Слово в Неделю св. жён-мироносиц84
Служаху Ему (Господу) от имений своих (Лк.8:3).
Так говорит св. Евангелист о св. жёнах-мироносицах.
В чём состояло служение св. мироносиц нашему Спасителю?
Воспомянув в прошедшие недели об апостолах, которые двукратно видели воскресшего Господа посреди своего собрания, св. церковь не оставляет в забвении и мироносиц, которые первые увидели Господа воскресшим и первые возвестили о том апостолам. Так же благодарит их и прославляет, как апостолов, так же представляет нам их добродетели и подвиги в образец для подражания.
Чтобы достойно воспользоваться представленным образцом добродетелей св. жён-мироносиц, обратим внимание на их подвиги и добродетели.
Св. жёны-мироносицы служили Господу до времени Его страданий. Куда бы ни путешествовал их Учитель, – они с Ним; и где бы Он ни был, в синагогах или на горах, при берегах морских или в кругу мирного семейства, – они там же. Что же они делали? Учились у Него, слушали Его слова и учение, смотрели на Его дела, веровали Его имени и Его слова слагали в своих добрых и чистых сердцах. Но сего не довольно. Они служаху Ему от имении своих (Лк.8:3), повествует евангелист Лука. – В чём заключалось их имение и чем именно служили своему Учителю и Благодетелю, евангелист не упоминает, но повествует, что Иисус Христос проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие – не один, и обанадесяте с ним, и жены некия, яже бяху исцелени от духов злых и недуг, Мария нарицаемая Магдалина, из нее же бесов седьмь изыде, и Иоанна жена Хузаня приставника Иродова, и Сусанна, и ины многи, яже служаху Ему от имений своих (Лк.8:2–4). Очевидно, что такое общество мужей, которые были большею частию из бедных рыбарей, не могло обойтись без ежедневного пропитания и не иметь нужды в одеянии. Кто же обязан был пещись и заботиться об удовлетворении необходимых потребностей жизни, как не жёны? И сопутствуя Божественному Учителю, они приготовляли пищу для Него и учеников Его и снабжали их нужным одеянием. Но не столь важно было их внешнее служение трудами рук своих, сколь внутреннее. Они служили от имений души и сердца, служили своим вниманием к Учителю и предупредительностию, усердием и заботливостию, послушанием и преданностию. Святая и чистая любовь, деятельная и услужливая – вот имение, которым особенно и непрестанно служили ученицы своему Учителю!
Не лишены счастия и вы, христианин и христианка, служить Господу Иисусу от имений своих. Нет Его самого на земле? Но есть Его меньшая братия, которая странствует по градам и весям, сидит на путях и при вратах, прося и вымаливая себе милостыню Христа ради; и есть братия, которая стыдится ходить по миру и просить, но пребывает дома, неся с христианским терпением крест нищеты и бедности. Не признает ли Он нашу милостыню, подаваемую Его братии, как бы подаваемую Ему самому? Не примет ли с благоволением наше добро, какое оказываем нищим и бедным? Аминь глаголю вам, говорит Господь, понеже сотвористе единому сих братий моих меньших, Мне сотвористе (Мф.25:40). Какое утешение для творящих милостыню! Нет нужды, что наша работа проста, искусство не высоко, рукоделие малоценно. Господь смотрит на сердце жертвователя, а не на жертву, ценит и приемлет не труды рук наших, а усердие и любовь к ближнему. И две лепты часто бывают угоднее Ему, чем тысячи; и чаша студёной воды, которую подаём жаждущему, приятнее Ему, чем кусок золота и серебра.
Св. жёны-мироносицы служили Господу во время страданий. Бяху же ту (на Голгофе) и жены многи (Мф.27:55). Стояху при кресте Иисусове Мати Его, и сестра Матере Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина (Ин.19:25). По-видимому, нечем было им служить Иисусу, ведомому на Голгофу, тем более распятому на кресте; и однако ж, они служили Ему и при Кресте: чем, думаете? Самоотвержением. Идти за Иисусом на Голгофу – среди клеветы, осмеяний и поругания – не есть ли подвиг самоотвержения? – Забыть все ужасы и страх, и стоять при кресте своего возлюбленного Учителя – не есть ли дело всецелой преданности Ему? Сделали ли это ученики? Они разбежались от страха, а жёны собрались у креста и стояли, хотя полны слёз горести и скорби, но с чувством умиления и благоговения, с верою и упованием.
Случается и нам, христиане, нередко быть при страданиях и смерти близких нашему сердцу. Возьмём некоторые черты с образца мироносиц, стоящих при кресте Иисусове. Прольём слёзы, отдавая дань природе, но не дозволим гнездиться в нашем сердце скорби и печали; послужим страждущим и умершим нашими тёплыми молитвами о них к Богу, и предадим всецело души их в руце Того, который обладает живыми и мёртвыми.
Мироносицы послужили Господу при Его погребении. Как скоро прошёл покой субботний, они ещё до рассвета отправились на гроб с ароматами, да помажут тело Иисусово (Мк.16:1). Хотя не совершили помазания: ибо Иисус Христос, как они пришли, уже воста из гроба; – однако ж всё-таки послужили Ему своим усердием и любовию. Что из сего служения извлечём для себя поучительного? И над мертвецем не возбрани благодати (Сир.7:36). Дело усердия к почившему едва ли ещё не более ценно, чем дело милосердия к нуждающемуся брату нашему, с нами живущему. От живого можешь ждать благодарности: служение почившему есть дело по преимуществу бескорыстное. Здесь-то проявляется истинная любовь! Здесь вместе с любовию обнаруживается и вера, и упование, все добрые и святые расположения души, спасительные для души!
Наконец, мироносицы послужили в день Воскресения. Они первые узрели воскресшего Господа и первые возвестили ученикам радость Воскресения. Пусть ароматы их остались без употребления; но зато сами они за свою любовь соделались благоуханием Христовым. Миро не может благоухать всегда, но нёсшие его ко гробу всегда благоухали и будут благоухать и на земле, и на небе чрез целую вечность.
Есть много подобных мироносиц и в настоящее время между христианками. Это наши добрые, благопопечительные матери-христианки. Они первые возвещают нам святое имя Божие, проповедуют дела Христовы, учат заповедям Господним и молитвам. Наставлять и просвещать своих детей и домочадцев, назидать домашнюю церковь, возращать членов таинственного Тела Христова в первые дни их возраста, приготовлять их к служению Церкви и Отечеству, есть обязанность по преимуществу матерей. Если наши матери верно, в страхе Божием, с любовию исполняют эту священную обязанность: благословен труд их пред Богом и человеками! Проповедуя Господа чадам своим и приготовляя в них верных чад церкви, они заслуживают сию блаженную часть со св. мироносицами, проповедавшими Воскресение Господа!
Господь, который благоволил воспламенить в сердцах евангельских рыбарей чистую, неизменную, вечную любовь, и от жён принимать имения их, да прольёт и в наши сердца чистую любовь, да благословит нас на всякое благое дело и да приимет от нас в лице меньших Своих братий всякое благое усердие. Аминь.
* * *
Произнесено 3 мая, 1842 г.