Источник

Слово в неделю Ваий. Св. Амвросия, епископа Медиоланского

В чтенном ныне Евангелии было говорено, что когда Господь наш Иисус Христос входил, за шесть дней до страданий Своих в Иерусалим: то многие из пришедших в ceй город для празднования, по заповеди Моисеевой, праздника Пасхи, встретили его с Финиковыми ветвями в руках, в доказательство победы Его над народом Израильским, потому что пальмовые ветви, обыкновенно, предносили победителям; а другие резали ветви от дерев (потому что это происходило на масличной горе), и, где нужно было, уравнивали ими путь Господу. Отселе произошло обыкновение в настоящий праздник, во время славословия, держать в руках ветви финиковые, или масличные; да и самый праздник назван неделею Ваий.

Но то, что мы ныне держим в руках, – эти ветви, имеют свое значение. Именно, чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, обозначаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, конечности ветвей которого белы, означается то, что, после скорбей настоящей жизни, мы преселимся во свет небесного отечества; на основании чего и Давид Псалмопевец о праведнике говорит, что он процветет яко финик (Псал. 91:13). Посему, держа в руках масличные ветви, покажем в делах милосердие: возьмем и финиковые ветви, в чаянии не земных утех за дела милосердия, а радостей небесного отечества, в чем Господь Христос есть Предтеча нам, потому что, по словам Апостола, Он есть кончина закона всякому верующему (Римл. 10:4).

Нельзя также оставить без внимания слов, взятых из псалма: осанна сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне: осанна в вышних, которые пел встречавший Господа народ. Так как пришествие Господа и Его воплощение спасительно не только на земле для людей, но и на небе для Ангелов, потому что чрез спасение людей восполняется число Ангелов, которое умалилось отпадением диавола: то, произнося слова: осанна в вышних, они говорили: „спаси и нас, о Ты, составляющий спасение на небесах“! И поскольку сие желание в них было сильно, то они повторяли эти слова.

Сего спасения да даст вам достигнуть благословенный Господь наш Иисус Христос, пришедший во имя Отца, с Коим Он живет и царствует во веки веков. Аминь156.

* * *

156

См. Biblioth. Patr. Сoncіоnator. 1662 ann. tom. III, p. 385; ср. „Воскресное Чтение“ IХ (1845–1846) г., стран. 467–468.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle