митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в неделю св. жен Мироносиц84

Служаху Ему (Господу) от имений своих (Лк. 8, 3).

Так говорит св. Евангелист о св. женах Мироносицах.

В чем состояло служение св. Мироносиц нашему Спасителю?

Воспомянув в прошедшие недели об Апостолах, которые двукратно видели воскресшего Господа посреди своего собрания, св. Церковь не оставляет в забвении и Мироносиц, которые первые увидели Господа воскресшим и первые возвестили о том Апостолам. Так же благодарит их и прославляет, как Апостолов, так же представляет нам их добродетели и подвиги в образец для подражания.

Чтобы достойно воспользоваться представленным образцом добродетелей св. жен Мироносиц, обратим внимание на их подвиги и добродетели.

Св. жены Мироносицы служили Господу до времени Его страданий. Куда бы ни путешествовал их Учитель, – они с Ним; и где бы Он ни был, в синагогах или на горах, при берегах морских или в кругу мирного семейства, – они там же. Что же они делали? Учились у Него, слушали Его слова и учение, смотрели на Его дела, веровали Его имени и Его слова слагали в своих добрых и чистых сердцах. Но сего не довольно. Они служаху Ему от имении своих, повествует Евангелист Лука. – В чем заключалось их имение и чем именно служили своему Учителю и Благодетелю, Евангелист не упоминает, но повествует, что Иисус Христос проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие – не один, и обанадесяте с ним, и жены некия, яже бяху исцелени от духов злых и недуг, Мария нарицаемая Магдалина, из нее же бесов седьмь изыде, и Иоанна жена Хузаня приставника Иродова, и Сусанна, и ины многи, яже служаху Ему от имений своих (Лк. 8, 2–4). Очевидно, что такое общество мужей, которые были большею частию из бедных рыбарей, не могло обойтись без ежедневного пропитания и не иметь нужды в одеянии. Кто же обязан был пещись и заботиться об удовлетворении необходимых потребностей жизни, как не жены? И сопутствуя Божественному Учителю, они приготовляли пищу для Него и учеников Его и снабжали их нужным одеянием. Но не столь важно было их внешнее служение трудами рук своих, сколь внутреннее. Они служили от имений души и сердца, служили своим вниманием к Учителю и предупредительностию, усердием и заботливостию, послушанием и преданностию. Святая и чистая любовь, деятельная и услужливая – вот имение, которым особенно и непрестанно служили ученицы своему Учителю!

Не лишены счастия и вы, христианин и христианка, служить Господу Иисусу от имений своих. Нет Его самого на земле? Но есть Его меньшая братия, которая странствует по градам и весям, сидит на путях и при вратах, прося и вымаливая себе милостыню Христа ради; и есть братия, которая стыдится ходить по миру и просить, но пребывает дома, неся с христианским терпением крест нищеты и бедности. Не признает ли Он нашу милостыню, подаваемую Его братии, как бы подаваемую Ему самому? Не примет ли с благоволением наше добро, какое оказываем нищим и бедным? Аминь глаголю вам, говорит Господь, понеже сотвористе единому сих братий моих меньших, Мне сотвористе. Какое утешение для творящих милостыню! Нет нужды, что наша работа проста, искусство не высоко, рукоделие малоценно. Господь смотрит на сердце жертвователя, а не на жертву, ценит и приемлет не труды рук наших, а усердие и любовь к ближнему. И две лепты часто бывают угоднее Ему, чем тысячи; и чаша студеной воды, которую подаем жаждущему, приятнее Ему, чем кусок золота и серебра.

Св. жены Мироносицы служили Господу во время страданий. Бяху же ту (на Голгофе) и жены многи. Стояху при кресте Иисусове Мати Его, и сестра Матере Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина. По-видимому, нечем было им служить Иисусу, ведомому на Голгофу, тем более распятому на кресте; и однако ж, они служили Ему и при Кресте: чем, думаете? Самоотвержением. Идти за Иисусом на Голгофу – среди клеветы, осмеяний и поругания – не есть ли подвиг самоотвержения? – Забыть все ужасы и страх, и стоять при кресте своего возлюбленного Учителя – не есть ли дело всецелой преданности Ему? Сделали ли это ученики? Они разбежались от страха, а жены собрались у креста и стояли, хотя полны слез горести и скорби, но с чувством умиления и благоговения, с верою и упованием.

Случается и нам, Христиане, нередко быть при страданиях и смерти близких нашему сердцу. Возьмём некоторые черты с образца Мироносиц, стоящих при кресте Иисусове. Прольем слезы, отдавая дань природе, но не дозволим гнездиться в нашем сердце скорби и печали; послужим страждущим и умершим нашими теплыми молитвами о них к Богу, и предадим всецело души их в руце Того, который обладает живыми и мертвыми.

Мироносицы послужили Господу при Его погребении. Как скоро прошел покой субботний, они еще до рассвета отправились на гроб с ароматами, да помажут тело Иисусово. Хотя не совершили помазания: ибо Иисус Христос, как они пришли, уже воста из гроба; – однако ж все-таки послужили Ему своим усердием и любовию. Что из сего служения извлечем для себя поучительного? И над мертвецем не возбрани благодати. Дело усердия к почившему едва ли еще не более ценно, чем дело милосердия к нуждающемуся брату нашему, с нами живущему. От живого можешь ждать благодарности: служение почившему есть дело по преимуществу безкорыстное. Здесь-то проявляется истинная любовь! Здесь вместе с любовию обнаруживается и вера, и упование, все добрые и святые расположения души, спасительные для души!

Наконец, Мироносицы послужили в день воскресения. Они первые узрели воскресшего Господа и первые возвестили ученикам радость воскресения. Пусть ароматы их остались без употребления; но за то сами они за свою любовь соделались благоуханием Христовым. Миро не может благоухать всегда, но несшие его ко гробу всегда благоухали и будут благоухать и на земле, и на небе чрез целую вечность.

Есть много подобных мироносиц и в настоящее время между Христианками. Это наши добрые, благопопечительные матери-христианки. Они первые возвещают нам святое имя Божие, проповедуют дела Христовы, учат заповедям Господним и молитвам. Наставлять и просвещать своих детей и домочадцев, назидать домашнюю Церковь, возращать членов таинственного тела Христова в первые дни их возраста, приготовлять их к служению Церкви и Отечеству, есть обязанность по преимуществу матерей. Если наши матери верно, в страхе Божием, с любовию исполняют эту священную обязанность: благословен труд их пред Богом и человеками! Проповедуя Господа чадам своим и приготовляя в них верных чад Церкви, они заслуживают сию блаженную часть с св. Мироносицами, проповедавшими Воскресение Господа!

Господь, который благоволил воспламенить в сердцах Евангельских рыбарей чистую, неизменную, вечную любовь, и от жен принимать имения их, да прольет и в наши сердца чистую любовь, да благословит нас на всякое благое дело и да приимет от нас в лице меньших Своих братий всякое благое усердие. Аминь.

* * *

84

Произнесено 3 мая, 1842 г.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. The City of God – The City of God (Book XI) блаженный Аврелий Августин

2. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 168. Деятельность его в сане пресвитера: а) с 388 г. до Великого Поста 388 г. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

3. Слова и речи. Том II – Слово в день Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца митрополит Никанор (Клементьевский)

4. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Слава преподобный Исаак Сирин Ниневийский

5. В стране священных воспоминаний – 10–е Июня. Суббота. В музее. Отъезд из Константинополя. митрополит Арсений (Стадницкий)

7. Из Румелии – Athenae Atticae. Понедельник. 5 июля 1865. архимандрит Антонин (Капустин)

8. Биографические материалы. Том I – Семинария архиепископ Никанор (Бровкович)

9. Selected Works and Letters – Concerning Virgins. святитель Амвросий Медиоланский

10. Охридский пролог – 1. Святой мученик Мирон, пресвитер святитель Николай Сербский

Комментарии для сайта Cackle