епископ Палладий (Пьянков)

Псалом 87

Песнь псалма сыном Кореовым, в конец, о Маелефе еже отвещати, разума Еману Исраильтянину. С Евр.: «Песнь. Псалом. Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана, Езрахита». Под Маелефом одни разумеют хор, лик, ликование; другие – музыкальный инструмент. См. 52 псал. Еман был начальник музыкального хора при Давиде (1Пар. 6:33, 15:17, 19). «Словом: отвещати, – говорит бл. Феод., – дается мысль о взаимно-ответствующих чредах ликов. Пророчество же сие предвещает бедствия Иудеев и рабство в Вавилоне, но показывает также и болезни всего вкупе человеческого рода после греха. Притом пророчество излагается в виде моления, приносимого человеколюбивому Богу Иудеями и вообще всеми». «В сем псалме, – говорит св. Афан., – изображается смерть, какую приял за нас Христос, чтобы, проповедав духам, сущим во аде, даровать нам воскресение. Псалмопевец оплакивает также Иерусалим, как утративший упование на Христа. А Иерусалим, т.е. народ Иудейский, в древности составлял как бы некий лик, почему и именовался уделом или жребием Господним. Поэтому и псалом надписывается для Маелефа, т.е. для ликования или лика». Псалом сей в буквальном смысле содержит молитву человека, находящегося в самых тяжких страданиях и вместе выражает упование на Господа, а потому приличен и Вавилонским пленникам, и вообще всякой страждущей благочестивой душе. Сходен с 21 псалмом.

2. С Евр.: «Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою».

3. С Евр.: «Да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему».

4. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Т.е. душа моя исполнилась таких страданий, что моя жизнь близка и к смерти, к могиле; ибо это означает здесь слово ад (по Еврейски: шеол). С Евр.: «Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней». По мнению св. Афан. – здесь и далее, во всем псалме, говорит о Себе, о Своих ужасных страданиях Сам Господь наш Иисус Христос, а бл. Феодорит применяет к пленникам Вавилонским и всему человеческому роду.

5. Привменен бых с низходящими в ров. С Евр.: «Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы». «Уподобляюсь тем, которые упали в ров, и не могут выйти» (Бл. Феод.).

6. В мертвых свободь. Т.е. я как мертвый, свободный от житейских попечений. С Евр.: «Между мертвыми брошенный»506. Т.е. я стал, как мертвый, отделенный от людей. Св. Афанасий весьма прилично относит к Спасителю, Который «когда и был мертв, пребывал свободным (Ин. 10:18)». Яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени Быша. Т.е. Евреи в Вавилонском плену кажутся отвергнутыми Тобою, лишенными Твоего попечения, Господи, как язвеннии спящие во гробах, – как израненные на войне, предаваемые погребению, о которых Ты здесь уже не промышляешь. «Ибо Симмах, – говорит бл. Феод., – выразил сие так: что язвенные, лежащие во гробе, о которых не вспоминаешь уже более, то же и те, которые сражены Твоею рукою», т.е. сражены бедствиями, подвергнуты плену, рабству. С Евр.: «Как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь, и которые от руки Твоей отринуты».

7. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. С Евр.: «Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну». «И сии слова, – говорит бл. Феод., – приличествуют как принужденным жить в Вавилоне, так и всему человеческому роду. Ибо те, находясь в порабощении у людей лукавых, проводили жизнь мучительную, и все люди после греха впали в многоразличные бедствия». Эти бедствия и разумеются здесь под ровом преисподним, под тьмою и сению смертною – смерть, печаль, слезы и проч.

8. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя. С Евр.: «Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил (меня)». «Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел: «на меня напала ярость Твоя, и бурями Твоими истомил Ты меня», т.е. продолжаешь наказывать меня и наносить всякого рода удары бедствий». «Яростию Божиею, – говорит св. Афан., – называет проклятие смерти, наложенное на род человеческий, а как эту клятву понес на Себе Господь (Гал. 3:13), то и говорит, что утвердися на Нем ярость Божия. Волнами называет тяжкое наказание, наложенное на род человеческий за преступление заповеди; разумеет же опять смерть».

9. Удалил еси знаемых Моих от Мене. «Говорит же это Господь потому, что во время страданий все Его оставили» (Св. Афан.). По бл. Феодориту, жившие в Вавилоне пленники, прияв на себя иго рабства, будучи рассеяны, лишены связей и сожительства с друзьями, не имели почерпаемого в этом утешения; да и все люди, пребывающие в злочестии, непричастны ангельского о них попечения». Положиша мя мерзость себе, т.е. враги мои гнушались мною, соделали меня для себя предметом омерзения или отвращения. Предан бых и не исхождах, т.е. «не нахожу никакого избавления от окружающих меня зол» (Бл. Феод.). «Говорит это; потому что Господь заключен был в доме начальника синагоги» (Св. Афан.). С Евр.: «Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти».

10. Очи мои изнемогосте от нищеты. «А Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: «око мое истекло от злострадания»; потому что слезами истощил я очи свои, будучи принужден плакать от мучительной болезни». «Я плакал о народе, видя, как лишается он богатства по Богу, и впадает в крайнюю нищету» (Св. Афан.). С Евр.: «Око мое истомилось от горести; весь день я взывал к Тебе, Господи; простирал к Тебе руки мои».

11. Еда мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? Т.е. ужели Ты, Господи, творишь чудеса мертвым или над мертвыми? Ужели врачи могут воскресить умерших, и последние снова могут исповедаться Тебе? Но как этого в обыкновенной жизни не бывает, то ускори помочь мне, ибо я умираю от страданий. «Пока я еще жив, говорит пророк, окажи чудо Твое; потому что, когда умру, не увижу его. Ибо нет врача, который бы мог освободить от смерти. И какое врачевство имеет эту силу»? (Бл. Феод.). «Господь объясняет, – говорит св. Афан., – нам причины Своего снисхождения в смерть, как бы так говоря: поелику и мертвым невозможно творить чудеса, и врачам воскрешать, да исповедятся Тебе; а равно и осужденные на погибель не в состоянии были познать Твою истину: то Я, Отче, вменен посему с сущими во аде, чтобы и те, которые пребывают (13 ст.) в земли забвенней, воскреснув, дознали опытом чудеса Твои, и те, которые издревле во тьме, поведали истину Твою». С Евр.: «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя»?

12. 13. Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней? Здесь слова: гроб, погибель, тьма, земля забвения – означают смерть, или состояние душ по смерти. «Мертвым, которые разрешились в прах, пребывают во мраке смерти и преданы забвению, невозможно быть причастниками Твоего человеколюбия и соделаться зрителями чудес Твоих» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения правду Твою»? Т.е. помоги, Господи, пока я жив.

14. С Евр.: «Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя».

15. С Евр.: «Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня»?

16. Нищ есмь Аз. По св. Афан. – это говорит Спаситель наш Иисус Христос. «Нищ, потому что приял на Себя зрак раба, и в трудех от юности Моея; потому что от пелен Своих подвергался злоумышлениям Ирода и подобных ему. Вознесжеся, смирихся и изнемогох. Вознесением Своим называет восшествие Свое на крест (Ин. 8:28), а под словом: смирихся – разумеет нисшествие Свое во ад» (Св. Афан.). С Евр.: «Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои, и изнемогаю».

17. С Евр.: «Надо мною прошла ярость Твоя; устрашения Твои сокрушили Меня».

18. Обыдоша мя яко вода, «т.е. весь гнев Ты подвиг противу меня; страшными казнями приводил Ты меня в смятение, и, как в водах, оставлял меня погруженным в них. Весь день одержаша мя вкупе – каждый день потопляют они меня» (Бл. Феод.). С Евр.: «Всякий день окружают меня, как вода, облегают меня все вместе».

19. Удалил еси от Мене друга и искреннего, и знаемых моих от страстей – от страданий. Т.е. во время моих страданий Ты удалил от меня близких мне. По св. Афан. – это говорит Спаситель; по бл. Феод. – «это прилично было говорить не Иудеям только, но и всем людям до пришествия Спасителя».

* * *

506

Брошенный – по Еврейски: хафши – означает человека, выпущенного на волю, предоставленного самому себе, отселе – отделенного, оставленного, отвергнутого.



Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалмы – Псалом 86 епископ Палладий (Пьянков)

2. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 87-го. блаженный Феодорит Кирский

3. Толковая Псалтирь – Псалом 87 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

4. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 62 архиепископ Ириней (Клементьевский)

5. Толкование на паримии из новозаветных книг – В подлежащей рассмотрениию паримии (1 Пет. 2:21–25; 3:1–9) содержится учение о неповинном, по примеру Христа, страдании, о поведении жен в... епископ Виссарион (Нечаев)

6. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 87 протоиерей Григорий Разумовский

7. Собеседование о Псалмах – Собеседование 41 на псалом 93 святитель Иоанн Златоуст

8. Толкование на книгу пророка Аггея – Глава 2 святитель Кирилл Александрийский

9. Руководственное пособие к пониманию Псалтири – Третья книга Псалтири. Псалмы 72–88 епископ Ириней (Орда)

10. Толкование на пророка Малахию – Глава II блаженный Иероним Стридонский

Комментарии для сайта Cackle