Источник

Беседа на тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Иоанна Златоустого

Радуйтеся всегда о Господе, возлюбленные братья, – и паки реку: радуйтеся. Господь близ. Ни очемже пецытеся (Флп. 4:4–6). Господь восстал из мертвых, и вместе с Ним великое множество святых. Будем же праздновать сладостно и трезвенно. Это, поистине, тот день, его же сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в он (Пс. 117: 24). Возвестим о воскресении Спасителя, лучше же сказать: возопием о нашем спасении, – возвестим память о том спасительном дне, – возвестим об умерщвлении диавола, о пленении нечистых демонов, о спасении христиан, о воскресении мертвых. Чрез воскресение Христово угашается геенна огненная, умирает неусыпающий червь, ад приходит в смятение, диавол печалится, грех умерщвляется, злые духи преследуются, происшедшие из земли восходят на небеса, находящиеся в аду освобождаются от уз диавола и, прибегая к Богу, говорят диаволу: где ти, смерте, победа? Где ти, аде, жало (1Кор. 15:55)?

Виновник же сего святого праздника и торжественного собрания у нас – Христос, Податель и всех нам благ. Он и сотворил нас искони и привел из небытия в бытие: Он и теперь спас погибающих, Он оживотворил омертвелых, Он избавил от диавольского тиранства нас, бывших рабами греху, Он соделал нас свободными, истребив еже на нас рукописание (Кол. 2:14). Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва (Гал. 3:13). По этим причинам достойно и нам сказать: что воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам (Пс. 115:3)? Будучи Единородными Богом, Он благоволил ради нас соделаться человеком и был послушлив даже до смерти (Флп. 2:8), чтобы избавить нас от вечной смерти; носил зрак раба (Флп. 2:7) Господь ангелов. Восприял плоть Бог–Слово, и явился человеком Тот, Кто с Отцом имел одно существо, – и претерпел это, чтобы исторгнуть нас из неправедного рабства и выкупить из бесчестия. Поэтому перенес страдание плотью Податель нашей жизни; поэтому и был погребен Источник бессмертия, чтобы даровать смертным вечную жизнь. И Он пребывал на земле, совершая благодеяния и исцеляя болезни людей, но от богопротивных иудеев воспринял воздаяния недостойные. Господь наш Иисус Христос, по великой Своей благости, очищал прокаженных, слепым даровал зрение, исцелял хромых, прогонял демонов, воздвиг из мертвых четверодневного Лазаря, пятью хлебами насытил пять тысяч человек, ходил по морю, превратил воду в вино, исцелил кровоточивую, возвратил к жизни умершую дочь начальника синагоги, и совершил много других таинств, достойных изумления. Иудеи же, возбужденные завистью и недоброжелательством, то хотели побить Господа камнями, то пытались низвергнуть Его вниз со скалы, и, наконец, возвели Его даже на крест. Господь же наш Иисус Христос не подражал злобе богохульствовавших иудеев, но и плещи Свои предал на раны, по слову Пророка, и ланити Свои на заушения, не отврати лица Своего от студа заплеваний; и, наконец, яко овча, на заколение ведеся, и яко агнец пред стрегущим его безгласен, Он не проявлял сопротивления, не противоречил (Ис. 50:6; 53:7). Иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше: предаяше же Себя судящему праведно (1Пет. 2:23). При первом Своем явлении Он пришел не наказать неверных, но восхотел терпением привести заблудившихся к истине. И пойми Господню благость и великую доброту. Иудеи злословили Его и говорили Ему: беса имаши (Ин. 7: 20); Господь же, будучи долготерпелив, прогонял из людей демонов. Иудеи плевали в лицо Спасителя, а Он врачевал их слепых; иудеи пытались побить Христа камнями, а Христос даровал их хромым силу бегать, – и постоянно продолжал благодетельствовать оскорбителям и за зло воздавать тем неблагодарным и беззаконным людям добром.

И дабы не показалось, что мы, говоря многое, удлинняем слово, перейдем к самым главным предметам. Итак, наконец, был веден на крест и смерть Царь славы, и пригвожден к древу славословимый Херувимами и Серафимами, и покланяемый всеми Силами и Ангелами; но Он кротко перенес и терпел это, доставляя нам пример и соделавшись Учителем кротости. И мы, поэтому должны доблестно переносить угрозы дурных людей. Ведь и на кресте повышенный, Он проявил очень великие дела и очень многие чудеса, чтобы, хотя таким образом, положить конец неистовству безбожников так, чтоб они не имели повода к неверию и не могли говорить, что распяли только простого человека. Итак, прежде всего Христос снизошел до того, что был распят и поднят на воздух, чтобы прогнать находящихся в воздухе демонов; Он был повешен на древе, чтобы исцелить древний, чрез древо приросший к людям, грех; а также был пронзен в ребро копьем из–за жены, взятой от Адамова ребра. Так как змий прельстил Еву, а Ева устроила, что Адам сделался преступником [приговор же был произнесен против их обоих, и царствовала смерть от Адама до Моисея и над несогрешившими (Рим. 5:14)], то поэтому ранится бок, чтобы мы поняли, что страдание Христа принесло спасение не только мужам, но и женщинам. Адам был сотворен первым, потом – Ева; и Адам не был прельщен, но жена, прельстившись, оказалась в преступлении; спасется же она чрез чадородие. Какое чадородие, если не чрез чадородие Марии? Она (Дева Мария) родила Спасителя – Христа, не сочетавшись с мужем, как свидетельствует Исаия (Ис. 7:14), но после того, как осенил Ее Святой Дух, как благовестил архангел Гавриил. По этому-то поводу поражается и ребро Христово, чтобы было устроено предреченное, и было возвещено таинство крещения, и воссияла грядущая благодать. Кровь и вода истекает из ребра Христова, чтобы истребить еже на нас рукописание греха (Кол. 2:14), и чтобы мы очистились кровью Его и получили рай. О, великое таинство! Разбойник раскаялся; была потребность в воде, чтобы он был крещен. Он весел на кресте, не было другого места для крещения, ни источника, ни озера, ни дождя, ни совершителя таинства, так как все ученики, вследствие страха перед иудеями, убежали; но Иисус (Христос) не имел недостатка в источниках, а, и вися на кресте, был творцом вод. Так как разбойнику нельзя было войти в царство (небесное) без крещения, и надлежало, чтобы раскаявшийся не остался без крещения, то Спаситель источил из пронзенного ребра Своего воду и кровь, чтобы и разбойника освободить от угрожавших зол, и показать, что Его кровь соделалась выкупом для тех, кто возлагает на Него свои надежды. Аще бо кровь козлия и тельчая, и пепел юнчий, кропящий оскверненныя, освящает к плотстий чистоте (Евр. 9:13), то во сколько раз более кровь Христа – Спасителя нашего сделалась очищающею всех христиан?

Итак, если кто-либо из неверных скажет тебе: «почему распят Христос»? – то скажи ему: «чтобы распять диавола». Если скажет тебе: «почему Он (Господь) был повешен на древе?» – то скажи: «чтобы отозвать назад грех, привзошедший в раю чрез древо». Если скажет тебе: «почему Он носил даже терния»? – то скажи ему: «чтобы исторгнуть терние и волчцы Адамовы, поскольку Адам был осужден – стенать и трястись от страха и возделывать терние и волчцы. Иисус, будучи человеколюбив, желая позаботиться о Своем творении, ради нас перенес все, чтобы освободить нас от осуждения. И как Он рожден был Женой, чтобы уничтожить привзошедший из–за жены в людях грех, так и увенчивается тернием, чтобы дурно возделанную преслушанием землю сделать более плодоносной чрез посредство собственного Его послушания». Если же кто-либо скажет тебе: «зачем Он (Господь) пил желчь и оцет»? – то скажи ему: «чтобы мы изрыгнули смертоносный яд дракона, потому что та желчь сделалась моею сладость, и тот оцет стал моим врачевством». Если же неверный снова скажет тебе: «зачем Он облекся даже в багряницу, и почему, подходя к Нему, падали на колена»? – то скажи ему: «чтобы иудеи поклонились Ему, даже и не желая, – и чтобы исповедали Его царство на земле даже против своей воли. Теперь, насмехаясь, они поклонялись, не зная того, что́ именно делали; в будущем же воскресении всяко колено поклонится, небесных и земных, и преисподних: и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:10,11). Но та хламида имеет также и другое значение: она не только изображала царство, а указывала собою и на жажду крови, и на склонность к убийству, присущие иудеям. Дали же они (иудеи) и трость в руку Его, чтобы были записаны их грехи. Итак, это делали противники Христа, не зная Распинаемого, а лучше сказать – добровольно будучи ослеплены: тварь же узнала своего Господа и Творца. Когда Спаситель еще висел на кресте, солнце чувственное, узрев Солнце правды – Христа, поругаемого от беззаконных, и не перенося дерзости, убегает, погрузив землю во мрак и находя неуместным освещать глаза тех, которые совершали величайшее нечестие. И не только солнце убежало, но и земля в смятении затряслась, не перенося беззакония того, что́ совершалось, показывая с своей стороны и уча, что Бог был распинаем, – почему она и выразила негодование, не желая носить на себе безбожных иудеев. Не так осквернил землю братоубийца Каин, и не так отягчило ее столпотворение, производившееся великанами, и не так осквернили ее беззаконствовавшие содомляне и даже те самые, кто творили из нее идолов, не так отягчила ее пролитая кровь Захарии и Авеля, как иудеи, дерзнувшие на это великое нечестивое деяние. Поэтому расседались и сухие скалы, чтобы люди поняли, что Он – духовная и живая скала. Пияху бо, – говорит (Писание), от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос (1Кор. 10:4). О, иудейская неблагодарность! Скалы расселись, а они остаются бесчувственными: бездушные предметы в смятении трясутся, а одушевленные не веруют; завеса церковная раздирается, чтобы, наконец, обнаружилось их запустение, по реченному Христом (Мф. 23:38). Многие же тела усопших святых воскресли вместе со Христом, чтобы мы поняли, что Христос, умерши, не восстает один только, но воскрешает из мертвых всех, верующих в Него. Это, кратко сказать, – святой праздник Пасхи, и эти таинства христиан мы прославляем по причине воскресения мертвых и вечной жизни.

Тем же да празднуем, не в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины (1Кор. 5:8), веруя в Отца, и Сына, и Святого духа, – в Троицу единосущную, несозданную, – веруя воскресению, ожидая, что Господь опять придет, однако, уже не уничижено, но славно – с небесным великолепием, со светлыми ангелами, с трубным звуком, со страхом и радостью: радостью, конечно, святых и праведных, страхом же – неправедных и грешников. Бог же мира да удостоит всех нас воскресения со святыми, –нас, оказавшихся владеющими прекрасными делами и православною верою, – по благодати и человеколюбию Единородного Его Сына, с Которым слава, честь и поклонение Всесвятому и Благому, и Животворящему Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь40.

* * *

40

Творен, св. И. Златоуст., изд. С.-Петербургск. Дух. Академ. 1896 г., т. II, кн. 2, стр. 893–897; в Curs. Compl. Patrolog. Migne эта беседа отнесена к разряду Spuria (т. е., неосновательно приписываемых св. Златоусту). Воскресн. Чтен. X (1846–1847) г., 2–3 стр.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle