епископ Палладий (Пьянков)

Псалом 58

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул, и стреже дом его, еже умертвити его. С Евр.: «Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтоб умертвить его». – «Саул, – говорит св. Афан., – позавидовав Давиду, который был его благодетелем, искал убить Давида, то бросая в него копье, то окружая его стражами в доме (1Цар. 12:13). Но псалом относится и к лицу Спасители, благодеющего неблагодарным Израильтянам (лице которых представлял Саул) и преследуемого их наветами. Благовествует и о призвании всех язычников после того, как Израиль за злочестие будет отринут от жительства по Богу» (Св. Афан.). Подоб. обр. бл. Феодорит.

2. С Евр.: «Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня».

3. С Евр.: «Избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных».

4. Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи. С Евр.: «Ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные, не за преступление мое и не за грех мой, Господи». – Т.е. по отношению к Саулу я не сделал никакого греха и преступления, но Саул и его сообщники гонят меня, уловляют мою душу, т.е. преследуют меня и ищут моей смерти (Бл. Феод.).

5. Без беззакония текох362 и исправих. С Евр.: «Без вины моей сбегаются и вооружаются». – «Бл. Давид говорит зто, не выдавая себя совершенно безгрешным, а показывая, что не сделал никакой обиды Саулу... что хотя греха не было, нападают на него, чтобы растерзать ни в чем невинного пред ними. Так перевел и Симмах: «Когда и греха нет, так бегут, чтобы поразить». Востани в сретение мощи виждь – с Евр.: «Подвигнись на помощь мне, и воззри». Т.е. поспеши, Господи, спасти меня, будь моим Судиею и Судиею врагов моих.

6. Вонми посетити вся языки. «Давид молится, – говорит св. Афан., – чтобы идолослужители обратились к вере во Христа, а Израильтяне за беззаконие их были отвержены – да не ущедриши вся делающыя беззаконие». Давид, по мнению бл. Феод., видит распятие Христово и, «гнушаясь чрезмерностию нечестия, умоляет о том, чтобы христораспинателям не было прощения». С Евр.: «Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников».

7. Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град. С Евр.: «Вечером возвращаются они, воют как псы, и ходят вокруг города». – «Как псы обыкновенно ночью бегают но городским улицам, вынуждаемые к этому истощанием чрева: так и они (враги Христа Спасителя) будут лишены всякого духовного о них промышления и, не пользуясь пророчественною благодатию, не будут вовсе иметь и святительского попечения о них, станут же бродить подобно псу, не удостоиваясь, по евангельскому слову, вкусить даже крупиц, падающих от трапезы господей своих (Мф. 15:21)» (Бл. Феод.). По св. Афан., возвратятся на вечер значит: враги Христовы «восстанут на Него, когда Он явится с плотию в последние дни; взалчут яко пес – взалчут, потому что не прияли животворящего хлеба. Псами же называет их за душевное бесстыдство. Сказано еще: обыдут град; потому что, лишенные отечества и недопускаемые в оное царскими законами, будут ходить кругом совне, едва имея возможность увидеть оное откуда-либо издали». Другие толковники (Калмет) прилагают 4–8 стихи к временам Неемии, когда созидались стены Иерусалима, а язычники препятствовали и, как псы голодные, по ночам бросались на строивших стены (Неем. 4:1–23).

8. Се тии отвещают363 усты своими, и меч во устнах их, яко кто слыша? С Евр.: «Вот, они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи: ибо, думают они, кто слышит»? – Се тии отвещают – вот они решительно и дерзко говорят: кто нас слышит? И эти слова все равно, что меч в устах их. Отвещают, по св. Афан., значит: «будут изрекать хулы». Отцы относят к врагам Христовым, коих хулы и злословия были, как меч для Спасителя; злословили, издевались, как бы не было над ними надзирающего, как будто никто не видит и не слышит того, что делается, и не потребует в том отчета (Бл. Феод. и св. Афан.).

9. И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки. С Евр.: «Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы». Т.е. «но Ты, Господи, слышишь и видишь все злословия врагов Своих, посмеешься их суетности и посрамишь их. Не только этих, но и все народы преодолеть Тебе нет труда» (Бл. Феод.). Уничижиши вся языки, по св. Афан., значит: «уничижишь мысленные силы, которые и Израильтян восставили на брань против Господа».

10. Державу мою к Тебе сохраню, яко Ты, Боже, заступник мой еси. С Евр.: «Сила – у ннх, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог – заступник мой». Говорит Давид. Т.е. «удержу крепость мою и царство мое охраняемый Тобою; ибо Ты стал моим защитником» (Св. Афан.). «Тебя, говорит пророк, имею заступником и хранителем силы моей; потому что пользуюсь Твоим о мне промышлением» (Бл. Феод.).

11. Бог мой, явит мне на вразех моих, т.е. явит мне Свое правосудие в наказании врагов моих. С Евр.: «Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих».

12. Не убий их, да не когда забудут закон Твой. С Евр.: «Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею, и ннзложи их, Господи, защитник наш». Т.е. не истребляй всех Иудеев окончательно и вдруг, но сохрани, дабы Еврейский народ не забывал, помнил обетования и закон Твой. – «Умоляю, говорит пророк, не подвергать их (Евреев) конечной гибели; потому что многие из них уврачуются врачевством покаяния. Расточи я силою Твоею, и низведи я. – Рассей по всей вселенной, сделай скитальцами и пересельниками» (Бл. Феод.). Низведи, т.е. унизь, накажи.

13. Грех уст их, слово устен их. Т.е. расточи за грех уст их, за то, что излиха вопияли: распни, распни Его. И яти да будут в гордыни своей, т.е. «на что отважились, тем и будут наказаны; не восхотев служить спасшему Христу, возлюбив царство Кесарево, и будут преданы в рабство Кесарю» (Бл. Феод.). И от клятвы и лжи возвестятся в кончине. Т.е. «да соделается всюду известною кончина их за хулы, какими злословили Тебя, говоря ложь о славе Твоей. Кончиною же называет не конечную гибель народа, но падение славы его. А слава его – подзаконные службы, Божий храм, пророки, первосвященники, учители закона, явление Ангелов. Все это кончилось вдруг, по умерщвлении Господа» (Св. Афан.). С Евр.: «Слово языка их есть грех уст их; да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят».

14. Во гневе кончины, и не будут. С Евр.: «Расточи их во гневе, расточи, чтоб их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли». – «Слово: не будут, – по бл. Феод., – значит: не будут уже составлять из себя особого народа, живя в Палестине и именуясь народом Божиим. Кончинами же пророк называет всякого рода казни».

15. Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес. Повторяются сии слова (ст. 7.), по бл. Феод., для того, дабы кто-нибудь не почел противоречием сказанному выше: расточи я силою Твоею... «Иудеи, древние сыны, за свое лукавство стали на чреде псов, а язычники, уподоблявшиеся прежде псам, сподобились чести стать сынами» (Бл. Феод.).

16. Тии разыдутся ясти, аще ли же не насытятся, и поропщут. С Евр.: «Пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи». – «Симмах соединил это с предыдущим, – говорит бл. Феод., – и выразился так: «Да возвратятся вечером, и да мятутся, как псы, ходящие и кружащиеся по городу, чтобы не остаться на ночь голодными». По переводу же LХХ-ти должно разуметь это так: подобно псам и они (Евреи), будучи рассеяны по вселенной, взыщут духовной пищи; но не находя ея (потому что не уверовали в предвозвещенного всеми пророками), смутятся и поропщут, и в этом высказывая свое неблагодарное сердце». «Будут всюду ходить, ища слова Господня и не найдут. А если когда, взяв какое-либо изречение Бож. Писания, подумают насладиться в сытость; то и в сем случае поропщут, как всегдашние ропотники и оглагольники Божии» (Св. Афан.)

17. С Евр.: «А я буду воспевать силу Твою, и с раннего утра провозглашать милость Твою; ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего».

18. С Евр.: «Сила моя! Тебя буду воспевать я; ибо Бог заступник мой, Бог мой, милующий меня».

* * *

362

Текох εδραμον от ρτεχω – бегу, чтобы спасти себя, с опасностию состязаюсь; исправих κατευθυνανω – направляю, даю хорошее направление – commode ago sev vivo. Т. е. я с трудом и без беззакония подвизался, жизни своей давал должное направление.

363

Отвещают αποφεγξονταιγομαι – говорю резко, утвердительно, высказываю свое мнение прямо.



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалмы – Псалом 59 епископ Палладий (Пьянков)

2. Толкование на Псалмы – Псалом 60 епископ Палладий (Пьянков)

3. Толкование на псалмы святитель Афанасий Великий

4. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

5. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

6. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 58-го. блаженный Феодорит Кирский

8. Толкование на псалмы святитель Афанасий Великий

9. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 78 архиепископ Ириней (Клементьевский)

10. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 76 архиепископ Ириней (Клементьевский)

Комментарии для сайта Cackle