протоиерей Павел Николаевский

Материалы для истории Русской Церкви

Содержание

1. Послание московского патриарха Иосифа к мощам патриарха Иова при перенесении их из Старицы в Москву 2. Видение патриарха Никона в Воскресенском монастыре в 1660 году

 

1. Послание московского патриарха Иосифа к мощам патриарха Иова при перенесении их из Старицы в Москву1

«Всесильный и непостижимый, пресущественный Бог наш славимый в трех лицах, иже создал всю тварь видимую и невидимую, последи же и человека сотвори по образу своему и по подобию, по образу разумна душой, по подобию же, поелико мощно подражаемому ему; той же и ныне благоволив просветить сердечные очи православному и благочестивому государю царю и великому князю Алексею Михаиловичу всея Руси самодержцу произвести велие дело и сотворити по духовному совету с нами, со мною патриархом Иосифом и со всем освященным собором, что первопрестольнику и первому по благодати святого Духа святейшему великому господину Иову патриарху москов­скому и всея Руси принесену быти ему в царетвущий град Москву на свое первенство и положитися пречесному гробу его в церкви пречистыя Богородицы честного ея успения, идеже прежнти святители положены. И я смиренный Иосиф патриарху по повелению государя царя и великого князя Алексея Михаиловича всея Руси послав от освященного собора преосвященнаго Варлаама митрополита ростовского и с прочими освященными по честные его мощи, написал убо и моление ему сице: Христову рачителю и богословии божественной изрядному проповеднику, всякою словесною сдадостью украшенному, побор­нику и заступнику истинного православия, преизящному в божественных догматах, освященному и избранному от боже­ственной благодати пастырю и учителю, всечестному первейшему святителю, кир отцем отцу, святейшему Иову патриарху московскому и всея Руси. По благодати святаго и животвярящего Духа Иосиф патриарх и еже о нем божественный свя­щенный собор молим тя, боголюбезный учителю, сладчайший боголюбезных сосуд воспитания, ты преж мене пастырю и ныне пастырь, твоя суть моя овца, ота тебе бо сам начало бысть и еже по тебе пастыри, ныне убо время твоего возвращенья на свое отечество; покажи нам лицо свое, и слышан сотвори глас свой, приими свое утверженье, даруй себе желающим тя, приди с миром во свояси, и своя ти с любовью примут тя.»

2. Видение патриарха Никона в Воскресенском монастыре в 1660 году2

«168 году в день недельный святейший Никон Божиею милостью (патриарх) будучи в своем строении живоносного (воскресения) нового Иерусалима в день недельный в (святой церкви) с архимандритом Герасимом и с (прочию братиею), егда по чину (нача чести по первой кафизме) той преждереченный

архимандрит Герасим (святое Евангелие толковое), якоже обычай, святейшему Никону патриарху (седшу) на своем месте от многого труда, и абие приложися в тонок сон и обритеся в московской великой церкви, идеже риза Господня. И зрит в церкви велий неизреченный свет, и от страха того неизреченнаго ужасеся; и во страхе зрит того храма на обе страны и видит из гробов восстающих (всех, архиереев) и ту сущих от десныя страны Киприана и Фотия (и Филиппа) священномученика, а от левой страны Иону митро­полита и прочих всех. По сем зрит от олтаря от верных врат (пресветла) юношу идуща со многими последующими светлеющимися, яко бывает вход со святым Евангелием, и той пресветлый юноша на руках нося царский венец; и с теми светлеющимися те все архиереи соединися пойдоша в святой олтарь отверзенным сущим святым и великим вратом. И той пресветлый юноша царський венець поставляет на престол пред святым Евaнгeлиeм. Тот же святейший Никон патриарх в страсе последуя им обретохся от десныя страны престола, и зрит свет такожде неизречен­ный, и в том свете видит воставша первопрестольного Петра митрополита великого чудотворца, вкупе и Геннадия и грядуща ко преждереченным архиереем, оным же уставившим ему с честью дающе первенство. Той же Петр митрополит став на обычном первом месте у святого престола и через царский венец простре руку на святое Евангелие и рече святейшему Никону патриарху: засвидетельствуем тебе брат, Никон, сим священным Евангелием, иди, глаголи царю, чесо ради он святые церкви и святые обители поработил и многие святые вещи недвижимый учинил царским своим повелением дви­жим, и царским державством неудоволился, восхитил на ся архиерейский суд, многие обители многочисленными пенязьми и многочисленными мерами хлеба оскудил и оскудити хочет. И святейший Никон патриарх во страсе велице отвеща: вы великие первопрестольные архиереи о сем засвидетельствуйте, аз же смиренный много о сем глаголах и писах царю, и непреклонен к послушанию явился, наипаче возъявился, хва­лится на мя мучением и изгнанием в заточенье. И Петр великий чудотворец отвеща: ты брат в жизни сей, тебе подобает засвидетельствовать и пострадатьп о сем даже и до крови; аще ли же сего нашего речения не восхощет веровати царь и твоего свидетельства не примет, и, простер руки со всеми архиерееми на западную страну рек: зри, что по семь будет. И видя, белый свет в велицей церкви обратился в неизреченный пла­мень огня и с шумом громогласным пойде в царские чер­тоги и бысть все пламенно видно. И в том велицем страсе он святейший Никон патриарх едва в себе пришед и узре вышереченнаго архимандрита Герасима стояща пред собою, ожидающа по чтении по обычаю благословеннаго прощения, уже и второй кафизме совершающейся. И святейший Никон патриарх в том часе исповеда то страшное видение ту сущим с ним бдящим архимандриту Герасиму и прочей братии всякого чина и возраста. И по отпетии утрени своею десницею сие видение писал и к благочестивейшему государю царю послал; и ничтоже вменено и забвению предано даже до днесь. А сие видение его святейшего Никона патриарха вскоре збыстся тоя же нощи».

Сообщил протоиерей П. Николаевский

* * *

1

Послание издается по рукописному свитку московской синодальной библиотеки за № 84.

2

Издается по свитку московской синодальной библиотеки за № 405; истлевшие и оторвавшиеся в свитке места восполнены по поздней рукописи румянцевского музеума из собрания В.Ундольского за № 415 и в печатном тексте нами поставлены в скобках.


Источник: Христианское чтение. 1885. № 9-10. С. 503-505.

Требуется опытный backend-программист по совместительству