Поучение на Пятидесятницу. Святого Кирилла, епиcкопа Туровcкого
Бог, всегда желая нашего спасения, восхотел, по милосердию Своему, обновить нашу природу, обветшавшую от греха, – поэтому и облекся действительно в наше тело, желая направить ноги наши на путь истинный. Ибо Бог не терпел видеть, что тот, которого Он создал по Своему образу и поставил в раю владыкою всей твари, прельщен завистливым диаволом и подвергся тлению. И вот, Господь добровольно пострадал за нас, умерщвляя наши прегрешения, воскрес из мертвых, опять взошел на небо и сел одесную Отца, и в нынешний пятидесятый день ниспослал Святого Духа, раздавая ученикам Своим огненные языки, как обещал им по воскресении Своем, говоря: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему (Ин. 20:17). Уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Параклит, т. е., Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду (Ин. 16:7), умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, и в вас будет Дух истины, (Ин. 14:16–17). И Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам. (Ин 14:26). И воздвиг руце, Господь благослови их (апостолов) (Лк. 24:50), и рече: идите, седите во Иерусалиме вместе, дóндеже облечетеся силой свыше. (Лк. 24:49). И сказав это, Господь вознесся пред ними на небо. Ныне апостолы приняли силу Святого Духа и начали говорить всеми языками, как Дух давал им провещавать (Деян. 2:4) и, отправившись в путь, прошли весь мир, как молния (Иез. 21:16), уча и наставляя всех познать Бога, говоря каждому на его родном языке.
Такова-то милость Божия к нам и честь настоящего дня, открывающего нам, что Бог не хочет смерти грешников, но их обращения и покаяния, ибо Он Сам сказал: не требуют здравии врача, но болящии. Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мк. 2:17; Лк. 5:32). Посему и мы, имея такого милостивого Владыку, не будем предаваться лености, но, отвергнув от себя всякую злобу, зависть, клевету, студодеяние и всякие дела неподобные, – с чистой совестью придем в Божью церковь и, стоя в ней со страхом, будем просить у Господа отпущения грехов и вечной жизни, да достойны будем приступить к пречистым тайнам Тела и Крови Господа, ибо достойных причастников Он творит общниками царства небесного; а те, которые принимают тайны, не очистив себя, подлежат огню вечному. Сам Господь Бог наш сказал: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный (Ин. 6:54), и еще: елика еще воспросите в молитве верующе, приимете (Мф. 21:22). Слыша все то, братие, воспрянем, и не будем только на словах называться христианами, но постараемся приобрести и добрые дела: смирение, любовь ко всем, кротость, пощение, которое очищает душу и тело, сравнивает с ангелами и возводит на небо. А милостыню творите беспрестанно, ибо она омывает все прегрешения наши и отверзает небесные врата и променяет гнев Божий на кротость и милость; милостыня легко возводит на небо и с дерзновением поставляет у престола Божия. Ибо сказано: хвалится милость на суде; и еще: блажени милостивии яко тии помиловани будут (Мф. 5:7); и еще: суд без милости не сотворшему милости (Иак. 2:13). Итак, постараемся творить богоугодные дела, ибо за такие дела мы наречемся сынами Божьими и, прожив добродетельно эту жизнь, удостоимся и будущих благ, со всеми от века Богу угодившими о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава ныне и присно и во веки веков. Аминь128.
* * *
Творения св. Кирилла, еписк. Туровского. Изд. преосв. Евгения, еписк. Минского. Киев. 1880 г., стр. 289–291; ср. Памятники древнерусск. церк. учительн. литературы, изд. журн., «Странник», 1894 г., вып. I, стр. 173–175. Это слово, надписываемое именем св. Кирилла, принадлежит к разряду тех, подлиность коих подлежит сомнению