб же Твой да возрадуется».

29. С Евр.: «Да облекутся противники мои бесчестием, и, как одеждою, покроются стыдом своим».

30. Исповемся Господеви зело усты Моими, и посреде многих восхвалю Его. «Владыка Христос называется главою Церкви, а церковный собор нарицается телом Его; (а потому) песнопение Церкви Господь именует собственным Своим песнопением» (Бл. Феод.).

31. Яко предста одесную убогого, еже спасти от гонящих душу Мою. Т.е. Божество Спасителя, лично и нераздельно соединенное с человечеством, допускало страдать последнему для спасения людей, но оно же предстало, т.е. спасло человечество, воскресив из мертвых, и даровав ему бессмертие, нетление, славу. Подоб. бл. Феод.

* * *

591

У Калмета.

592

Движущеся σαλευομενοιυω – движу-сь, колеблю-сь, трясу-сь.

593

Воспросят επαιτησατωσανεπαιτεω – требую, нищенствую.

594

Елеа ради, бл. Иерон: absque eleo; Халд. перев: absque pingudine, – без елея, без тука.



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle