Источник

Слово в неделю Ваий. Св. Амвросия, епископа Медиоланского

Вы ныне с большим, против обыкновенного, усердием собрались в церковь, и с радостью носите в руках древесные ветви. Но поскольку, не зная цели и значения того, что делаете, вы останетесь без пользы: то я нужным почитаю повторить ныне чтенное Евангелие. В нем говорено было, что Спаситель наш, входя в Иерусалим, за пять дней до страданий Своих, на горе масличной воссел на ослицу, – и что народ, услышав о Его шествии, вышел к Нему на встречу с финиковыми ветвями, и когда стали приближаться к подошве горы, то сопутствующие Ему от радости начали славословить Бога. После сего до вечера четвертка, когда Господь после вечери предан, Он каждый день учил народ во храме, а ночи проводил на горе масличной.

Здесь, прежде всего, надобно заметить день, в который вошел Иисус Христос во Иерусалим. Это был десятый день месяца, в который избирался агнец пасхальный, которого израильтяне закалали в четырнадцатый день месяца; следовательно, Христос, истинный Агнец, Который должен был принять распятие в пяток, вошел во Иерусалим в тот день, в который избирался прообразовательный агнец.

Далее, Святая Церковь, сия нежная мать наша, велит и нам, по примеру встречавших тогда Иисуса Христа, постилать Ему по пути одежды и резать ветви древесные, – только духовным образом. Ныне ослицу заменяет всякая праведная душа: на ней Господь ныне входит в Иерусалим тогда, когда, обитая в душах наших, возбуждает в них отвращение от мира и любовь к небесному отечеству. Одежды по пути вы постилаете пред Господом тогда, когда, уготовляя Ему путь к вам, усмиряете тела ваши воздержанием; а ветви от дерев приимете, если, возлюбив добродетели святых, уготовите Господу путь к вам: ибо что иное были Авраам, Иосиф, Давид, и прочие праведники, как не плодоносные древа Церкви Божией? Посему, если вы хотите достигнуть вечного спасения, то научитесь у Авраама послушанию, у Иосифа целомудрию, у Давида смирению; и поскольку финик есть знамение победы, то мы правильно будем держать в руках финиковые ветви тогда, когда, воспевая победные песни, будем стараться победить диавола добродетельною жизнью; потому что тот напрасно держит в руках финиковые ветви, кого лестью одолевает диавол.

Наконец, знайте, кто как худо мы делаем, когда вам не возвещаем таин Спасителя нашего: так и вы худо поступаете, если не уважаете их должным образом. Посему, чем более приближается праздник Пасхи, тем более старайтесь уготовиться, очищая себя от ненависти, зависти, злоречия, хулы и ссор, чтобы вам достойно праздновать день Господень. Итак, простите согрешившим против вас, да бы и вам простил Господь ваши грехи. Тот осквернит Пасху, кто будет питать ненависть, хотя бы против одного человека: потому что таковой чрез причащение не оживет с Петром, но умрет с Иудою, – от чего да избавит вас сотворивший и искупивший нас Господь наш Иисус Христос, со Отцем и Святым Духом живущий во веки веков. Аминь157.

* * *

157

См. Biblioth. Patr. Сoncіоnator. Parisiis. 1662 ann. tom. III, p. p. 385–386; ср. „Воскресное Чтение“ IХ (1845–1846) г., стран. 468–469.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle