Источник

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. Св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского

Ныне Ангельские лики воспевают славу Божественную, и свет Христова пришествия воссиявает верным. Ныне для нас – радостная весна: Солнце правды – Христос лучезарным сиянием просветил нас и озарил умы верных. Ныне обновляется Адам и вознесенный на небо торжествует с Ангелами. Ныне вся вселенная исполняется радостью по причине снисшествия на людей Святого Духа. Ныне явилась Божественная благодать, надежда (благ) невидимых, и ясно открыла нам чудеса, превышающие ум, таинство сокровенное от века. Ныне соплетаются венцы за постоянство в добродетели. Ныне Бог, желая увенчать священные главы людей благопослушных и соблюдающих дни празднственные, именует хранителей веры званными и наследниками, и в небесное царство со тщанием приглашает мудрствующих небесное принять участие в Божественной службе бесплотных ликов. Ныне исполнилось слово Давида: да возвеселятся небеса и радуется земля. Возрадуются поля и вся, яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет (Псал. 95:11–13). Давид говорить о деревах: Предтеча же Господень, во время самого пришествия Его, говорит уже о деревах, приносящих плоды достойные покаяния (Матф. 3:8). А Сам Господь наш Иисус Христос возвещает и всегдашнюю радость для всех верующих в Него: ибо Он говорит: узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (Ин. 16:22).

Так ныне проповедуется нам преславное и неизреченное таинство христиан, запечатлевших свое упование во Христа святостью и благочестием. Ныне Гавриил, предстоящий пред Богом, приходит к Пречистой Деве и благовествует Ей: радуйся, Благодатная (Лук. 1:28)! И когда Она начала размышлять в Себе, что бы это было за приветствие, Ангел тотчас присовокупил: Господь с Тобою! не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лук. 1:29–33). Мариам сказала Ангелу: како будет сие, идеже мужа не знаю? то есть, останусь ли Я девою, или отнимется достоинство девства? Когда с удивлением размышляла об этом Святая Дева, то Ангел в кратких словах выразил Ей сущность своей речи: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий (Лук. 1:34–35). т. е. каково Оно есть, таким действительно и будет названо.

Итак, благодать достойно избрала из всех родов одну Святую Марию. Она была, подлинно, премудра во всем и во всех родах никогда не нашлось подобной Ей. Она поступила не так, как прежде дева Ева, которая, уединенно ходя в райском саду, рассеянным умом неосторожно вняла слову змия – виновника зла, и таким образом растлила свои ум, а чрез нее льстивый враг излил яд и ввел смерть во весь мир (отчего произошли бедствия, постигающие святых): это падение вознаграждено только Святою Девою. Святая не прежде приняла дар, как узнав, кто послал, и что это – за дар, и кто приносит его. Рассуждая с Собою в недоумении, Она как бы так говорит Ангелу: „откуда ты принес нам такое благословение? из каких сокровищниц послана нам эта жемчужина слова? откуда подается такое обетование? Ты снисшел с неба, но ходишь по земле; являешься в человеческом образе и, однако же, сияешь блеском света». Когда Святая помышляла об этом в Себе, то Архангел разрешил Ее недоумение следующими словами: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий. Не бойся, Мариам: я пришел не для того, чтобы поразить Тебя страхом, но удалить от Тебя причину страха. Не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога; не мысли о благодати по тому, что в природе: ибо благодать ни мало не подчиняется законам естества. Мария! Ты узнала то, что было сокрыто от патриархов и пророков. Дева! Ты постигла то, что доселе оставалось неведомым для самих Ангелов. Пресвятая! Ты услышала то, чего не удостоился слышать сонм мужей Богоносных. Моисей, Давид, Исаия и Даниил и все пророки хотя и проповедовали об этом, однако же не постигали способа совершения. Только Ты одна, Пресвятая Дева, восприемлешь ныне таинства, незнаемые ими всеми, и понимаешь образ совершения. Где – Дух Святой, там все совершается скоро; где – Божественная благодать, там все возможно для Бога: Дух Святый найдет на Тя, и сила Всевышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий; если Сын Божий, то, без сомнения, и Бог, соестественный, совечный Отцу, в Котором проявляется все величие Отца. Он есть образ Ипостаси и сияние славы Отчей. Как из нескудного источника текут реки, так из этого вечного и всегда живого Источника проистекает вечный и истинный Свет мира – Христос Бог наш. Об этом взывали и пророки: речная устремления веселят град Божий (Псал. 45:5). Он веселит не только один град, но и все, и подобно одному граду – всю вселенную.

Архангел прежде всего сказал Святой Деве Марии следующее: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, именно потому, что в Ней почивало все сокровище благодати. Из всех родов нашлась одна эта Дева, святая телом и духом, и одна носит Того, Кто глаголом носит всяческая (Евр. 1:3). Удивляет в Ней не только лепота телесная, но и душевные Ее добродетели. Потому-то Архангел сперва и возгласил Ей: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, т. е. не земной жених, но Сам Господь святыни, отец чистоты, виновник нетления, податель свободы, поручитель спасения, хранитель истинного мира, Тот, Кто из девственной земли создал человека, а из ребра его образовал Еву. Сей Самый Господь – с Тобою и из Тебя!

Итак, возлюбленные, подражая Ангельскому хвалебному гласу, радостно исполним и мы долг благодарности, взывая (Марии): радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Поистине, Тебе свойственно радоваться, потому что с Тобою – Божественная благодать: она вселилась в Тебя способом, ведомым ей. С рабою – Царь славы, с благолепнейшею – прекраснейший паче всех сынов человеческих, с нескверною соединяется Тот, Кто освящает всяческая! С Тобою – Бог и совершенный человек, в коем живет всякое исполнение Божества (Колос. 2:9). Радуйся, Благодатная! источник Света, просвещающего всех верующих в Него. Радуйся, Благодатная! восток умного Солнца и чистый цвет жизни. Радуйся, Благодатная! луг благоуханный. Радуйся, Благодатная! ветвь присноцветущая, услаждающая души, прославляющие Тебя. Радуйся, Благодатная! нива неоранная, принесшая плоды обильнейшие. Хотя Ты носила во чреве по обыкновенным законам природы и нашему обычаю: но это было и выше природы, потому что в Тебя низшел свыше Бог-Слово и в пречистых ложеснах Твоих воссоздал Адама; рождаемое в Святой Деве было от Духа Святого, и истинная плоть заимствована от Ее плоти. Как жемчужина известным образом составляется из двух начал, молнии и воды: так и Господь наш Иисус Христос неслитно и неизменно происходит из чистой, непорочной, нескверной и святой Девы Марии, – будучи совершенным Богом, соделывается и совершенным человеком, – во всем подобный Отцу, во всем также соестествен и нам, исключая греха. Его желали видеть многие из святых праотцев, патриархов и пророков, и не могли. Правда, некоторые из них созерцали Его образно в видениях и как бы в гадании; некоторые слушали и Божественный глас в столпе облачном, зрели и святых Ангелов; но к одной только святой Деве Марии пришел Архангел во свете с благовестием: радуйся, Благодатная! Она приняла слово и, по исполнении времени, произвела бесценную жемчужину.

Приидите же и вы, возлюбленные, и на псалтири Богодухновенного Давида воспоем предуказанные слова; воскресни Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея (Пс. 131:8). Подлинно, Святая Дева есть кивот, внутрь и вне позлащенный и принявший в Себя все сокровище освящения. Воскресни, Господи, в покой Твой. Изыди, Господи, из недр Отца, дабы восставить падший род прародителя. Воссылая такое моление и в пророчественном духе обращаясь к лозе, имеющей произрастить цвет прекраснейшего плода, Давид говорит: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися Ему (Псал. 44:11, 12). Слыши, Дщи, то, что предсказано о Тебе и собственными очами созерцай самое дело. Слыши меня, благовествуюшего Тебе Архангела, который ясно возвещает Тебе величайшее таинство. Приидите, возлюбленные, и мы, возобновив в памяти прошедшее, прославим, ублажим и возвеличим отрасль Иессея, произрастившую для нас сверхъестественно жезл (Христа). Лука в Божественном Евангелии, свидетельствуя не только об Иосифе, но и о Богородице Марии, повествует о родственном союзе Ее с Давидом. Взыде Иосиф от Галилеи – говорит он – из града Назарета во Иудею, во град Давидов, иже нарицается Вифлеем, зане быти ему от дома и отечества Давидова, написатися с Мариею, обрученою ему женою, сущею непраздною. Бысть же, егда быша тамо, исполнишася дние родити Ей: и роди Сына Своего первенца, и повит Его, и положи Его в яслех; зане не бе им места во обители (Лук. 2:4–7). (Мария) пеленами повила Того, Кто одевается светом, яко ризою (Пс. 103:2), – пеленами повила Того, Кто создал всю тварь, – положила в яслях Того, Кто седит на Херувимах, и Кого славословят бесчисленные сонмы Ангелов. Слово Божие почило в яслях бессловесных животных, для того, чтобы людям, соделавшимся неразумными по своей свободной воле, даровать смысл. На трапезе животных предложен хлеб небесный, чтобы людей, огрубевших, подобно животным, сделать участниками таинственной трапезы. Зане не бе им места во обители. На земле не имел места сотворивший словом небо и землю; и это потому, что Он богат сый, обнища нас ради (2Кор. 8:9), и по сродной Ему благости к нам, избрал для спасения естества нашего самое крайнее уничижение. Тот, Кто исполнил во всей точности совет домостроительства (Божия), положенный в небе, в недрах Отца, – возлег в вертепе, в ложеснах матерних и в яслях. Сонмы Ангелов окружали Его, воспевая славу на небе и мир на земле. Он сидел на небе одесную Отца, и в то же время почивал в яслях, как бы на Херувимах. Но, поистине, и здесь был тогда престол Херувимский, престол царский, Святое святых, престол единый славный на земле, святейший: на нем почивал Христос Бог наш. Ему слава, честь и держава со безначальным Отцем, со Святым и животворящим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь130.

* * *

130

См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, series graeca, tom. X, col. 1145–1156; сравн. Христ. Чтен. 1837, ч. 1, стран. 249–262; „Избранные слoвa святых отцев в честь и слaвy Пресвятой Богородицы». Москва. Издание 1886 г., стран. 81–87.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle