Похвальное слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святителя Илии Минития, Кефалонитского
Приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, да и мы будем очевидцами славного Христова Вознесения. Возведем благоговейные взоры на преблаженную гору Елеонскую, где сегодня открывается чудесное зрелище боголепной славы, и победоносно воскресший Иисус, неодолимый Победитель ада, являет блестящее торжество над смертию. Там – лик Апостолов, которые провожают сладчайшего Учителя, восходящего на небеса; там – чиноначалия умных Сил, сопровождающие Царя славы; там – множество избавленных душ праведников, сопутствующих Божественному Избавителю. Здесь земная Матерь отпускает Богочеловека – Сына, совершившего многотрудное поприще домостроительства о воплощении; там встречает Его Небесный Отец и, передав власть над небом и землею, спосаждает Его одесную Себя на небесных. Действительно, усердные слушатели, настоящее торжество блестяще и пресветло. Оно – глава всех праздников Церкви, венец всех таин Христовых, завершение нашего спасения. Сегодня пред изгнанными чадами Евы отверзается вход в желанное отечество горнего Иepyсалима; сегодня совершается восстановление нового Израиля в небесном царстве; сегодня падший подъемлется выше Серафимов, и тленное естество вдвойне удостаивается высочайшей чести: как чрез воплощение Бога Слова оно стало причастником Божественной природы, так чрез Его Вознесение делается причастником Божественной славы. Итак, приидите, взойдем на гору Господню, чтобы, созерцая там обстоятельства нынешнего честного праздника, понять величие Божиих благодеяний и возвышение нашей природы. Разрешив узы смерти и воскресши из мертвых, Спаситель мира пребывал на земле еще сорок дней, часто являясь Своим ученикам и многими свидетельствами уверяя их в Своем славном воскресении. Самое число сорока дней было не без таинственного значения: при первом, бессеменном рождении Его от Девы, по истечении сорока дней, Он был принесен родителями во храм и, как святой первенец, посвящен Богу по Закону; и при чудесном Его воскресении из мертвых, которое есть паки быти и как бы второе Его рождение, Он также, по прошествии сорока дней, восходит в пренебесный храм и, став перворожденным из мертвых, приносит в Себе Богу и Отцу святую и чистую человеческую природу, начаток всего нашего естества.
Когда эти дни окончились, Он извел учеников до Вифании на гору Елеон (место маслин, которые служат символом мира, приличествует Князю мира). Разлучившись с учениками, Он завещает им Свой вечный мир. Это было предуказано выражением богодухновенного Захарии: се дние Господни грядут, и станут нозе Его в день он на горе Елеонстей, яже есть прямо Иepyсалиму (Зах.14:1,4). Здесь, силой Своих Божественных слов отверзши ум учеников к разумению Писания, именно всего, что предрек о Нем Святой Дух в законе Моисеевом, Пророках и псалмах, повелев им возвестить всей твари Евангелие, то есть радостнейшую весть об отпущении грехов и спасении, после того, как утешил их в скорби о разлуке с Ним обетованием Отца, заповедав им ожидать в Иерусалиме, доколе не облекутся силою свыше, как бы в подтверждение Своих обетований, подняв руки Свои. Господь преподал им последнее Владычнее благословение.
Ученики не могли тогда оторвать своего взора от этого Божественного лика, когда зрящим им взятся, и облак подъят Его от очию их (Деян. 1:9). В этом облаке я вижу сокрытым таинство, образ которого Илия Фесвитянин предузрел в том малом облаке, которое в виде тени человека подымалось с моря на небо. Из него затем полился обильный дождь, напоивший землю, жаждавшую три с половиной года, и насытивший голодный народ плодами изобилия. Это и есть то чудесное облако, которое, вознесши на небо прославленного Сына Человеческого, излило затем во дни Пятидесятницы обильный дождь Святого Духа, и безводная и бесплодная земля, щедро Им орошенная, произвела благоухавшие цветы христианских добродетелей, дала сторичный плод истинного учения и уплодоносила обилие Божественной проповеди, о которой вероятно пророчествовал Царь Пророк: дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему (Пс. 67: 10); посетил еси землю, и упоил еси ю: река Божия наполнися вод (Пс. 64:10). Хотелось бы прибавить, что это таинственное облако была тень Единосущного Духа, чувственно вознесшего Божественное Солнце от земного жительства в небесные области, как в Его жилище, чтобы оттуда Оно мысленно просвещало все небесное и земное невечерним светом Божественной славы.
Чудесное восшествие этого мысленного Солнца прообразовательно провидел Иезекия, когда, с теплыми слезами моля о спасении от смертной опасности, увидал на солнечных часах радостное знамение исцеления, которое явил ему Бог чрез пророка Исаию: он видел, что солнце поднялось на десять ступеней, на которые раньше опустилось. И незаходимое Солнце правды, Сын Божий, со Своего Божественного достоинства сошел по крайнему снисхождению на десять ступеней, когда преклонил небеса, переступил девять, – девять чинов бесплотных: умаленный малым чим от Ангел, как говорит ап. Павел, зрак раба приим, в подобоии человечестем быв (Флп. 2:7), и ступил на десятую ступень – в самый чин людей, паче человека смирившись на вольную страсть и смерть. Но Он, сошедши и в дольние страны земли, в славном Своем вознесении опять взошел на десять ступеней, став выше и человеков и Ангелов, превыше, по тому же Апостолу: всякаго начальства и власти (Еф. 1:21), вознесенный одесную Бога Отца. Изыдох от Отца, – говорит Он Сам, – и приидох в мир: и паки оставляю мир, и иду ко Отцу (Ин. 16:28); и в этом больному и омертвевшему человеческому роду Господь дал радостное знамение спасения и вечной жизни. Поэтому Он и говорил: уне есть вам, да Аз иду: аще убо Аз не иду, Утешитель не приидет к вам (Ин. 16:7).
В этом состояла цель вочеловечившегося Бога Слова, это конец домостроительства о воплощении. Поэтому Сын Божий стал Сыном Человеческим, бесстрастный – пострадал; бессмертный умер и воскрес перворожденный из мертвых, чтобы поднять падшего, прославить осужденного, обожить человеческое естество. Посмотрите, какая противоположность между ненавистью, возжженной диаволом против нас, с одной стороны, и с другой – любовию, которую явил нам Сын Божий. Тот позавидовал прежнему блаженству человеческой природы и изгнал ее из рая сладости; Сей – эту же самую природу подъял выше неба и посадил на престоле Божественной славы. Тот не мог видеть, что ей подчинено все земное; Сей покорил под ноги ее даже небесное. Тот превратил ее в пленницу смерти и греха; Сей – соделал ее обитательницей неба, сопрестольной Божеству, облек во одежду блаженного бессмертия, удостоил поклонения от Серафимов, восполнив потерю с бесконечным избытком, так что боголепным искусством льстец–диавол был введен в заблуждение.
Славное вознесение Спасителя окончательно посрамило богопротивного и человеко–ненавистного Денницу; он, как хитрый ловец, разложил по всему лицу земному пагубную сеть смерти, в которую, как птицы, попадали несчастные потомки осужденного Адама; а плененные их души держал в узах древнего проклятия. И Богочеловек Иисус восхотел добровольною смертию отдаться в эти же самые сети; не разорвав Своей Божественною силою сети и разрешив узы, как великий орел, Он первый взлетел, воскресши тридневен; взлетели с Ним и освобожденные души праведных, воспевая победные песни с Давидом: сеть сокрушися, и мы избавлены быхом (Пс. 123:7). С другой стороны, как орел, желая своим малым, не умеющим летать, птенцам, показать непривычный (для них) воздушный путь, руководить ими, выступив вперед: точно так же вознешийся Господь вступает на непроходимую стезю неба, где еще не было видно следов человека, идя впереди, руководствуя, как юнных птенцов, души праведных: яко орел, предузрел это Моисей, простер криле Свои, приять птенцы Своя (Втор. 32:11); и действительно, возшед на высоту, пленил плен (Пс. 67:19). Таким образом, как падение первого Адама открыло наш вход в ад, так вознесение нового Адама отверзло нам восход на небеса: имамы убо дерзновение, – говорит ап. Павел, – входити во святая путем новым и живым, его же обновил есть нам завесою, сиречь плотию Своею (Евр. 10:19).
Отступник враг трепещет и еще не может понять чудесного восхода на небо этого таинственного Орла во плоти. Если Соломон говорил, что для него непонятны три вещи: путь корабля, плавающего в море, путь змия, ползущего по камням, и путь орла, летающего в небе (Притч. 30:19): то еще более уместно тот гордый ум мог бы сказать, что в домостроительстве воплощения Божественного Слова он совершенно не понимает трех тайн. Во–первых, как корабль идет по морским волнам и не оставляет за собой никакого следа, так и блаженнейшее тело Христово прошло неискусомужную утробу Девы и при бессеменном рождении не оставило даже знака тления. Во–вторых, он не понимает пути змеи по камням, то есть – как тоже самое тело, которое было погребено, заключено в новом гробе, иссеченном из камня, закрыто великим камнем, лежавшим на двери гроба, при всем том вышло и, оставив, как змея, прежнюю одежду тления, воскресло от мертвых в новом одеянии нетления, не оставив никакого знака. В-третьих, он не понимает пути орла, парящего в небесах, то есть – как это самое тело восходит выше бестелесных, как земное проходит небеса, как человеческое сидит на престоле Божественного величия.
Но и сами блаженные Ангелы не понимают славного вознесения Спасителя во плоти. Поэтому ныне, видя восходящего Царя славы, они идут впереди приготовить Ему вход, и говорят высшим чиноначальникам: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная (Пс. 23:7); но, с другой стороны, видя что Он восходит, облеченный в человеческое тело, к тому же отмеченное знаками язв и обагренное чистой кровью, истекшей от Его ребра, недоумевают пред сим странным видением и спрашивают: кто Сей пришедый от Едома? Почто червлены ризы Твоя (Ис. 63:1,2)? Но это видимое предусмотрено домостроительством, ибо человеколюбивый Владыка хочет явить и на небе знаки Своих страстей, неизгладимые свидетельства Его любви к нам и полной победы над миродержителем. Или, лучше сказать, подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою (Лк. 24:29), чтобы мы узнали, что и мы должны узким путем страданий и горестей войти в небесное царство.
И во всяком случае, Христу надлежало вознестись в той же самой плоти, которую Он воспринял. Во–первых, чтобы быть ходатаем между Богом и людьми, и, показывая Своему Безначальному Отцу безгрешное тело, которое Он принес на кресте в чистую и нескверную жертву, умилостивить Его к нашим грехам: не в рукотворенная бо святая, – говорит ап. Павел, – вниде Христос, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас (Евр. 9:24); и Иоанн (говорит): аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника (1Ин. 2:1). Во–вторых, – чтобы мы, крестившиеся во Христа и пожившие по заповедям Христа, имели незыблемую и прочную надежду на воскресение и вечную славу во плоти: ибо если воскрес и прославился во плоти Христос, Который есть Глава верных, то так же воскреснуть и прославится во плоти, подобает и верным, которые суть члены Христовы, дабы члены соответствовали главе. Поэтому Павел (говорит): яков перстный, такови и перстнии: и яков небесный, тацы и небеснии и якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ Небеснаго (1Кор. 15: 48); и еще: крепкое утешение имамы прибегшии ятися за предлежащее упование. Еже аки котву имамы души тверду же и известну, и входящую во внутреннейшее завесы: идеже Предетча о нас вниде Иисус (Евр. 6:18,19). О, непонятное величие благодеяний Божиих! О, величие высшей нашей природы!
Но хотя наш Божественный Отец и Учитель восшел от земли на небо, однако не оставил нас сирых. Илия Фесвитянин, когда был взят на огненной колеснице, чтобы утешить своего ученика, Елисея, оставил ему милоть. Подобным же образом вознесшийся человеколюбивый Господь, в утешение оставит нам одеяние Своего Божества, в которое облекся при вочеловечении, – то есть Свою блаженнейшую плоть в страшном таинстве Божественной Евхаристии, чтобы быть неразлучно с нами; поэтому Он утешает нас, говоря: се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века (Мф. 28:20).
Бессмертный Женише душ наших! Оттуда, где Ты одесную Отца воссел как Царь веков, ниспосли нам обетование Отчее, Св. Духа – неразрешимый союз любви, дабы мы были с Тобою неразлучно и сподобились здесь на земле быть всегда причастниками Божественной Твоей благодати, чрез достойное причащение пречистого Твоего Тела и Крови, а на небе – быть всегда участниками Божественной Твоей славы чрез созерцание сладчайшего Твоего лика. Аминь230.
* * *
Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского. Изд. Св. Троицк. Серг. Лавры. 1902 г., стран. 391–396.