Источник

Слово на Святую Пасху. Святого Григория Богослова, архиепископа Константинопольского

День воскресения!.. Просветимся торжеством, и друг друга обнимем. Рцем: братия, и ненавидящим нас (Ис. 66:5), – кольми паче тем, которые из любви (к нам) сделали что-либо или потерпели. Простим всем ради Воскресения. Примиримся друг с другом...

Вчера Агнец заклан был, двери помазывались кровию, Египет оплакивал первенцев, и истребитель, для коего одно знамение было страшно и ужасно, прошел мимо нас, которые ограждены были драгоценною Кровию. Ныне мы совершенно убежали из Египта, от жестокого властителя Фараона и от немилосердных приставников, освободились от брения и плинфоделания, и никто не препятствует нам праздновать Господу Богу нашему праздники изшествия, и праздновать не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины (1Кор. 5:8), без всякой примеси египетского и нечестивого кваса. Вчера я распинался с Христом, ныне прославляюсь с Ним: вчера я умирал с Ним, ныне оживаю с Ним; вчера я погребался с Ним, ныне совоскресаю с Ним.

Принесем же дары Пострадавшему за нас и Воскресшему. Может быть, вы думаете, что я говорю о золоте, или о серебре, или о тканях, или о прозрачных и драгоценных камнях? Это – вещество земное, преходящее и на земле остающееся, которого всегда больше имеют злые рабы дольнего, рабы миродержателя. Нет, принесем самих себя – стяжание самое драгоценное пред Богом и Ему наиболее свойственное. Воздадим Образу сотворенное по образу: познаем наше достоинство, – почтим наш Первообраз, уразумеем силу таинства (т. е., настоящего праздника), и то, за кого Христос умер. Уподобимся Христу: поскольку и Христос уподобился нам. Соделаемся ради Него богами, потому что и Он стал ради нас человеком. Он восприял худшее, чтобы дать нам лучшее, – обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетою, – принял зрак раба, чтобы нам получить свободу, – снисшел, чтобы нам вознестись;– был искушен, чтобы нам победить, – претерпел бесславие, чтобы нас прославить, – умер, чтобы нас спасти, –вознесся, чтобы привлечь к Себе лежащих долу, в греховном падении.

Пусть кто отдаст все, принесет все в дар, Тому, Кто предал Себя за нас в цену искупления. Но никто не принесет Ему ничего лучше, как если принесет самого себя, и, уразумев таинство, соделается для Него всем, как и Он соделался для нас всем. Аминь.5

* * *

5

В сокращении. См. Gregor. Nazianz. Opera graece et latine, 1690 ann., tom. I, pag. 673–675; ср.: Слова св. Григория Богослова – рукопись Моск. Синод, библ. VIII– IX в. (57/LVIII), л. 141 об.–142; Творен, св. Григор. Богосл. в русск. перев., изд. 1889 г., ч. I, стр. 3–6; Христианск. Чтен. 1841, II, стр. 48–54; Воскреси. Чтен. XXII (1858–59) г., стр. 1–2; Церковн. Ведом. 1890 г. № 14–15.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle