Источник

Слово в неделю Ваий. Святейшего Афанасия II, патриарха Иерусалимского (XIII в.)

Вчера смерть, поистине, получила залог разрушения ее, и тварь приняла залог воскресения, и друг Христа Лазарь воскрешен, а мы вельми возрадовалась с сестрами его Мариею и Марфою; ад же начал уменьшаться и пить чашу свою, как об этом пророчествовал Исаия, говоря: пей, аде, сию первую чашу. Днесь мы, верные, празднуем праздник среди двух праздников, то есть, среди воскрешения Лазаря и воскресения Владыка Христа, Который умер за нас, и принял тридневное погребение для оживотворения нас. Посему приидите; узрим величие сего таинства и уразумеем хорошо: как Владыка Христос вчера устроил и показал нам святое воскресение. Как ощушаемое солнце на востоке своем сперва посылает лучи свои рассеять мрак ночи, и вся часть восточная краснеет, потом восходит солнце и освещает все концы земли: так умопредставляемое Солнце, Господь наш Иисус Христос, прежде славного воскресения Своего, воскресил Лазаря. Кстати, точно узнаем число и тех умерших, которых воскресил Владыка до восстания Своего. Во-первых, Он воскресил дочь сотника, во-вторых – сына вдовицы в городе Наане, и потом – праведного Лазаря, и первых (дочь сотника и сына вдовицы) поскресил до погребения их, а Лазаря уже после четверодневного погребения, как это засвидетельствовали сестры его Мария и Марфа, когда сказали Владыке: «Господи, уже смердит: ибо четыре дня лежит в могиле». Итак, этих трех мертвецов воскресил Господь до восстания Своего и послал их (в домы), как солнце посылает лучи свои пред собою; когда же воссиял из гроба вечный Свет Господь наш Иисус Христос, тогда воскресил с Собою многие тела усопших святых, – и они пошли в святой град и явились многим, как о сем свидетельствует Матфей. Таким образом, и подтверждено было восстание Владыки, и доказано всемирное воскресение, которое имеет быть в конце веков, как о сем свидетельствует учитель вселенной, великий Павел. Посему мы должны иметь в виду это воскресение и приготовить добрые дела наши ко дню исхода нашего, как это заповедует нам премудрый Соломон, – и что я говорю: Соломон? Сама вечная Премудрость Божия говорит: будите готовы, яко не весте ни дне, ни часа, в онь же Сын человеческий приидет (Матф. 25:13). – Днесь послушаем, что повествует нам Священное Евангелие. Оно повествует: Господь по воскресении Лазаря послал двух учеников Своих, говоря им: «идите в село, что пред нами: там вы тотчас находите привязанную ослицу и осленка с нею: отвязавши их, приведите ко Мне». Пошли ученики и сделали то, что повелел им Иисус, привели ослицу и жребя, и возложили на нее одежды свои, и посадили на нее Иисуса. Он же шествовал в Иерусалим; и люди вышли из сего града на встречу Ему, взявши с собою древесные ветви и ваии фиников, и расстилали одежды свои пред Ним, а младенцы и сосущие молоко начали славить и хвалить Бога, восклицая: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. О, странное и потрясающее таинство! Сидящий на раменах херувимов с Отцем и Духом Святым, имеющий небо вместо престола, и землю как подножие ног Своих, и воспеваемый тьмами тем ангелов и тысячами тысяч архангелов, днесь воссел на ослицу, и принял славословие из уст младенцев и сосущих молоко, как пророчествовал о них Давать, говоря: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Пс. 8:3). А что всего страннее, – книжники и фарисеи, учители закона не уразумели, почему явились эти восклицатели, незлобивые дети прославлять Его и исповедать Создателем твари. Однако о сих детях предрекал пророк Исаия, говоря: «так глаголет Господь: в тот день языки, не могущие объяснить слов своих, сумеют вещать мир, и славить Бога». А ежели кто спросит: почему Христос только в этот раз садился на осля, тогда как не делал сего, идя в города и селения проповедовать царствие небесное, а в Иерусалим входил многократно, и почему евангелисты только в этот раз упомянули о сем? Отвечаем: так как приближались спасительные страдания Его, то Он восхотел исполнить предсказания о Нем пророков, что Сам засвидетельствовал в Священном Евангелии, говоря: Сие же все бысть, да сбудется реченное пророком глаголющим: рцыше дщери Сионовой: се Царь Твой грядет к тебе кроток, возшедши на осля и на жребя сына подъяремнича. Сие пророчество изречено пророком Захариею. А почему в священных книгах упомянуты эти два животные? – Потому что они обозначают два народа, то есть, иудеев и язычников; ослица обозначала иудеев, а осленок – язычников. В учениях же святых отцев упомянуто, что Христос сначала сидел на ослице, a потом на осленке, дабы показать этим, что Ему подчинятся сперва иудеи, а потом язычники. Сие так и было. Ибо двенадцать апостолов и с ними семьдесят учеников были иудеи, таковы же были и три тысячи и пять тысяч и весьма многие другие; да и апостолы сначала учили иудеев, в числе которых были и вышеисчисленные тысячи, и, научив их, основали им церкви; после сего, пошедши во все концы вселенной, они проповедовали слово Евангельское уже и язычникам, которые и поверили учению их. О Христе же так пророчествовал патриарх Иаков, говоря: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная Ему: и Toй – чаяние языков (Быт. 49:10). – Видите, братие, как о всех деяниях Христа предрекали пророки. Они, как Сам Господь говорил ученикам Своим, даже желали видеть то, что видели эти ученики, и не видели. Только Авраам видел сей день и возрадовался. Посему мы должны читать Божественные книги с великим вниманием и рассуждением, и так утверждаться в святой вере в Иисуса Христа, и проставлять Божество Его, и чтить человечество Его, в которое Он облекся для нашего спасения, и посредством которого совершил все написанное о Нем, и явил нам. Да, надлежит нам исповедовать Его, как единую Ипостась в двух естествах с двумя волями, и соблюдать все заповеди Его, и уподобляться воспоминаемым ныне младенцам: «и младенцы да будем на злое», как это заповедал нам Божественный Апостол (1Кор. 14:20). А так же да держим в руках наших ваии справедливости и ветви милостыни, и прочие добродетели, по слову пророка Давида: праведник яко финикс процветет; и еще: аз яко маслина плодовита в дому Божием. И да взыдем встречать Господа нашего, но откуда взыдем? – от страстей и худых нравов наших. Расстелем пред Владыкою нашим одежды наши, не тленные и бездушные, а все члены наши, и смиримся под крепкою рукою Его, – и Он вознесет нас, как учить нас верховвый Петр (1Петр. 5:6); и воззовем с младенцами: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. Уподобимся святым женам мироносицам, умертвим земные уды наши, приготовим миро дел добрых, и соделаемся благоуханием Христа, как это говорит Божественный Апостол (2Кор. 2:15). И будем бдеть в молитвах, псалмопениях и песнях духовных, с великим усердием, любовью и миром. Таким образом, молитва наша будет благоприятна Ему, как благовонное кадило, по слову Царепророка, А так да сподобить Он нас узреть преславное воскресение Его и причаститься святого Тела и честной Крови Его; и мы будем достойны услышать радостный глас, глаголющий: «рабы верные, внидите в радость Господа своего, и наследуйте уготованное вам царство от сложения мира». Ему же подобает слава, держава, честь и поклонение со безначальным Отцем Его и всесвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь174.

* * *

174

См. Первое путешествие преосвящ. Порфирия, еписк. Чигиринского в Афонские монастыри и скиты. Часть 2-я. Приложение ко второму отделению сей части. Москва. 1881 г., 220–223 стран.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle