Псалом 145
Аллилуия1835. Аггея и Захарии1836.
Хвали, душа моя, Господа.
Восхвалять буду Господа в жизни моей; буду петь Богу моему, пока существую.
Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения.
Выйдет дух его, и он возвратится в землю свою1837: в тот день погибнут все замыслы его.1838
Блажен, кому Бог Иакова – помощник, и у кого упование – на Господа Бога Своего,
Который сотворил небо и землю, море и все, что в них, хранит истину во век,
Совершает (правый) суд для обижаемых, дает пищу алчущим. Господь разрешает окованных1839.
Господь умудряет1840 слепых, Господь поднимает низверженных1841, Господь любит праведников.
Господь хранит пришельцев, сироту и вдову примет1842 и путь грешных погубит1843.
Господь во век будет царствовать, Бог твой, Сион, в род и род!
* * *
По смерти (Быт. 3:19; Еккл. 12:7, [прим. 19]).
Слав. ед. ч. его соответствует αὐτοῦ – 13, 65 и др. (до 70), Злат., Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим и Фильд; а ват., [син.,] алекс., text. recept. – мн. ч. αὐτῶν.
Содержимых в узах греха и духовного плена и рабства (Пс. 67:7, 68:34, 78:11, 101:21, 106:10; Ис. 42:6–7, 61:1) (Феодорит).
Греч. σοφοῖ, но в евр. открывает глаза, дает зрение (Ис. 42:7), Вульг. illuminat. Бл. Феодорит и свт. Иоанн Златоуст: Он исцеляет слепоту.
Греч. ἁνορθοῖ κατερρααγμένους – слав. возводит низверженныя, букв. выпрямляет низринутых и павших, т. е. людей, погибших духовно, делает снова способными к хорошей жизни. Бл. Феодорит, Ориген, Зигабен видели пророчество о просвещении языческих народов христианством и нравственном возрождении их.
Греч. ἁναλήμψται – восприимет, как «восприемники» от купели принимают на свое попечение новокрещаемых. «Спасает беззащитных, ободряет скорбящих и бедствующих от сиротства и вдовства» (Злат.).
Т. е. не самих грешников, а их злонравие и лукавство Бог истребит, ибо Он ненавидит зло (Злат., Зигабен; ср. Пс. 1:6; 9:36).