Источник

Слово на праздник преславного Вознесения Господня. (О paе и светлой радости вечной). Из древле–отеческого сборника

Приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, чтобы быть нам зрителями славного Христова Вознесения. Взойдем мы с благоговейным умозрением на преблаженную гору Елеонскую, туда, где сегодня открывается чудное видение славы благолепной, и Победоносец Воскресший Иисус, непобедимый разоритель ада, представляет нам славнейшее торжество над смертию! Взойдем туда, откуда лик Апостольский предпосылает на небеса любезнейшего своего Учителя, Матерь – своего Сына, откуда чиноначалия умных Сил предводят Царя Славы! Множество праведных душ, от ада свободившихся, последуют за Божественным своим Свободителем. Оттуда приемлет Его Небесный Отец, и, дая Ему власть над небом и землею, посаждает Его одесную Себя на небесах.

Светел, воистину, и пресветел нынешний праздник! Он – увенчание таинств Христовых, исполнение нашего спасения. Днесь изгнанным детям Евиным отверзается вход в желаемое отечество горнего Иерусалима, днесь новому Израилю даруется возведение в небесное царство. Днесь падший возносится превыше Серафимов, и человеческое естество Божия Слова, воплощением соделавшись причастным Божескому естеству, вознесением Богочеловека возъимело себе участие в Божественной славе!...

Приидите же, взыдем на гору Господню, и последуем мыслию и сердцем отверзшему нам врата Царствия вечного, дабы, сколько можно, познать и предвкусить сладости райские, и – хотя так о рае истолковать, каков он есть, как превосходящий всякий ум человеческий.

Человеческая мысль едва проникает далее того, что представляют чувства. Спросим же мы об оном небесном жилище, которое уготовал нам Бог, у видевших оное духовными очами сердца: у Иоанна Богослова и у Павла Апостола. Иоанн, возведенный от Ангела на гору высокую, видел святый град небесный Иерусалим. Град сей четвероуголен, велик и высок: двенадцать оснований у него, и каждое основание из камня драгоценнного, двенадцать ворот, и каждые врата от бисера. Там – Сам Бог вседержитель, Которому покланяются небеса и земля; там нет ни солнца, ни месяца, там – невечерний свет Божественной славы, днем и нощию светящий, и никогда незаходящий! – И возведе мя вдухе на гору велику и высоку, и показа ми град великий, святый Иерусалим, сходящий с небесе от Бога (Откр. 21:10).

Но сей град есть только образ рая, который когда бы мы увидели, то уверились бы очи наши, но не уверился бы ум наш. Павел восхищен был до третьего неба, внутрь рая: он видел и слышал то, чего никогда еще не видели очи наши, – что еще и на сердце наше не входило, – чего и желать еще не может сердце наше: их же око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже у готова Бог любящим Его (1Кор. 2:9). Слышал он и слова и беседы, которых истолковать человек никогда не может, – их же не леть есть человеку глаголати (2Кор. 12:4). Два человека видели рай: Евангелист Иоанн – орел Богословия и Павел – сосуд избранный; но говорят они сокровенно, и из слов их разумеете ли вы, что есть рай? – Нет. «О, рай!» – сказал один святой отец, «мы можем приобрести тебя, но не можем нашим умом постигнуть тебя».

Спросим Самого Христа: Иисусе Христе, воплотившаяся Божия Премудрость! Скажи нам, что есть рай? Он объявляет в слове Своем, что рай есть живот бессмертный, живот вечный, радость бесконечная. Возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (Ин. 16:22)!

Но что есть жизнь бессмертная? – Рассуди, христианин, о благополучии здешнего света, о великом ли, или о малом, или о всем, или об одной только части; например: был бы ты государем, монархом всего света, царствовал бы ты городами, не имея у себя никакого неприятеля, жизнь свою проводил бы без болезни, радовался бы без вкушения всякой печали, будучи прекрасен лицом, богат, славен. Сие не представляется ли наибольшим счастием на земле? Но вот – твое великое несчастие: сколько бы по хотению своему ты ни прожил, однако надобно тебе умереть, и во всякий час бояться смерти. Да и в самом счастии своем ты никогда не имеешь всех благ света сего, – чего– нибудь из них или недостаточно или недовольно. Рассуди еще и о том, что всегда что– либо недостает тебе, и того желает сердце твое, что хотя счастлив ты, но чтобы был еще и еще счастливее, – и сие лишение делает тебя в счастии несчастным, хотя бы ты был здесь даже и бессмертен… А, где нет зависти, могущей повредить тебе? Где нет болезни, могущей изнурить тебя? Где нет смерти, могущей похитить тебя? Но быть всегда блаженным, всегда живым да притом еще иметь обильно все благое и живот бессмертный. – сколь блаженна жизнь сия?! Такая жизнь – только рай небесный!

И радость там – вечная, радость там – бесчисленная, совершенная, бесконечная. Оная радость велика во всем веке, такова же она там всегда – без всякого убывания. Радуешься ты всем блаженством во весь век, и радуешься всем же блаженством во всякой минуте века. Как блажен во всей той вечной жизни, так блажен и во всякой минуте той вечной жизни. А паче всего, той радости ничто отнять у тебя не может: ни зависть неприятельская, ибо там – мир безмятежный; ни злополучие, пoелику там – благополучие непрестающее; ни болезнь, ибо там – здравие безвредное; ни смерть, ибо там – жизнь вечная! Возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (Ин. 16:22)...

Здесь мы не видим Бога, каков Он есть, но только веруем в Него; – сие блаженство Церкви – не видеть нам и веровать: блажени не видевшии и веровавшии (Ин. 20:29). Там увидим Бога, каков Он есть: сие блаженство райское. Подобни Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть (1Ин. 3:2); там уже нет веры, по слову Апостола, там – одно видение: разрешилась тень, сияет свет единый; там нет упования, а только – одно наслаждение; там – одна любовь неизглаголанно блаженная, вся в нас насыщающая, по слову Псалмопевца: насыщуся внегда явитимися славе Твоей (Пс. 16:15).

Но из сего вразумились ли вы, что, есть рай? – Нет. Много сказанного нам о рае: много говорят о нем Пророки, много Апостолы, много учители Церкви, много Сам Христос: все велико, все высоко, все предивно, и мы не можем не верить тому; но умом нашим все–таки того постичь никогда не можем. Ум наш весьма тесен, – в себя не вмещает сего, – весьма тяжел, – возлететь на верх не в силах...

А когда мы удостоимся очезрительно увидеть несозданную оную красоту, которую имеет горний Иерусалим, – невечерний свет, незаходимым творящий день вечного блаженства, чины Ангелов, лики святых, мучеников, преподобных, праведных, – весь великий сонм блаженных жителей небесных. Саму Владычицу Богородицу Марию, Царицу Ангельскую, Самого Бога, лицом к лицу, – Отца, Сына и Духа Святого, – всесилие Его, премудрость Его, благость Его, славу Его, величество Его, тогда мы разумом духа нашего поймем, что есть рай!... – Боже мой! (скажем мы Ему), слышали мы много–много о рае, но из слышанного нами, предвидимым нет ни половины из того, что мы видим; слышали мы много, но не могли разуметь ясно; теперь, все видя, разумом понимаем. Слухом убо уха слышах прежде, ныне же око мое увиде (Иов. 42:5). Зря то, радуюсь, весь ублажаюсь, весь прославляюсь!... Такова-то слава райская, и как же я, почти не думая о сей, любил славу мирскую? – Не неразумен ли я был, что подвергал себя столь много лет опасности потерять сию неизреченно блаженную жизнь – из–за корысти и страстей моих животных?! Попремногу благодарю милосердие Твое, Боже мой, что освободился я от толиких бед, и нахожусь ныне в раю, где живу всею полнотою жизни бессмертной и радуюсь радостью бесконечною!

«О, рай! Мы можем тебя приобресть, но не можем нашим умом тебя постигнуть!» – А чтобы приобресть его, последуем Христу, Спасителю нашей жизни, последуем учению Его. Сей есть путь, чтобы вознестись нам с Ним на небо, – в оное преблаженное жилище, идеже есть Христос, одесную Бога седя. Его обещание не ложно: аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12:26). Аминь231.

* * *

231

См. Поучения по Св. Отцам, изд. Св. Синодом в царств, великом граде Москве в 1775 г. на славянск. яз.; ср. «Радость Христианина» 1900 г., IV и V, стр. 393–398.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle