Псалом 46
В конец, о сынех Кореовых, псалом. Случай написания сего псалма достоверно неизвестен. По одним, он написан по случаю перенесения ковчега из Кириафирима в Иерусалим в скинию, или в храм Соломонов, по другим, – по случаю построения второго храма при Ездре, или по случаю побед Маккавеев304. Все это одни догадки. «Этот псалом, – говорит св. Злат., – такого же содержания, как и предыдущий. В нем пророк изображает победы и трофеи над врагами и призывает всю вселенную к прославлению совершившегося», и разумеет с св. Афанасием Александрийск. духовных врагов. «Сей псалом воспевается, – говорит последний, – от лица св. Апостолов, которые описывают гонение за проповедь и одержанные при сем победы».
2. Вси язы́цы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. «Победе прилично рукоплескание, и восклицание есть знак побеждающих, – говорит бл. Феодорит, – посему мысль, заключающаяся в сем псалме, состоит в связи с мыслию псалма предыдущего. Тот псалом предвещает после бури и мятежей победу, а сей одержавшим победу повелевает возглашать песнь Подателю победы; потому что Он оказался, говорит, Вышним и Страшным». Вси язы́цы, потому что все народы узнали силу победителя – Христа. «Он сам прекратил жестокую войну, – говорит св. Злат., – связал крепкого, расхитил сосуды его (Мф. 12:29); но, как человеколюбивый, Он предоставляет наслаждаться победою и трофеями тем, которые нисколько не подвизались, и повелевает воспевать победную песнь, как будто они сами совершили это и одержали победу». «Язычники призываются воспеть победную песнь, как бы уже над павшими сопротивными силами» (Св. Афан.).
3. С Евр.: «Ибо Господь Всевышний страшен, – великий Царь над всею землею».
4. Покори люди305 нам, и языки под ноги наша. По мнению св. Злат., Афан. Алекс. и бл. Феод., – это говорят св. Апостолы, покорившие евангельскою проповедию народы; т.е. нашей проповеди, нашему слову Господь Бог покорил людей. «Он Сам, предшествуя им (св. Апостолам), уничтошал препятствия; Сам уравнивал все и делал трудное легким. Прежде все дышало войною... но как скоро Апостолы вышли и стали проповедовать: то разрушили все преграды врагов, так что слушатели отдавали души свои и подвергались бесчисленным опасностям за проповеданное» (Злат.).
5. Избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби. С Евр.: «Избрал нам наследие наше, красу Иакова, которого возлюбил». – «Мне кажется, – говорит св. Злат., – что пророк здесь разумеет верующих... Верующих справедливо можно назвать добротою народа; ибо что прекраснее тогдашних верующих» (т.е. во времена Апостолов)?» Под достоянием или наследием Божиим можно разуметь всех уверовавших язычников (Пс. 2:8. Св. Афан.), а под добротою – самих св. Апостолов, ибо «их одних избрал, возлюбил, им вверил кормило апостольства», говорит бл. Феодорит. Они – украшение, краса Церкви, которая сама есть наследие Божие.
6. Взыде Бог в воскликновении. «Не сказал, – говорит св. Злат., – вознесен, но: взыде, выражая, что Христос вознесся не при помощи кого-нибудь, ведшего Его, но Сам шел этим путем: – в воскликновении, т.е. Христос восшел с победою, поправ смерть и проч. Господь во гласе трубне. Этим пророк выражает то же самое, т.е. блистательную победу. Впрочем, здесь можно разуметь и нечто другое, именно: известность, ясность, торжественность (т.е. события вознесения Христова)... не сказал в трубе, а во гласе трубне – для того, дабы выразить единодушное согласие Апостолов. Апостолы возвещали, как трубы, не на войну призывая, но благовествуя победу» (Злат.). «Хвалы совосходящих с Ним (т.е. с Господом, восходящим на Небо) наименовал гласом трубным», говорит св. Афанасий.
7. Пойте Богу нашему, пойте и проч. «Пророк, – говорит Злат., – призывает вселенную к прославлению Бога с великим усердием; посему и повторяет несколько раз: пойте, и притом призывает петь не просто, но разумно – с великим разумением, познав случившееся, уразумев величие событий, петь не голосом только, но и делами, не устами только, но и жизнию» (Злат.), – не с гуслями, как прежние певцы» (Св. Афан.).
8. С Евр.: «Ибо Бог царь всей земли; пойте все разумно».
9. Воцарися Бог над языки, т.е. воцарился Господь Иисус Христос, по человечеству, «вследствие усвоения нас Богу, – замечает св. Златоуст. – Бог царствовал над всеми и прежде, как Творец и Создатель, а теперь воцарился над людьми, добровольно и с благодарностию покорившимися Ему». Он восседает на святом престоле; ибо «Его судилище всегда чисто, праведно, сияет светом светлее всякой чистоты, блистает неизреченною славою» (Св. Злат.).
10. Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим: яко Божии державнии земли306 зело вознесошася. С Евр.: «Князья народов собрались к народу Бога Авраамова; ибо щиты земли – Божии; Он превознесен над ними». Т.е. самые властители земли, уверовав, обратились к Богу Авраама, так как державные земли, т.е. по Злат. и св. Афан., св. Апостолы и все верующие во Христа весьма прославились. «Кто эти державные Божии, как не Апостолы и все верующие, – говорит св. Злат., – сила их так просияла, что они вознеслись над всеми: они державны, ибо противостали всей вселенной... преодолели все, стали выше всего и ни чем не были побеждаемы» (Св. Злат.).
«Св. Апостолы соделались державными, т.е. щитами и поборниками уверовавших», поясняет бл. Феодорит.
* * *
См. у Калм. hic.
Вместо: люди Симмах перевел – царей, (в Евр: народы), а слова (в 5 ст.): доброту Иаковлю – величание Іакова; достояние κληρονομιαν – наследие; доброту καλλονην – красоту, украшение.
Державнии земли LХХ: – κραταιοι γης. Другие переведи: Акила: щиты; Феодот. и Симмах: защита. Vulg: fortes terrae. Калм. перевел с Евр: «властители народа собрались с народом Бога Авраамова; потому что Бог возвысился над богами – щитами земли» – elevatus est super deos – clypeos terrae.