епископ Палладий (Пьянков)

Толкование на Псалмы

Псалом 32

Не надписан222. «Это, – говорит бл. Феод., – приписали LХХ, переводя псалом, т.е. не ищи в переводе надписания; потому что надписания мы не нашли. Изречен же сей псалом бл. Давидом о том, что совершилось при чудном Езекии, и произносится как бы от самого Езекии, побуждающего народ к песнопению, после чудесной победы и погибели Ассириян». Другие считают благодарственною песнию после победы над Филистимлянами (1Пар. 20:4; 2Цар. 21:15223). По мнению св. Афанасия, «Давид в сем псалме уверовавших уже во Христа учит восхвалять своего Владыку, открывая им вместе превосходство могущества Его».

1. Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Радуйтеся. Это слово Акила и Симмах перевели: «хвалите». Правым подобает похвала. «Как кривая нога не годится для прямого сапога, – поясняет св. Василий В., – так сердцам развращенным неприлична Божия похвала... поелику похвала Божия есть правая: то нужно правое сердце, чтобы ему могла быть дозволена и приличествовала похвала» (Сн. Еккл. 15:9).

2. С Евр.: «Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири».

3. Воспойте Ему песнь нову. «Т.е. служите Богу не в ветхости буквы, но в обновлении духа. Кто принимает закон не чувственно, но разумеет духовный смысл его, поет песнь новую... Кто непрестанно становится новее в отношении к самому себе, тот поет новую песнь Богу. Добре пойте, т.е. с нерассеянною мыслию, с искренним расположением. Пойте со восклицанием224 . Как некоторые добрые воины, одержав победу над врагами, возносите хвалебные песни Виновнику победы» (Вас. В.).

4. Давид показывает, почему должно особенно прославлять Господа, – потому что Он истинен, праведен, бесконечно благ (ст. 5), Творец всего земного и небесного (ст. 6), премудр (ст. 7), страшен в Своем величии (ст. 8), всемогущ (ст. 9), Судия и грозный Мздовоздаятель (ст. 10), неизменен (ст. 11), промыслитель, сердцеведец (ст. 15), ничтожно пред Ним могущество сильных мира сего (ст. 16, 17); Он Искупитель, Спаситель уповающих на Него (ст. 18). Вся дела Его в вере. Т.е. Господь верен, истинен во всех делах, все дела Его выражают верность, – что обещает, то исполняет (Иерон. и Август.); «правдиво правит всем Господь всяческих, а нам предоставил зрение дел Его, призывая нас веровать, а не пытливо доведываться, как они совершаются» (Бл. Феод.). По мнению Василия В., слова: вся дела Его в вере, сказаны в том смысле, что все дела Божии призывают к вере, все указывают на Творца своего и Промыслителя. «Видишь небо и порядок в нем, – это для тебя руководитель к вере; потому что указывает собою на Художника». С Евр.: «Ибо слово Господне право и все дела Его верны».

5. Милостыню и суд. С Евр.: Он любит правду225 и суд; милости Господней полна земля.

6. Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их. «Под Словом, – говорит св. Василий В., – разумеется здесь не речь обыкновенная, из имен и глаголов состоящая, и под Духом – не дыхание, разливающееся в воздухе, по разумеется Слово, Которое в начале бе к Богу, и Дух Святой, в собственном смысле, так именуемый. Посему, как зиждительное Слово утвердило небо, так Дух, Который от Бога, Который от Отца исходит (т.е. из уст Его, чтобы ты не признал Его чем-либо внешним или тварным, но славил, как имеющего Ипостась Свою от Бога), сопривнес от Себя все силы, какие в Нем. И так, Духом утверждена всякая сила пренебесная, т.е., по действию Духа, она имеет напряженность, крепость и несомненность в освящении и во всякой добродетели, приличной священным силам». «Истинное Богословие (здесь) указует нам, – говор. бл. Феод., – Бога Слова со Всесвятым Духом, сотворившего небеса и небесные силы – невидимые, духовные». Отцы видят здесь указание на Св. Троицу: Слово Господне, т.е. Слово или Сын Бога Отца (Ин. 1:1), Дух Божий, исходящий от Отца. «Здесь, – говорит св. Афан., – открывается учение о Св. Троице. Устами Божиими называет Духа Святого; ибо Им глаголавшие пророки говорили. Ис. 1:20». «Под силами же, – говорит бл. Феод., – одни разумеют небесные светила, а другие – невидимые силы». С Евр.: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их». Воинством небесным называются и Ангелы (Лк. 2:13) и звезды или светила небесные – Быт. 2:1, (в Евр. цеваам; в Слав. украшение. 4Цар. 17:16. Пс. 24:21).

7. Собирай яко мех воды морския. «Не сказал, – говорит св. Василий В., – собираяй воды морские, как в мехе, но яко мех. Представь свойство меха, который то надувается, когда кожа натянута принятым внутрь духом, то сжимается, когда растягивавшее выйдет вон. Так и море иногда надмевается и кипит, когда ветры приводят его в ярость и воздымают, а иногда опять, при безветрии, успокаивается и улегается. Посему, Господь яко мех согнетает и смиряет воду морскую». Но в некоторых списках находим: собираяй яко в мехе226 воды морския. Под мехами здесь разумеются облака, в которые Господь собирает водные испарения, и в свое время, как из меха, изливает оные в виде дождя. Полагаяй в сокровищах бездны. Под безднами разумеются воды. Т.е. и множество вод Господь заключил в хранилищах, каковы облака, подземные источники и т.п. места. «Все водное естество как бы в сокровищницах каких содержит Господь заключенным в отдельных вместилищах – чтобы, излившись, (воды) не потопили сушу» (Бл. Феод. и св. Афан. Сн. Иов. 38:8). Св. Василий В. под безднами разумеет – «непостижимые судьбы Божии, заключенные в Божиих сокровищах». С Евр.: «Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах».

8. Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней. Слово: да подвижутся – Симмах перевел: «да благоговеют»; Акила: «отступят в страхе» (у бл. Феодор.). «Так я понимаю, – говорит св. Вас. В., – слово: да подвижутся от Него, т.е. ни глаз да не движется без Бога, ни рука да не движется без Бога, ни сердце да не помышляет чего-либо неблагоугодного Богу... Ничто, кроме страха Божия, да не приводит их в движение». «Подвижутся, т.е. подвигнутся живущие по вселенной из прежнего состояния своего, в котором служили идолам» (Св. Афан.). С Евр.: «Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной».

9. С Евр.: «Ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось».

10. 11. Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей. Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род. «Господь не только разорил советы Ассириян, Сеннахирима и Рапсака, и показал силу и истинность собственного Своего совета, но и в целой вселенной рассеял восстания язычников на Апостолов, и явною соделал для всех державу собственной Своей силы» (Бл. Феод.). Помышления сердца Его в род и род, т.е. определения Божии вечны. «Разумеет, – говорит св. Афан., – те определения, какие совещавает для настоящего и будущего века. Помышления Божии суть целесообразные распоряжения, а сердце Божие – сокровенность сущности». «По причине двукратно наименованного рода, – говорит св. Вас. В., – можно разуметь и два помышления – одно, по которому мы получили первый завет, а другое, которое нам даровало новое и спасительное учение Христово».

12. Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, люди яже избра в наследие Себе. Наследие Божие – избранные Божии, которыми Господь Бог обладает, как собственностию, и в которых обитает Своею благодатию; это – святые Божии человеки, люди обновления, истинно верующие. «Мы (христиане) – тот язык, для которого Господом есть Бог наш, мы – люди, яже избра в наследие Себе; мы – язык, потому что собраны из многих язычников; мы – люди, потому что призваны вместо народа отверженного» (Св. Вас. В.).

13. С Евр.: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих».

14. От готового227 жилища Своего призре на вся живущыя на земли. Т.е. от места «уготованного, украшенного», поясняет св. Афан., т.е. неба; по св. Василию В. – от места отовсюду открытого: «не отверзаются двери, не собираются завесы, готово к видению Божие жилище; ни один не избегает Его зрения, не закрывают ни тьма, ни стены, нет никакого препятствия очам Божиим» (Вас. В.). С Евр.: «С престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле».

15. Создавый на едине228 сердца их. На едине – поодиночке, отдельно. Т.е. потому и знает дела всех людей, всякого человека в частности, что Сам сотворил и творит в частности каждого человека, или каждую душу, каждое сердце; а что сотворено Богом, то не может не быть ведомо Ему, то Он знает всесовершенно. С Евр.: «Он создал сердца всех229 их, и вникает во все дела их».

16. С Евр.: «Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила».

17. С Евр.: «Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею».

18. С Евр.: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его».

19. С Евр.: «Что Он душу их спасет от смерти, и во время голода пропитает их».

20. С Евр.: «Душа наша уповает на Господа: Он – помощь наша и защита наша».

21. С Евр.: «О Нем веселится сердце наше; ибо на святое имя Его мы уповали».

22. С Евр.: «Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя».

* * *

222

В Еврейском нет никакого надписания, но в Греческих – Римского и других изданий LХХ стоит: псалом Давиду, как и в нашей Славянской Псалтири.

223

Калмет 2Цар. 21, 15. В этой войне Давид подвергался опасности умереть от исполина Иесвия, и был спасен Авессою.

224

«Восклицание (αλαλαγμα) есть победный клик, каким победители сопровождают бегущих врагов», говорит бл. Феод., hіс.

225

Правду. LХХ Еврейское слово: «цедек» – правда – иногда переводили сювом: милость – ελεος. См. Втор. 6:25, 24:13; Псал. 23:5, 102:6; Ис. 1:27.

226

В Римск. издании LХХ: σηναγων ως ασκον υδατα θαλασσης– Но Симмах читает: εν ασκω іn utre – в мехе; Августин и некоторые древние Латинские Псалтири: іn utrem – в мех. Потому св. Афанасий так объясняет: «призывает воду морскую и, как бы в некоем мехе, содержит ее в облаках». Также бл. Феод. «и как в мехе каком собирает в облаках водное естество». В сокровищах – в сокровищницах или в хранилищах. 3Цар. VII:51 и др.

227

От готоваго. Симмах перевел: «от места (απο εδρας) жилища Своего»; Акила: от места кафедры Своей; бл. Иерон: de firmissimo solio euo, т. е. с неба. Сн. Пс. 13:2, 138:5–7. LХХ: εξ ετοιμου; Vulg: «dе praeparato».

228

На единеκατα μονας. Vulg: singіllatim.

229

Всех. Вмеcто слова: всех в Еврейском стоит: яхад, что значит вместе, – una, simul. На основании сего места некоторые думали (Ориген и др.), что в начале сотворены были все человеческие души вместе, и все они заключены были в Адаме – іn Аdam omnium ainmas continerі. См. у Калм.



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle