Источник

Псалом 57

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание. С Евр.: «Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида». «Настоящий псалом, – говорит св. Афан., – имеет одинаковое содержание с предыдущим, лучше сказать, с ясностию означает, какой был конец восстававшим на Спасителя». «Псалом сей, – говорит бл. Феод., – описывает лукавство Саула и лживость слов его. Не раз поклявшись прекратить вражду, нарушал он клятву и старался уловить Давида. Прилагает же опять к надписанию: да не растлиши; потому что Давид, двукратно имев Саула в руках, не восхотел умертвить его».

2. Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите сынове человечестии. Давид, сознавая себя невинным, обращается с сими словами к Саулу и его советникам, и их делает судиями в своем деле. Будьте сами судиею того, что вы делаете, и сами произнесите правый приговор о том, справедливо ли вы меня гоните? (Бл. Феод.). С Евр.: «Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие»? По св. Афан. – речь эта обращена к врагам Христовым, которые казались ревнителями правды и закона; но судили несправедливо».

3. Ибо в сердце беззаконие делаете, на земли неправду руки вашя сплетают. С Евр.: «Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле». – Т.е. вы только на словах ревнуете о правде, а на самом деле нарушаете правду; слова хороши, а в сердце и на деле – беззаконие (Св. Афан. и бл. Феод.).

4. Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. С Евр.: «С самого рождения отступили нечестивые; от утробы матери заблуждают, говоря ложь». – «Издавна отступив от истины, вы возлюбили ложь. Пророк присовокупил: от ложесн, от чрева; потому что Бог и до создания знал дела их» (Иер. 1:5; Ис. 48:8. Бл. Феод.). Или: потому вы не можете говорить правду, что испорчены с юности, развращены от утробы матерней, след. знакомы только с ложью и злом, а не с правдою и истиною. – Св. Афан. относит к врагам Спасителя, а бл. Феод. к врагам Давида.

5. Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха, и затыкающего ушы свои. С Евр.: «Яд у них, как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои».

6. Иже не услышит гласа обавающих357, обаваемь обавается от премудра358. С Евр.: «И не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях». – «Здесь враги Саула уподобляются аспиду по памятозлобию и злокозненности», говорит бл. Феод. Аспид есть вид змия, водится в Египте и имеет около двух футов длины; яд его весьма силен и причиняет смерть немедленно, если член, им зараженный, не отсекается, а потому аспида припускали к преступникам, осужденным на скорую смерть. Искусство заклинания змей, как видно из этого места, известно было при Давиде. Под обавателями разумеются заклинатели, под премудрым – знахарь, – заклинатель, заговаривающий змия. Но на аспида заклинания не производят никакого влияния, он остается глух к ним, как бы затыкает уши свои, и противится всем средствам премудрого или знахаря. Таковы, говорит Давид, мои враги, они злы, ядовиты, как аспиды, глухи ко всем внушениям истины и добра. – «Затыкают уши, подобно аспиду, который делает это от чрезмерной злости, чтобы не быть очаровану обаяниями и не уступить действию состава, приготовленного так называемым мудрецом». Так поясняет бл. Феодорит и под аспидом разумеет Саула. Давид все сделал, чтобы убедить Саула прекратить вражду; «однако же не убедил, а потому прилично уподобил его аспиду, который не по природе глух, но затыкает уши и не допускает до себя обаятельных слов». «Св. Афанасий разумеет неверных Иудеев, уподобившихся аспиду, у которого на зубах яд, и который не хочет слышать заклинателей, и потом отложить свою ярость».

7. Бог сокрушит зубы их во устех их. Т.е. по бл. Феодориту, «сделает недействительными все ухищрения врагов Давидовых»; по св. Афанасию, «разрушит клеветы, сложенные Иудеями на Спасителя, сокрушит силу их, ибо сила львов в зубах их». – Членовныя359 львов сокрушил есть Господь. «Членовными, – говорит бл. Феод., – называет сторонние зубы, коими обыкновенно разжевываем пищу». Сокрушил Господь львиныя челюсти их, т.е. всю страшную силу врагов Давидовых. С Евр.: «Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов»!

8. Уничижатся яко вода мимотекущая, т.е. «сделаются презренными подобно воде, пролитой и никуда негодной» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные». Напряжет лук свой, Дóндеже изнемогут. Сам Господь Бог напряжет лук Свой, – т.е. «не престанет поражать их наказаниями, пока не сокрушит их силу» (Бл. Феод.).

9. Яко воск растаяв отимутся: паде огнь на них, и не видеша солнца. С Евр.: «Да изчезнут, как распускающаяся улитка;360 да не видят солнца, как выкидыш женщины». «Подобно воску, который близ огня и тает, будут они истреблены и лишатся жизни. В сем смысле сказал пророк: и не видеша солнца; потому что умершие не могут видеть луча солнечного» (Бл. Феод.). «Вверженные в огонь вечный, не увидели они солнца правды» (Св. Афан.).

10. Прежде еже разумети терния вашего рамна361, яко живы, яко во гневе пожрет я. С Евр.: «Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь». Симмах перевел: «Прежде нежели вырастут терния ваши и образуется из них рамн, еще живых, как нечто совершенно высохшее, подымет вихрь». По LХХ: «Прежде нежели возрастут терния ваши, т.е. грехи, и соделаются рамном, т.е. процветут и принесут плод, постигнет вас гнев Божественный» (Св. Афан.). «Прежде нежели лукавство ваше возрастет и уподобится рамну, т.е. большому терну, постигнет вас казнь от Бога и обратит в ничто. Как поглощенное делается невидимым, так и вы будете преданы забвению. Предречение это угрожает Саулу и споспешникам его скорым наказанием» (Бл. Феод.).

11. Возвеселится праведник, егда увидит отмщение, руце свои умыет в крови грешника. С Евр.: «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого». – «Веселится же рачитель добродетели, видя, что делатель греха наказуется; веселится, не издеваясь над ним, но усматривая Божие промышление, которое не оставляет без призрения обиженных им. Умывает же руки свои, не кровию обагряя и оскверняя их, но доказывая, что невинен и далек от лукавства. Ибо не кровию умывает, как полагали некоторые, но умывает при виде крови, как не имевший никакого общения с грешником» (Бл. Феод.). «Праведники, увидев во время праведного суда, что изъяты из среды злобные демоны, возвеселены будут сим праведным судом Божиим, как оказавшиеся неповинными и свободными от наказания за смерть. Сказанное же: умыет должно разуметь о невинном, по сказанному в другом месте: умыю в неповинных руце мои» (Пс. 26:10. Св. Афанасий).

12. И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли. С Евр.: «И скажет человек: подлинно есть плод праведнику! и так есть Бог, судящий на земле». Т.е. видя наказание нечестивых и награды праведным, люди исповедуют, что есть Бог, есть праведный суд на земле, есть награды благочестивому и возмездие нечестивому. Бл. Феод. и Св. Афан.

* * *

357

Обавающих επαδοντων от επαδω – пою, чтобы обольстить, заклинаю, обворожаю и т. п.

358

Обаваем обавается от премудра θαρμακουτε φαρμακευομεβου παρα σοφου, т. е. не услышит голоса заклинающих, хотя и подвергается действию колдовских средств знахаря.

359

Членовныя τας μυλαςμυλη – мельница, жернов, отселе – челюсть, коренные зубы.

360

Улитка в Еврейском шаббелул или шаблул переводят: и улитка – limax и сеrа – воск от шавал – fluxit.

361

Рамна ραμνονος – большой терновый куст, похожій на дерево; иначе называется: жестер или «придорожная игла».


Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Комментарии для сайта Cackle