епископ Палладий (Пьянков)

Толкование на Псалмы

Псалом 29

Псалом песни обновления194 дому Давидова. «Псалом, – говорит св. Василий В., – есть музыкальная речь, когда, по законам гармонии, мерно ударяют в орган; а песнь есть стройный голос, выводимый гармонически и взятый отдельно при звуках органа. Потому псалом песни есть псалом, петый под звуки псалтиря и, кажется, в вещественном смысле указывал на знаменитый храм, воздвигнутый во времена Соломона». Бл. Феодорит относит к царю Езекии, когда он, по избавлении от Ассириян и от болезни, совершил торжество, подобное празднику обновления. Другие относят к освящению скинии Сионской, к освящению дома Давидова, после постройки его, или после осквернения его Авессаломом (2Цар. 5:9, 16:21), а под болезнию и бедствиями разумеют скорби, претерпенные Давидом в войне с Авессаломом. Можно относить к освящению жертвенника на гумне Орны, построенного Давидом по случаю язвы, опустошавшей землю Иудейскую (2Цар. 24:25). Но «большею частию Отцы объясняют в духовном смысле и разумеют: воплощение Бога Слова, обновление Церкви Божией, обновление ума» (Василий В.), воссоздание человеческого естества, воскресение Христово (Св. Афанасий, Василий В. и бл. Феодорит). «Обновление дома или Церкви, – говорит св. Афан., – бывает тогда, когда, по истлении внешнего нашего человека, обновляется внутренний. Давид воспевает псалом сей по освобождении от греха, и как бы по обновлении покаянием души своей. Воспевает также, принося благодарение об отпущении греха». «Обновлением дома, – говорит бл. Феод., – называется обновление человеческого естества, какое совершил Владыка Христос».

2. Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси. С Евр.: «Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня, и не дал моим врагам восторжествовать надо мною». Возблагодарю, прославлю Тебя, Господи, в песнях за то, что Ты подъял меня, упадавшего под бременем зол, избавил меня от бед и не дал врагам моим насмеяться надо мною, радоваться моими несчастиями, – «Ты подъял, как иный, подняв рукою отрока, не умеющего плавать, ведет его на верх воды; или – как иный ослабевающего борца, поддержав в минуту падения, и сделав сильнее противника, доставляет ему случай победить, а противника лишает радости о его падения. Возносят Бога, способные составить о Нем великие и достолепные понятия, живущие во славу Божию» (Василий В.). По бл. Феодориту, «подъяв наше естество на Себя, сподобил спасения и не попустил, чтобы издевались над нами враги и неприязненные демоны».

3. Воззвах к Тебе, и исцелил мя еси. Т.е. «не было промежутка между моим воззванием и Твоею благодатию: едва воззвал я, как и пришло исцеление» (Вас. В.).

4. Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров. С Евр.: «Господи! Ты вывел из ада душу мою, и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу». Адом (в Евр. шеол) называется в псалмах могила, смерть, великие несчастия, смертные опасности; рвом называется могила, темное место и смерть. Т.е. Ты, исцелив, спас от смертной опасности, от могилы и смерти. «Всякий поступок, – говорит св. Вас. В., – или низводит нас долу, отягчая грехом, или возносит горе, окрыляя нас к Богу. Посему, Ты спас меня, который вел доселе порочную жизнь и спас, отделив от нисходящих в место потемненное и холодное».

5. Пойте Господеви, преподобнии Его, т.е. чистые, святые. «Не всякий тот поет Господеви, – говорит св. Вас. В., – кто произносит устами слова псалма, но все те, которые от чистого сердца воссылают песнопения». Исповедайте память святыни Его, «не сказал: исповедайте святыню его; но память святыни, т.е. благодарите. Ибо здесь исповедание берется вместо благодарения. Посему, благодарите, что имеете память святыни Его» (Вас. В.). С Евр.: «Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его».

6. Яко гнев в ярости195 Его. «В сих словах, – говорит св. Василий В., – весьма большое различие. Ярость означает определение наложить известное наказание на достойного, а гнев означает уже труд и наказание, наложенное праведным Судиею по мере неправды. Посему гнев в ярости значит – наказание по праведному суду Божию. И живот в воли Его. «Весьма искусно, – говорит бл. Феодорит, – сделано песнопевцем это разделение; ибо гнев присвояет ярости (гневом же называет наказание), а жизнь – воле; потому что сего хощет Бог, а не первого; гнев же мы навлекаем сами на себя». «Бог хощет, чтобы все были причастными жизни Его. Бедствия же не волею Его производятся, но навлекаются достоинством согрешивших» (Василий В.). Вечер (к вечеру, вечером) водворится плач, и заутра радость. Т.е. Господь наказывает, но Он же скоро и утешает; вечером скорбь, плач, а утром уже спасение, радость. Бл. Феодорит относит к царю Езекии, также к Апостолам, плакавшим по смерти Господа, и на утро возрадовавшимся Его воскресению. Допуская последнюю мысль, св. Василий В. присовокупляет: «может быть, вечером вообще называется век сей, в котором блаженно плачущие утешатся при наступлении утра», т.е. в будущем веке. С Евр.: «Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость».

7. Аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век. С Евр.: «И я говорил в благоденствии моем: не поколеблюсь во век». «Давид, – говорит св. Афан., – объясняет причину падения. Поелику, говорит, во время благоденствия думал я о себе много, то за это самое и приведен в смущение». Св. Василий В. находит другой смысл: человек, напоенный обильными потоками небесных вод (т.е. благодатных), приносящий обильные плоды и «чувствующий свою твердость с уверенностию скажет, что его не искоренит противник, как полную ниву, которую благословил Господь».

8. Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу196 . Под добротою или красотою Отцы разумеют первобытную доброту, какую имел Адам до падения и частию сохранил по падении. «Хотя прекрасен был я по природе, – объясняет св. Василий В., – но стал немощен, потому что умерщвлен грехом, по злоумышлению змия. Посему Ты к доброте моей, какую я получил от Тебя при первом устроении, присовокупил и силу исполнять должное». По мнению бл. Феодорита, слова 8 стиха «приличествуют Езекии и всему человеческому естеству, потому что и Езекия за добродетель пользовался Божественным промышлением и преодолел Ассириян, но лишившись Божественной благодати, впал в болезнь и подвергся страху смерти; и Адам в раю украшен был лепотою добродетели, не подлежал тлению, но за преступление, лишившись Божественного о нем промышления, претерпел жизненную бурю». С Евр.:197 «По благоволению Своему, Господи, Ты укрепил гору198 мою; но Ты сокрыл лице Свое, и я смутился».

9. С Евр.: «Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа (моего) умолял».

10. Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? Егда исповестся Тебе персть? Или возвестит истину Твою? – В крови моей. Кровь принимается за душу, за жизнь (Лев. 17:14). Т.е., что пользы в этой несчастной жизни, когда я, обремененный скорбями, готов истлеть, умереть? Какая польза от того, что преждевременно я сойду в истление, умру, обращусь в прах? Прах может ли исповедать или славословить Тебя, и возвещать истину Твою? (Подоб. Пс. 87:11–12, 113:25–26; Вар. 2:17). «В том, чтобы сойти мне в истление, нет никакой пользы ни мне, ни другим. И меня лишаешь Ты жизни и другие ни мало не приобретут от меня спасения» (Св. Афанасий). Св. Василий Великий иначе: «Что мне пользы в благосостоянии плоти и во множестве крови, когда она будет предана общему разрушению тела?.. Как перстный, плотский человек исповестся Тебе Богу? Как возвестит истину тот, кто не посвящал своего времени учению, у кого ум погребен под таким бременем плоти»?

12. Растерзал еси вретище мое и проч. Вретище служило символом покаяния, скорби и несчастия; в несчастиях снимали светлую одежду и облекались во вретище (Мф. 11:21), а по миновении бедствия, вретище снимали. А потому сии слова тоже значат, что: обратил еси плачь мой в радость мне, – прекратив мои страдания. Бл. Феодорит относит и к Езекии и всему человечеству, которое, по падении, облеклось в печальное одеяние греха, а прияв надежду воскресения, исполнилось веселия. Св. Василий Великий относит к истинно кающимся, которые плачут о своих грехах, о погибели, смиряя плоть свою утомлением и трудами; у таковых раздирается плачевная одежда, и возлагается на них одежда веселия и риза спасения». (Под. Пс. 131:16). С Евр.: «И Ты обратил сетование мое в ликование; снял с меня вретище, и препоясал меня веселием».

13. Да воспоет Тебе слава199 моя, и не умилюся200. «Слава праведного – дух, который в нем. Посему, кто поет духом, тот говори: яко да воспоет Тебе слава моя. Не буду уже делать ничего такого, говорит пророк, за чтобы сердце мое умилялось и уязвлялось воспоминанием греха моего» (Василий Вел.). «Симмах, – говорит бл. Феодорит, – перевел так: «да поет Тебя слава и не умолкает», т.е. за сие благодеяние надлежит непрестанно воспевать и славословить сподобившимся такой славы, не умолкая ни на одно мгновение». С Евр.: «Да славит Тебя душа моя, и да не умолкает».

* * *

194

Обновлениеἐγκαινισμου. Ἐγκαινισμος – значит: обновление, посвящение, освящение. Потому и в Вульгате: іn dedicatione, т. е. при освящении дома. Слово: Давидова относят к слову «псалом», т. е. псалом Давида, при освященми дома, как и в Русском переводе с Еврейскаго: «псалом Давида. Песнь при обновлении дома».

195

Гнев в ярости ὄτι ὀργὴ ἐν θυμῶ. Vulg.: «quonim ira in indignatione ejus».

196

Доброте моей силу τῶ κάλλει μου δύναμιν. Vulg.: praestitisti decori meo virtutem.

197

Симмах перевел: «Господи! благоволением Твоим дал Ты могущество праотцу моему». У бл. Феодорита, Акила: «на горе моей дал... мне силу».

198

Гора. В Еврейском стоит «легари» (от гарар или гар гора); LХХ, вероятно, читали: «гадери» слава или доброта моя – τῶ κάλλει μου. Под горою можно разуметь царство, престол Давида. Ты, Господи, утвердил мое царство.

199

Слава δοξα, в Евр: хавод; что значит честь, слава и все славное, напр. душа, которая есть слава тела. Быт. 49:6, язык, как орган славословий. Т. е. да воспевает Тебе душа или язык мой. Сн. Псал. 16:9, 57:9.

200

Не умилюся κατανυγῶ от κατανύσσω – соmpugno – пронзаю, причиняю огорчение. Vulg.: non соmpungar т. е. «не буду более страдая, молчать». «Умиление (огорчение), гов. бл. Феод., производит молчание; потому LХХ вместо слова: молчание употребили слово умиление». Сн. Ис. 47, 5. Разумеется молчание от великого горя и несчастия.



Источник:

Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle

Требуются волонтёры