протоиерей Пётр Смирнов

56. Духовные школы

Вместе с распространением святой веры стало распространяться в России и духовное просвещение. Великий князь Владимир приказал собирать детей и учить их, а святой Михаил, митрополит Киевский, дал учителям наставление, как вести это великое дело. Сын Владимира Ярослав открыл в Новгороде училище, в котором обучалось до 300 детей. Были училища и в других городах, преимущественно при кафедрах епископов. В тяжелое время монгольского ига многие из этих училищ были закрыты, с освобождением же России от ига монгольского стали возникать опять. При патриархе Филарете учреждена была в Чудове монастыре греко-латинская школа, просуществовавшая, впрочем, очень недолго. При патриархе Иоакиме открыто в Москве в Заиконо-спасском монастыре училище, получившее наименование академии. Сюда, по приглашению патриарха, прибыли два ученые грека, окончившие курс учения в падуанском университете с докторскими дипломами, иеромонахи Иоанникий и Софроний Лихуды. По удалении Лихудов академия пришла в упадок; император Петр I восстановил ее и вверил руководству просвещенного митрополита Стефана Яворского. Друг Стефана Димитрий, митрополит Ростовский, на свои средства устроил училище в Ростове, митрополит Тобольский Филофей Лещинский – в Тобольске, Черниговский архиепископ Иоанн Максимович – в Чернигове, Иов, митрополит Новгородский, открыл в Новгороде два училища – греко-латинское и славянское, где, по его приглашению, обучали Лихуды, и до 14 грамматических школ в разных местах своей епархии.

Со времени учреждения Святейшего Синода стало быстро развиваться школьное дело, и духовное образование получает сословный характер. Школы возникают специально для детей духовенства и имеют целью приготовление учащихся к духовному званию. Содержание школ было поставлено в тесную зависимость от епископских кафедр. Училища были большей частью при архиерейских домах, в монастырях, которым за помещение ничего не платилось. Здесь же помещались большей частью казеннокоштные воспитанники, называвшиеся обыкновенно бурсаками, а корпусы, где они помещались, назывались бурсами. В корпусах жили и наставники – монашествующие и бессемейные. Своекоштные воспитанники жили большей частью на наемных квартирах по несколько человек. Как ни скудны были средства содержания училищ, они умножались в числе, слагались в один определенный тип по образцу южнорусских школ и воспитали многих святителей и лиц замечательных. К концу XVIII века было 36 семинарий, 115 духовных училищ и три академии (Киевская, Московская и Петербургская).

В конце 1807 года по повелению императора Александра I приступлено было к преобразованию духовных училищ. Для этого была составлена особая комиссия из лиц духовных и светских, во главе которых был Амвросий, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Комиссия обратила внимание на содержание духовных училищ, нашла главный источник содержания их в свечном доходе, расширила круг преподаваемых в них наук и все училища разделила на 4 разряда: академии, семинарии, училища уездные и приходские; академии предназначались для учебных округов, семинарии для епархий, уездные и приходские училища для уездов и сел. Первая академия по новому плану открыта была в Петербурге в 1809 году, за ней явилась Московская в 1816 году, вскоре после этого в 1819 году последовало преобразование Киевской, в 1842 году открыта академия в Казани. Вслед за преобразованием академий совершилось преобразование и подведомственных им семинарий и мужских духовных училищ.

С 1843 года начали возникать у нас училища для девиц духовного звания – будущих жен и матерей пастырей Церкви. Первое из них открыто было в Царском Селе в 1843 году, потом в 1845 году в Солигаличе, которое впоследствии переведено было в Ярославль, затем в 1853 году в Казани, в 1854 году в Иркутске, в 1860 году в Пензе и др.

В царствование императора Александра II в 1867 году состоялась реформа духовных школ, значительно усилены средства содержания их, учебному делу в них дана более стройная организация. В 1884 году сделаны в уставе духовных школ некоторые исправления, указанные опытом. В настоящее время духовных академий – 4, семинарий – 57, духовных училищ – 184, женских училищ духовного ведомства, состоящих под высочайшим ее императорского величества покровительством, – 13, епархиальных женских училищ – 61.


Вам может быть интересно:

1. История христианской Православной Церкви – 57. Учреждение миссий протоиерей Пётр Смирнов

2. История толкования Ветхого Завета – УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ митрополит Амфилохий (Радович)

3. Обзор журналов: Статьи по истории Русской Церкви профессор Сергей Иванович Смирнов

4. Исторические очерки Византийско-восточной церкви от конца XI-го до половины XV-го века – Падение Константинополя (в 1453 г.) профессор Алексей Петрович Лебедев

5. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ПРАВОСЛАВИЕ праведный Иоанн Кронштадтский

6. С Евангелием. Духовное наследие старцев нашего времени – 3. СВЯТООТЕЧЕСКИЙ ПЕРИОД схиархимандрит Пантелеймон (Агриков)

7. История Церкви – Часть 2 Николай Дмитриевич Тальберг

8. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Православие святитель Игнатий (Брянчанинов)

9. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Бесстыдство святитель Тихон Задонский

10. Душеполезные поучения – ВОЗНОШЕНИЕ (См. ГОРДОСТЬ) преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Комментарии для сайта Cackle