Источник

4. Беседа о том, что кроме Церкви православной нет и не может быть иной Церкви Христовой

Пришел ко мне один старообрядец, так называемый «никудышный», т. е. от Святой Церкви, вследствие клевет на нее, распространяемых именуемыми старообрядцами, удалившийся, а к старообрядцам, по своему недоумению, или по нерешительности, ни к какому согласию еще неприсоединившийся. Таковых именуемые старообрядцы и называют «никудышными», именно потому, что они ни к какому обществу не принадлежат. Этих «никудышников» во всяком месте, где находятся старообрядцы, можно встретить большое количество. Перед смертью они большей частью присоединяются к тому обществу, к которому более имели склонности. На «никудышников» всего скорее могут действовать миссионерские беседы и направленные против раскола сочинения: не принадлежа еще ни к какому обществу именуемых старообрядцев, они удобно могут возвратиться к православной Церкви; притом же для них не требуется и чина присоединения. Убедившись в правоте Церкви, такие люди делаются сильными поразителями раскола и успешно останавливают от совращения в раскол колеблющихся в преданности православию. Их возвращение ко Святой Церкви, как совершающееся негласно, без присоединения чрез известное чиноприятие, остается обыкновенно неизвестным; но имеет оно великую важность и приносит весьма большую пользу Святой Церкви.

Такой-то старообрядец «никудышник» пришел ко мне и стал говорить про себя, что он человек простой и желает предложить мне один вопрос не для того, чтобы иметь препирательство, как это многие делают, – входят в разговор, только для того, чтобы поспорить, – а чистосердечно, для спасения души. Я слышал от многих,– продолжал он, – и сам несколько читал, что без Церкви Божией несть спасения. Так в Великом Катехизисе об этом написано: «Зане кроме Церкви Божией нигдеже несть спасения; якоже бо при потопе, вси елицы с Ноем в ковчезе не бяху, истопоша: тако и в день судный, вси иже ныне в Церкви Святей не будут, тии во езеро огненное ввержени будут». И я, благодарение Богу, понял, что кроме Церкви Божией спастись невозможно; но я не могу уразуметь, которая из многих называющихся Церквей есть Церковь Божия. И каждое общество старообрядцев зовет себя Церковью Божией, и общества, отделившиеся издревле от православия, как-то католики и прочие, также зовут себя Церковью Божией; а которое из этих обществ в сущности есть Церковь Божия, я вполне не разумею, и это неведение делает меня подобным блудящему по пустыне, который желает напасть на настоящий путь, а где он, – не знает. Уверен я, что без Церкви спастись невозможно; а которая она из многих, существующих на свете, не знаю. И это незнание печалью сокрушает мое сердце.

Я спросил: А если бы во всем мире была только одна Церковь Христианская, тогда ты удобно ли мог бы ее уразуметь и к ней присоединился ли бы без сомнения?

Старообрядец ответил с восторгом сердца: Когда бы была во всем мире только одна Церковь Христианская тогда бы нечего было и рассуждать! Тогда бы безо всякого сомнения и размышления находился в ней всякий верующий во Христа! А если бы кто и тогда не искал единения с нею, то безответно был бы виновен пред Богом.

Я заметил старообрядцу: Кроме нашей православной Церкви во всем мире еще другой христианской Церкви нет. Потому ты и должен к ней присоединиться безо всякого сомнения; а если к ней не присоединишься, т. е. к единению ее не возвратишься, то, по твоему же собственному сейчас произнесенному суду, безответно будешь виновен.

Старообрядец воскликнул: Как же нет во всем мире другой Христианской Церкви, кроме вашей! Пусть по вашему мнению, ваша Церковь православная и другой православной Церкви, кроме вашей, нет; а сколько есть неправославных Христианских Церквей! Католическая разве не зовет себя Церковью, также армянская, которые имеют и преемственную иерархию от апостолов? И старообрядческие Церкви разве не Церкви, только, может быть, неправославные? А вы сказали, что кроме вашей православной нет другой христианской Церкви во всем мире! Это для меня составляет больше недоумение и прошу разрешить его мне.

Я ответил: Выслушай мое разъяснение. Господь во святом Евангелии сказал: «созижду церковь Мою» (от Мф.16:18). И Церковь, созданная Господом, есть, по Символу, соборная, т. е. от многих народов собранная и Вселенскими Соборами в догматах веры утвержденная. Такой является Церковь с самого начала своего существования, как видим из книги Деяний Апостольских, где сказано, что в самый день сошествия Св. Духа, при первой проповеди апостольской, уверовали и вступили во исполнение церковное люди от различных языков, коих было до пятинадесяти. Что Церковь должна быть собрана от различных языков, о том первый предсказал патриарх Иаков, пророчески говоря о Христе: «и Той чаяние языков» (Быт.49:10), а не языка единого. О том свидетельствует и пророк Давид: «помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред ним вся отечествия язык» (Пс.21:28). О сем и Исаия глаголет: «И будет в день оный корень Иессеов, и возстаяй владети языки, на Того язы́цы уповати будут» (Ис.11:10). И сам Господь, по воскресении своем, посылая Апостолов на проповедь, сказал: «шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). Сие Господне повеление не могло остаться тщетным, и апостолы действительно проповедали Христа всем языкам, начав сию проповедь, как я сказал выше, в самый день сошествия Св. Духа. И никогда потом Святая Церковь не была так стеснена и умалена, чтобы точию в одном языке имела верующих чад своих. Такое умаление Церкви Христовой не согласно было бы и с Господними о ней предречениями в притчах о зерне горушичном и о квасе, «егоже вземши жена скры» (Мф.13:33). О зерне горушичном глаголет: «подобно есть царство небесное зерну горушичну, еже взем человек всея на селе своем, еже малейше убо есть от всех семян, егдаже возрастет, более всех зелий есть, и бывает древо, яко приити птицам небесным и витати на ветвех его» (Мф.31–33). Также и о квасе: «подобно есть царствие небесное квасу, егоже вземши жена скры в сатех трех муки дóндеже вкисоша вся». В сих двух притчах Господь о царствии Божии, т. е. о Святой Своей Церкви, явственно свидетельствует, что во всех на нее гонениях от еретиков и язычников она не только не будет одолена, но и будет превозмогать, ибо ясно говорит, что она произрастет в древо велие, а чтобы древо сие было когда-либо посечено, или обиты были ветви его, и отрясено листвие его, и рассыпан плод его, как сказано о древе, образовавшем Навуходоносора (Дан.4:11), того Господь о Церкви Своей не предсказует. Также и о квасе, образующем Церковь, что он муку всего мира сквасит, о том Господь предсказывает; а чтобы квас сей сделался когда-либо непотребен, или не силен сквасить все, в неже вложен бысть, или чтобы когда-либо вон изринут был, того Господь не предсказует. И ежели в самом начале, когда еще зерно горушично только всевалось и квас только еще скрывался в муку, т. е. в первый день пятидесятницы, верующие были от пятинадесяти языков, то по прошествии толикого времени может ли церковь Христова так умалиться, чтобы быть в части какой-либо одной народности, или в одном языке? – Это было бы не согласно Господню о ней предсказанию в указанных притчах о зерне горушичном и о квасе, и особенно прямому Господню обетованию о неодоленности Церкви вратами ада(Мф. зач. 67).

Святое Евангелие сказует нам не только о том, что Церковь распространена будет в разных языках, но и том, что правление ее будет соборное. Ибо Господь повелевает в Евангелии: «Аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем... Аще ли тебе не послушает, поими с собою еще единого или два: да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол. Аще не послушает их, повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе яко язычник и мытарь» (Мф.18:15–17). Из сих Господних слов явствует, что двух или трех свидетелей недостаточно для суда над согрешившим братом и что два или три, хотя бы собраны были во имя Христово и во имя правды, и хотя сам Христос среди их, сами собой, без предстателей церковных, еще не составляют Церкви, вопреки учению беспоповцев: ибо после двух или трех повелевается еще поведать Церкви. Ясно, что двое или трое, собравшись без предстателей церковных, еще не составляют Церкви. Этими же словами Господними: повеждь церкви доказывается и то, что суд двоих или троих, без Церкви, еще не имеет твердости в решении: ибо после их решения Господь повелевает еще поведать Церкви, т. е. по толкованию Евангелия Благовестного, рещи предстателям церковным (в толковании на Евангелие от Мф. зач. 75). Итак, из приведенных слов Господних явственно открывается, что, во-первых, общество, не имеющее от Бога учрежденной власти, т. е. священных лиц, имущих апостольское преемство хиротонии, которым дана власть вязать и решить, – такое общество не может быть и именоваться Церковью Христовой; и что, во-вторых, решение такого общества в делах духовных не имеет никакой крепости, а напротив, по Господню определению, во святой Его Церкви главное правление и судилище, решения которого должны иметь полную силу, так что преслушники его должны быть почитаемы за язычников и мытарей, есть судилище Собора пастырей: повеждь церкви, т. е. общему суду церковных представителей. И во Святой Церкви, от времен апостольских, когда возникали недоумения догматические, или в важных предметах церковного управления и благочиния, для разрешения таких недоумений всегда составлялись Соборы епископов и на них разрешались недоумения, издавались церковные постановления; и даже конечный суд извержения над епископом, пресвитером и диаконом совершался Собором епископов (Карфагенского Собора 12 правило). Вот я указал тебе из слов самого Господа существеннейшие свойства святой Его Церкви, и все сии свойства имеет вполне только наша православная Церковь.

Первое: она собрана не из одного языка, но от многих, и потому есть соборная.

Второе: в ней, учрежденная Господом, апостольская власть в епископах непрерывно существует.

Третье: в ней решение догматов веры принадлежат Собору представителей церковных – епископов.

Четвертое: ею определения Вселенских Соборов о догматах веры соблюдается нерушимо.

Теперь рассмотри, достопочтенный старообрядец: есть ли на земле другая такая Церковь, имеющая все вышеозначенные церковный свойства? Нет.

В Римско-Католической Церкви право делать решения о догматах веры принадлежит только одному папе, ибо если и все епископы, хотя бы собрались от всей вселенной, о каком-либо догмате скажут единогласно свое мнение, а папа на то не согласен, то решение всех епископов без голоса папы признается не имеющим силы, напротив, что скажет один папа, его решение считается твердым. Посему в Церкви Католической хотя и собираются Соборы епископов, но не ради разрешения недоуменных вопросов веры и Церкви, а только для выслушания папского о них решения, чтобы принять его к исполнению. Посему и неодоленность вратами ада усвояется в ней не Церкви, а единолично папе, якобы непогрешимому. Католическую Церковь, по свойству ее правления, справедливо признавать папством, а не Церковью.

Упомянутая тобою Армянская Церковь, хотя и имеет иерархию, но состоит только из одного языка, что не согласно проречениям о Церкви святых пророков, указанию самого Спасителя и апостольскому проповеданию. Посему и это общество не есть и не может быть названо Соборной Церковью. А притом ей не приемлются определения догматов веры, изреченные на Четвертом, Пятом, Шестом и Седьмом Вселенских Соборах: посему она держится частного мнения, а не вселенского учения, каковое содержит и должна содержать истинная Церковь, Соборная, Вселенская.

Протестантская церковь не только что не имеет апостольских преемников – епископов и установленных Господом семи Таин, но не следует и общеобязательному закону, чтобы веровать и разуметь Писание, как определяет Церковь на своих Соборах; напротив, она каждому предоставляет по его разуму учить и толковать Священное Писание: этому обществу свойственнее именоваться разделением, или рознью, а не Церковью, т. е. собранием единомудренно верующих.

Старообрядческая поповщинская, или, вернее сказать, беглопоповщинская именуемая Церковь не имеет епископов, преемников апостольских, а только бежавших от православной Церкви иереев: посему не имеет и дара Святого Духа на преподание хиротонии, на освящение святого мира и антиминсов. Притом же бежавшие иереи, приемлемые поповцами, их обществ не управляют, по сами от них управляемы бывают. Такое общество Богом созданною Церковью быть и именоваться не может, но справедливо носит название «беглопоповцев», или «по бегствующему священству», как беглопоповцы сами себя называют.

Австрийская или белокриницкая церковь, как основанная на том же беглопоповстве, также не имеет непрерывного апостольского преемства хиротонии и недавно получила свое начало от беглого митрополита: посему не есть Церковь, Христом созданная, но нововозникшая.

Также и все прочие старообрядческие согласия не имеют Христом установленного священства и Христом преданных всех семи таинств, самовольно управляются сами собой; и хотя имеют старые церковные книги, читают по ним каноны и поют стихиры, но самого существенного, что установлено Христом для нашего спасения, т. е. богоустановленных таинств, не имеют, и только по внешности называются христианами, всего же существенного в Церкви Христовой удаляются.

Итак, Церкви Христовой, имеющей полноту Христом установленных чинов и Христом преданных таинств, собранной из разных народов, управляемой и руководимой соборной властью епископов, как в догматах веры, так и в избрании духовных чинов, и в суде над падшими, – такой Церкви, кроме нашей православной, во всем мире другой не обретается. Посему наше исповедании в Символе веры: «верую во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь» только к ней одной и приложимо. Поэтому, кто хочет спасен быти, должен безо всякого сомнения быть ее членом, к ней присоединиться: ибо, как и сам ты сказал, вне церкви получить спасение невозможно.

Старообрядец ответил: Я понял теперь, что Церковь Грекороссийская имеет все свойства святой Соборной и Апостольской Церкви, и ей одной только по справедливости принадлежит имя Церкви Христовой.

Я сказал: Хорошо, что понял; но нужно просить Бога, чтобы он отверз дверь сердца к принятию истины, вложил ревность и тщание приступить к истине, дабы не остаться, как Лотова жена, столпом сланым, ставши на пути, но не достигши Сигора, где безопасно спасение: в Сигор гонзай!


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 4. - 1899. - 605 с.

Комментарии для сайта Cackle