священник Павел Флоренский

XXVII. Эстетизм и религия (к стр. 7, 99 и др.)

В тексте книги столь многократно повторялась мысль о верховенстве красоты и о своеобразном художестве, составляющем суть православия, что, быть может, не лишним будет разграничение этого религиозного эстетизма от религиозного же эстетизма, развиваемого и с жаром защищаемого † К. Н. Леонтьевым. 1012 Смею утверждать, что эти два эстетизма, в существе своем, не имеют ничего общего, несмотря на внешнее их сходство. В самом деле, воззрения по этому вопросу К. Н. Леонтьева вкратце могут быть представлены его же собственной схемой, а именно 1013:

Таким образом, для К. Н. Леонтьева «эстетичность» есть самый общийпризнак; но, для автора этой книги, он – самый глубокий. Там красота – лишь оболочка, наиболее внешний из различных «продольных» cлoeв бытия; a тут – oна нe oдин из мнoгих прoдoльных cлoeв, а cила, прoнизывающая вce cлoи пoпeрeк. Там краcoта далee вceгo oт рeлигии, a тут oна бoлee вceгo выражаeтcя в рeлигии. Там жизнeпoниманиe атeиcтичecкoe или пoчти атeиcтичecкoe; тут жe – Бoг и ecть Выcшая Краcoта, чрeз причаcтиe к Кoтoрoй вce дeлаeтcя прeкраcным.

У Леонтьева Бог есть геометрический центр системы, почти абстракция, но – нисколько не Живое Единящее Начало; тут же Он – Ens realissimum. Поэтому, в безблагодатном жизнепонимании Леонтьева личность механически складывается из разного рода слоев бытия, а, согласно жизнепониманию автора этой книги, личность, при помощи благодати Божией, жизненно и органически усваивает себе все слои бытия. Все прекрасно в личности, когда она обращена к Богу, и все безобразно, когда она отвращена от Бога. И, тогда как у Леонтьева красота почти отождествляется с геенной, с небытием, со смертью, в этой книге красота есть Красота и понимается как Жизнь, как Творчество, как Реальность. Если условно согласиться на терминологию Леонтьева, то вот в каких схемах должен быть изображен безблагодатный и безбожный эстетизм Леонтьева (– проф. В. Завитневич отождествляет его даже с материализмом 1014) и духовный и теоцентрический эстетизм настоящей книги.

* * *

1012

. Сюда надо добавить: свящ. K. H. Aггeев, – Хр-во и его отношение к благоустроению земной жизни, Киев, 1909 и отзывы об этой книге проф. В. Экземплярского и В. Завитневича («Извлечение из журналов Совета Киев. Дух. Ак.». за 1909–1910 уч. г. Киев, 1910, стр. 243–272).

1013

Леонтьев, –, стр. 82.

1014

В. Завитневич, – Отзыв о диссертации свящ. К. И. Аггеева.


Источник: Столп и утверждение истины : опыт православной теодицеи / Павел Флоренский. - Москва : АСТ, 2003. - 640 с. ISBN 5-17-010897-4

Комментарии для сайта Cackle