протоиерей Павел Николаевский

Материалы для истории Русской Церкви

Содержание

1. Послание московского патриарха Иосифа к мощам патриарха Иова при перенесении их из Старицы в Москву 2. Видение патриарха Никона в Воскресенском монастыре в 1660 году

 

1. Послание московского патриарха Иосифа к мощам патриарха Иова при перенесении их из Старицы в Москву1

«Всесильный и непостижимый, пресущественный Бог наш славимый в трех лицах, иже создал всю тварь видимую и невидимую, последи же и человека сотвори по образу своему и по подобию, по образу разумна душой, по подобию же, поелико мощно подражаемому ему; той же и ныне благоволив просветить сердечные очи православному и благочестивому государю царю и великому князю Алексею Михаиловичу всея Руси самодержцу произвести велие дело и сотворити по духовному совету с нами, со мною патриархом Иосифом и со всем освященным собором, что первопрестольнику и первому по благодати святого Духа святейшему великому господину Иову патриарху москов­скому и всея Руси принесену быти ему в царетвущий град Москву на свое первенство и положитися пречесному гробу его в церкви пречистыя Богородицы честного ея успения, идеже прежнти святители положены. И я смиренный Иосиф патриарху по повелению государя царя и великого князя Алексея Михаиловича всея Руси послав от освященного собора преосвященнаго Варлаама митрополита ростовского и с прочими освященными по честные его мощи, написал убо и моление ему сице: Христову рачителю и богословии божественной изрядному проповеднику, всякою словесною сдадостью украшенному, побор­нику и заступнику истинного православия, преизящному в божественных догматах, освященному и избранному от боже­ственной благодати пастырю и учителю, всечестному первейшему святителю, кир отцем отцу, святейшему Иову патриарху московскому и всея Руси. По благодати святаго и животвярящего Духа Иосиф патриарх и еже о нем божественный свя­щенный собор молим тя, боголюбезный учителю, сладчайший боголюбезных сосуд воспитания, ты преж мене пастырю и ныне пастырь, твоя суть моя овца, ота тебе бо сам начало бысть и еже по тебе пастыри, ныне убо время твоего возвращенья на свое отечество; покажи нам лицо свое, и слышан сотвори глас свой, приими свое утверженье, даруй себе желающим тя, приди с миром во свояси, и своя ти с любовью примут тя.»

2. Видение патриарха Никона в Воскресенском монастыре в 1660 году2

«168 году в день недельный святейший Никон Божиею милостью (патриарх) будучи в своем строении живоносного (воскресения) нового Иерусалима в день недельный в (святой церкви) с архимандритом Герасимом и с (прочию братиею), егда по чину (нача чести по первой кафизме) той преждереченный

архимандрит Герасим (святое Евангелие толковое), якоже обычай, святейшему Никону патриарху (седшу) на своем месте от многого труда, и абие приложися в тонок сон и обритеся в московской великой церкви, идеже риза Господня. И зрит в церкви велий неизреченный свет, и от страха того неизреченнаго ужасеся; и во страхе зрит того храма на обе страны и видит из гробов восстающих (всех, архиереев) и ту сущих от десныя страны Киприана и Фотия (и Филиппа) священномученика, а от левой страны Иону митро­полита и прочих всех. По сем зрит от олтаря от верных врат (пресветла) юношу идуща со многими последующими светлеющимися, яко бывает вход со святым Евангелием, и той пресветлый юноша на руках нося царский венец; и с теми светлеющимися те все архиереи соединися пойдоша в святой олтарь отверзенным сущим святым и великим вратом. И той пресветлый юноша царський венець поставляет на престол пред святым Евaнгeлиeм. Тот же святейший Никон патриарх в страсе последуя им обретохся от десныя страны престола, и зрит свет такожде неизречен­ный, и в том свете видит воставша первопрестольного Петра митрополита великого чудотворца, вкупе и Геннадия и грядуща ко преждереченным архиереем, оным же уставившим ему с честью дающе первенство. Той же Петр митрополит став на обычном первом месте у святого престола и через царский венец простре руку на святое Евангелие и рече святейшему Никону патриарху: засвидетельствуем тебе брат, Никон, сим священным Евангелием, иди, глаголи царю, чесо ради он святые церкви и святые обители поработил и многие святые вещи недвижимый учинил царским своим повелением дви­жим, и царским державством неудоволился, восхитил на ся архиерейский суд, многие обители многочисленными пенязьми и многочисленными мерами хлеба оскудил и оскудити хочет. И святейший Никон патриарх во страсе велице отвеща: вы великие первопрестольные архиереи о сем засвидетельствуйте, аз же смиренный много о сем глаголах и писах царю, и непреклонен к послушанию явился, наипаче возъявился, хва­лится на мя мучением и изгнанием в заточенье. И Петр великий чудотворец отвеща: ты брат в жизни сей, тебе подобает засвидетельствовать и пострадатьп о сем даже и до крови; аще ли же сего нашего речения не восхощет веровати царь и твоего свидетельства не примет, и, простер руки со всеми архиерееми на западную страну рек: зри, что по семь будет. И видя, белый свет в велицей церкви обратился в неизреченный пла­мень огня и с шумом громогласным пойде в царские чер­тоги и бысть все пламенно видно. И в том велицем страсе он святейший Никон патриарх едва в себе пришед и узре вышереченнаго архимандрита Герасима стояща пред собою, ожидающа по чтении по обычаю благословеннаго прощения, уже и второй кафизме совершающейся. И святейший Никон патриарх в том часе исповеда то страшное видение ту сущим с ним бдящим архимандриту Герасиму и прочей братии всякого чина и возраста. И по отпетии утрени своею десницею сие видение писал и к благочестивейшему государю царю послал; и ничтоже вменено и забвению предано даже до днесь. А сие видение его святейшего Никона патриарха вскоре збыстся тоя же нощи».

Сообщил протоиерей П. Николаевский

* * *

1

Послание издается по рукописному свитку московской синодальной библиотеки за № 84.

2

Издается по свитку московской синодальной библиотеки за № 405; истлевшие и оторвавшиеся в свитке места восполнены по поздней рукописи румянцевского музеума из собрания В.Ундольского за № 415 и в печатном тексте нами поставлены в скобках.


Источник: Христианское чтение. 1885. № 9-10. С. 503-505.

Вам может быть интересно:

1. Материалы для истории раскола XVII века протоиерей Павел Николаевский

2. История Русской Церкви. Период IV святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

3. История Российской Церкви Андрей Николаевич Муравьёв

5. Как служили миру подвижники Древней Руси? (Историческая справка к полемике о монашестве) профессор Сергей Иванович Смирнов

6. Предыстория христианства на Руси архимандрит Макарий (Веретенников)

7. Иллюстрированная история Русской Церкви. Часть 1 протоиерей Андрей Беляев

8. Из учения о Церкви и её истории протоиерей Пётр Смирнов

9. Православное русское белое духовенство по его положению и значению в истории профессор Николай Никанорович Глубоковский

10. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках профессор Алексей Петрович Лебедев

Комментарии для сайта Cackle