Источник

Послание святого Игнатия к Ефесянам919

Игнатий Богоносец920 достоблаженной Церкви Ефесской в Азии, благословенной в полноте величием Бога Отца, прежде век предназначенной921 быть, в вечную и неизменную славу, всегда соединенной и избранной в истинном страдании, по воле Отца и Иисуса Христа, Бога нашего, желаю премного радоваться о Иисусе Христе радостью непорочной.

Глава I. Похвала ефесянам за их посольство и похвала Онисиму

Я принял о Боге ваше многолюбезное имя922, по всей справедливости славящееся за веру и любовь во Иисусе Христе, Спасителе нашем. Как подражатели Богу, воспламенившись Божественной Кровью, вы совершенно исполнили в отношении ко мне родственное дело. Когда вы услышали, что я связан в Сирии за общее имя923 и упование, (вы поспешили видеть меня)924, надеющегося по вашей молитве принять в Риме битву со зверями, чтобы посредством мученичества мне сделаться учеником Того925, Кто Самого Себя принес за нас в приношение и жертву Богу.926 И вот я во имя Божие принял многочисленное общество ваше в лице Онисима, мужа несказанной любви, вашего во плоти927 епископа. Любите его, умоляю вас Иисусом Христом, и все будьте подобны ему; ибо благословен Тот, Который даровал всем быть достойными иметь такого епископа.

Глава II. Похвала прочим лицам посольства928

И о Вурре, моем сотруднике, а вашем о Боге диаконе, во всем благословенном, молюсь, чтоб он оставался к чести вашей и епископа. А Крок, достойный Бога и вас, которого я принял как образец вашей любви, во всем успокоил меня. Отец Иисуса Христа также да утешит и его, вместе с Онисимом, Вурром, Евплом и Фронтоном, чрез которых я видел любовь всех вас. Желал бы я и всегда радоваться вами, если буду достоин. Посему следует всячески славить Иисуса Христа, Который прославил вас, для того, чтоб вы в единодушном повиновении были утверждены в одном духе и в одних мыслях и все вы говорили одно929, чтобы, повинуясь епископу и пресвитерству, вы были освящены во всем.

Глава III. Игнатий не гордостью, но любовью побуждается увещевать к единению с епископом

Не приказываю вам, как что-либо значащий; ибо хотя я и в узах за имя Христово, но еще не совершен в Иисусе Христе; теперь только начинаю учиться и обращаюсь к вам, как моим соучителям930, ибо мне надлежало бы получить от вас укрепление к вере, к вразумлению себя, к терпению и великодушию. Но как любовь не позволяет мне молчать в отношении к вам, то я и решился убеждать вас, чтоб вы сходились с мыслью Божиею. Ибо и Иисус Христос, общая наша жизнь, есть мысль Отца, как и епископы, поставленные по концам земли, находятся в мысли Иисуса Христа.

Глава IV. Подражайте единению пресвитеров с епископом

Посему и вам надлежит согласоваться с мыслью епископа, что вы и делаете. И ваше знаменитое, достойное Бога пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре. Оттого вашим единомыслием и согласной любовью прославляется Иисус Христос. Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы, согласно настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы Он услышал вас и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно вам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда быть и в союзе с Богом.

Глава V. Важность единения церковного

В самом деле, если я в короткое время возымел такое дружество с вашим епископом – не человеческое931, а духовное, то сколько, думаю, блаженнее вы, которые соединены с ним так же, как Церковь с Иисусом Христом и как Иисус Христос с Отцом, дабы все было согласно чрез единение. Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божия. Если молитва двоих932 имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой Церкви? Поэтому кто не ходит в общее собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя; ибо написано: Бог гордым противится.933 Постараемся же не противиться епископу, чтобы нам быть покорными Богу.

Глава VI. Смотрите на епископа как на Самого Христа

И чем более кто видит епископа молчащим934, тем более должен бояться его. Ибо всякого, кого посылает домовладыка для управления своим домом, нам должно принимать так же, как самого пославшего.935 Поэтому ясно, что и на епископа должно смотреть как на Самого Господа. Впрочем, сам Онисим чрезвычайно хвалит ваше благочинное о Боге поведение, что все вы живете сообразно с истиной, что среди вас нет никакой ереси, но что вы и не слушаете никого, кроме Иисуса Христа, проповедующего истину.

Глава VII. Бегайте еретиков. Един есть врач Христос Богочеловек

Некоторые имеют обычай коварно носить имя Христово, между тем делают дела, недостойные Бога. От них вы должны убегать, как от диких зверей, ибо это бешеные псы, исподтишка кусающие. Вам должно остерегаться от них, ибо они страдают неудобоисцелимым недугом. Для них есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный936, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь937, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос.

Глава VIII. Вы велики и духовны

Итак, никто да не обольщает вас, впрочем, вы и не поддаетесь обольщениям, будучи всецело преданы Богу.938 Ибо когда между вами не возникло никакой распри, которая могла бы расстроить вас, то подлинно вы живете как угодно Богу. Я отребие ваше939 и должен очиститься вашей, ефесяне, знаменитой в веках Церковью. Плотские не могут делать духовного, ни духовные – плотского, подобно, как и вера – дел, свойственных неверию, и неверие – дел веры. Но у вас духовно и то, что вы делаете по плоти, потому что вы все делаете во Иисусе Христе.

Глава IX. Вы не внимали ложным учителям

Узнал я, что некоторые пришли оттуда к вам940 со злым учением. Но вы не позволили рассеивать его между вами, заградивши слух свой, чтобы не принять рассеиваемого ими, так как вы истинные камни храма Отчего, уготованные в здание Бога Отца941; вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, т.е., крестом, посредством верви Святого Духа; вера ваша влечет вас на высоту, а любовь служит путем, возводящим к Богу. Потому все вы спутники друг другу. Богоносцы и храмоносцы, Христоносцы, святоносцы, во всем украшенные заповедями Иисуса Христа. Оттого-то я и радуюсь тому, что удостоился письменно беседовать с вами и разделить с вами радость мою, что вы, как свойственно другой жизни942, ничего не любите, кроме одного Бога.

Глава X. Молитесь за других, будьте кротки и смиренномудренны

Но и о других людях943 непрестанно молитесь. Ибо есть им надежда покаяния, чтобы прийти к Богу. Дайте им научиться по крайней мере из дел ваших. Против гнева их вы будьте кротки; против их велеречия – смиренномудренны; их злословию противопоставляйте молитвы, их заблуждению – твердость в вере; против их грубости будьте тихи. Не будем стараться подражать им, – напротив, своею снисходительностью окажем себя братьями их944, – а постараемся быть подражателями Господу. Пусть кто-нибудь более потерпит неправду, понесет убыток, подвергнется уничижению945, только бы не нашлось в вас какого-либо плевела диавольского, но все вы во всякой чистоте и целомудрии пребывали во Иисусе Христе телесно и духовно.

Глава XI. Последние времена; будем бояться Господа

Уже последние времена. Устыдимся, устрашимся долготерпения Божия, чтобы оно не послужило нам в осуждение. Или будущего гнева убоимся, или настоящую благодать возлюбим. Что-нибудь одно из двух, только бы найтись нам во Христе Иисусе для истинной жизни. Без Него ничего да не будет у вас. Ради Его я и несу на себе узы, этот духовный жемчуг, в котором желал бы я и воскреснуть по молитве вашей. О, если бы я и всегда пользовался ею, чтобы мне обрести жребий ефесских христиан, которые силой Иисуса Христа всегда были единомысленны с апостолами.

Глава XII. Похвала ефесянам

Знаю, кто я и к кому пишу. Я осужденный, а вы помилованные; я в опасности, а вы стоите твердо. Вы путь для умерщвляемых ради Бога. Вы сотаинники Павла освященного, засвидетельствованного, достоблаженного, у ног которого желал бы я быть, когда приду ко Господу. Он во всем послании своем к вам поминает вас во Христе Иисусе.

Глава XIII. Чаще собирайтесь для богослужения

Итак, старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов.

Глава XIV. Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами

Это, впрочем, не безызвестно, если вы имеете к Иисусу Христу совершенную веру и любовь, которые суть начало и конец жизни. Вера – начало, а любовь – конец, обе же в соединении суть дело Божие; все прочее, относящееся к добродетели, от них происходит. Никто, исповедующий веру, не грешит, и никто, стяжавший любовь, не ненавидит. Дерево познается по плоду своему; так и те, которые исповедуют себя христианами, обнаружатся по делам своим. Теперь дело не в исповедании только, а в силе веры, если кто пребудет в ней до конца.

Глава XV. Не словами только, но и молчанием будем исповедовать Господа

Лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть. Хорошее дело учить, если тот, кто учит, и творит. Поэтому один только Учитель, Который сказал и исполнилось; и то, что совершил Он в безмолвии, достойно Отца. Кто приобрел слово Иисусово, тот истинно может слышать и Его безмолвие, чтоб быть совершенным, дабы и словом действовать, и в молчании открываться. Ничто не сокрыто от Господа, напротив, и тайны наши близки к Нему. Посему будем все делать так, как бы Он Сам был в нас, чтоб мы были Его храмами, а Он, был в нас Богом нашим, как Он и действительно есть, и некогда явится пред лицом нашим, потому мы справедливо и любим Его.

Глава XVI. Растлевающие веру ложным учением пойдут в огонь вечный

Не обольщайтесь, братья мои! Растлевающие дома946 Царствия Божия не наследят. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает.

Глава XVII. Остерегайтесь ложных учений еретиков

Господь для того принял миро на главу Свою947, чтобы облагоухать Церковь нетлением. Не намащайтесь же зловонным учением князя века сего; да не уведет вас, как пленников, от подлежащей жизни.948 Почему мы не все рассудительны, приняв ведение Божие, которое есть Иисус Христос? Зачем мы безрассудно погибаем, не признавая того Дара, который истинно Господь послал?

Глава XVIII. Слава креста. Рождение и крещение Христа

Мой дух – в прах пред Крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная Жизнь.949 Где мудрец, где совопросник950, где хвастовство так называемых разумных? Ибо Бог наш Иисус Христос по устроению Божию зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого. Он родился и крестился для того, чтобы Своим страданием очистить и воду.

Глава XIX. Три таинства

Но от князя века сего сокрыто было девство Марии и Ее деторождение, равно и смерть Господа951, три достославные тайны952, совершившиеся в безмолвии Божием. Как же они открылись векам? Звезда воссияла на небе ярче всех звезд, и свет ее был неизреченный, а новость ее произвела изумление. Все прочие звезды вместе с солнцем и луной составили как бы хор около этой звезды, а она разливала свет свой на все. И было смущение, откуда это новое, непохожее на те звезды явление. С этого времени стала упадать всякая магия и все узы зла разрываться, неведение проходить и древнее царство распадаться, так как Бог явился по-человечески для обновления вечной жизни и получало начало то, что было приготовлено у Бога. С этого времени все было в колебании, так как дело шло о разрушении смерти.

Глава XX. Я еще буду писать вам

Если Иисус Христос, по вашей молитве, удостоит меня и будет воля Его, то я в другом послании, которое намерен написать к вам, раскрою только что начатое мною домостроительство Божие относительно нового человека, Иисуса Христа, по вере в Него и по любви к Нему, чрез Его страдание и Воскресение, – особенно, если Господь мне откроет, что все вы до единого, без исключения, но благодати Божией соединены в одной вере и во Иисусе Христе, происшедшем по плоти от рода Давидова, Сыне Человеческом и Сыне Божием, так что повинуетесь епископу и пресвитерству в совершенном единомыслии, преломляя один хлеб, это врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь во Иисусе Христе.

Глава XXI. Молитесь за меня и Церковь Сирийскую

Я жертва953 от вас и от того, которого во славу Божию послали вы в Смирну, откуда и пишу к вам, благодаря Бога и любя Поликарпа, как и вас. Поминайте меня, как и вас Иисус Христос. Молитесь за Церковь Сирийскую, из которой меня, последнего из тамошних верующих, ведут в Рим в узах, так как я удостоился послужить ко славе Божией. Здравствуйте в Боге Отце и Иисусе Христе, общем уповании нашем.

* * *

919

Ефесские христиане прислали в Смирну, куда прибыл Игнатий, своего епископа Онисима с диаконом Вурром и другими членами своей Церкви для приветствия святого узника. Поэтому Игнатий в послании к ним благодарит за оказанную ему любовь (гл. I, II, XXI); затем увещевает их блюсти единение духа, повиноваться епископу и пресвитерам (гл. III-VI) и удаляться от ложных учений (гл. VII-X), далее излагает пространные свои увещания о том же. Приветственное вступление и I глава этого послания сохранились с небольшими выпусками в сирийском тексте.

920

О названии «Богоносец» см. с. 313. Такое название Игнатий, без сомнения, не сам присвоил себе, но получил от местных христиан, в устах которых оно сделалось обычным прозванием их епископа, как бы другим собственным именем его. Некоторые ученые (Бунзен, Ульхорн) находят употребление этого прозвания в посланиях самого Игнатия несообразным с его смирением и скромностью и полагают, что оно внесено в них посторонней рукой. Впрочем, намеки на это прозвание находятся в посланиях его к магнезийцам (гл. I) и к смирнянам (гл. V).

921

См. Послание апостола Павла к Ефесянам (1:4; 3:11).

922

Ваше имя, т.е., вас самих (ефесян), я принял в лице вашего епископа.

923

Т.е., за имя Христово.

924

Означенные скобками слова, коих нет в греческом тексте кодекса Медичи, вставлены Гефеле на основании древних переводов латинского, сирийского и армянского.

925

В сирийском стоит τοῦ θεοῦ (учеником Божиим), а последующие слова опущены.

926

См. Еф.5:2.

927

Т.е., епископа видимого, представляющего власть Невидимого Епископа – Христа.

928

Всей II главы до половины III главы нет в сирийском переводе. По мнению Гефеле, сирийский сократитесь Игнатиевых посланий опускал в них все, что казалось ему ненужным, мало идущим к цели назидания, например, о лицах, в них упоминаемых, и преимущественно имел в виду нравственные наставления Игнатия.

929

Слова, взятые из 1Кор.1:10.

930

Т.е., кроме Христа, вы мои учители (Гефеле).

931

Т.е., не плотское, земное, обыкновенное между людьми века сего.

934

Т.е., видит его не вступающимся за оскорбление или пренебрежение его достоинства.

935

Ср. Мф.10:40.

936

Рожденный и нерожденный (γεννητὸς καὶ ἀγέννητος) – так в кодексе Медичи и по древнему латинскому переводу. Но издатели Якобсон, Гефеле и читают γενητὸς καὶ ἀγένητος, factus et non factus, потому что так приводятся слова Игнатия во многих кодексах сочинения святого Афанасия «О соборах».

937

Таков смысл по чтению, удержанному Гефеле на основании цитат у Афанасия и Феодорита; Дрессель предлагает чтение: ἀθάνατος ἐν ζωῆ ἀληθινῆ (бессмертный (Бог) в истинной жизни).

938

Глав IV, V, VI и VII нет в сирийском тексте; начальные слова VIII главы опущены, а следующие за ними непосредственно связаны в нем с местом, заимствованным из III главы.

939

Я ваше отребие (περίψημα). См. ниже гл. XVIII и 1Кор.4:13. Сирийский и армянский перевод дают другой смысл: я радуюсь и молюсь за вас.

940

По-гречески стоит ἐκεΐθεν. Игнатий не указывает определенно города, откуда пришли лжеучители в Ефес. Гильгенфельд принимает глагол παροδεύω в несобственном смысле, как уклонение от истинного пути (ὁδός); в таком случае это место значит «некоторые из тамошних (в Ефесе) уклонились от истины».

942

Т.е., христианской духовной, а не плотской, естественной.

943

Т.е., о неверующих и заблудшихся.

944

Ульхорн (Das Verhältniss der kürz. griech. Recension der Ignat. Briefe zur syrischen Uebersetzun., S. 40) предлагает другое чтение, по которому выходит такой смысл: не окажемся, стараясь подражать им, братьями их, но в кротости будем подражателями Господа.

945

Здесь следуем чтению Дресселя. По чтению других, эти слова относятся ко Христу: «кто более Его пострадал» и пр.

946

Т.е., нарушители чести (блудники и прелюбодеи) или расточители и хищники имущества домашнего. См. 1Кор.6:9.10; Еф.5:5.

948

Т.е., от Христа, Который Жизнь и Истина.

951

Эти слона приводятся Оригеном (Hom. in Luc.), Василием Великим (Гомилия 25 о Святом Рождестве Христа [PG 31, 1464D (TLG 2040/59)]), Иеронимом (Толк. На Матф. 1) и др. В сирийском переводе, который опустил главы XI-XIV, XVI и XVII, содержатся начала глав XVIII и XIX; следующие XX и XXI главы также опущены.

952

Сатана не мог не знать, что Христос Спаситель умер. Но Игнатий здесь говорит о рождении и смерти Спасителя не как о событиях, на земле совершившихся, но как о таинствах, которые совершились в безмолвии Божием, т.е., в предвечном совете Божием, но после открылись мiру посредством звезды и других знамений.

953

Άντίψυχον. Это слово толкуется различно разными учеными. Гефеле держится такого смысла: «Вы найдете одобрение во мне и в том, которого…» Дрессель: «Я более своей души люблю вас и того…» Гильгенфельд, указывая на слова послания Игнатия к смирнянам (гл. Х) и Поликарпу (гл. II, VI), полагает, что здесь Игнатий выражает свою готовность пожертвовать жизнью для блага Церкви.


Источник: Писания мужей апостольских : [сборник] / [предисл., пер. с древнегреч., латин. и примеч. протоиер. Петра Преображенского ; сост., общ. ред., введ., пер. с древнегреч. и латин., предисл., коммент., библиогр. и указ. А. Г. Дунаева и др.]. - [Изд. 2-е, перераб. и доп. Воспр. изд. 1895 г. с доп.]. - Москва : Издательский совет Русской православной церкви, 2008. – 670 с. (Творения святых отцов и учителей церкви). ISBN 5-94625-059-0

Комментарии для сайта Cackle