протоиерей Иоанн Смолин

О законе христианском (нравственном)

I. Православное учение о законе христианском

Рассматривая нравственный закон, данный Богом чрез Моисея и выраженный сокращенно в десятословии, мы легко можем открыть, что все требования его не суть что-либо чуждое и незнакомое человеческой душе, но давно знакомое и родное, ибо в существе своем нравственный закон, данный Богом на Синае, есть ни что иное, как ясное и определенное изложение требований совести человеческой, данной Богом человеку при его создании.

Совесть есть голос Божий, указывающий правильные отношения человека к Богу и людям. Если бы человек не отпал от Бога и не заглушал пороками, злом и забвением своей совести, то никогда бы не предстояло надобности в сообщении велений ее путем внешним (объективным), так чтобы человек видел авторитет, из которого они исходят, и обязывался этим божественным авторитетом к исполнению требований своей совести. Человек, получив внешним образом от Самого Бога нравственный закон и найдя его согласным со своею совестью, после сего не мог уже на эту последнюю не обращать внимания и считать ее как нечто необязательное и малозпачущее. При законе, человек сделался более повинным пред Богом за свои грехи, чем прежде, до закона. Таково происхождение и значение нравственного закона, данного на Синае. Итак, нравственный закон дан вместе с существом и сущностью самого человека, он создан вместе с человеком, принадлежит к существу его и прирожден ему вместе с самой его жизнью. Но вот иудейские книжники, различавшие в законе большие и меньшие заповеди, при чем одни считали наибольшей заповедь о жертвах, другие – заповедь об обрезании, иные – заповедь об очищениях и проч., спрашивают ИисусаХриста: какая наибольшая заповедь в законе? Господь отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего», и более всего должно любить Бога и любить всем сердцем и всею душою, «Вторая же подобна ей (первой): «возлюби ближнего» и проч. Эти слова взяты из книги Левит (19:18). Любовь эта состоит в том, чтобы делать ближнему добро, как себе самому, и проч. Эта заповедь дана Самим Богом чрез Моисея (Втор. 6:5). Не делать другому того, чего не желал бы себе, ни зла, ни неприятности. Отсюда вытекает и весь закон Божий и закон христианский, исполнение которых для спасения так же необходимо для человече ского духа, как необходима пища для тела.

II. Как учит слово божие о законе христианском

Закон дан Богом чрез посредство Моисея, Ангелов или посланников:

Ин. 1:17. Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Ин. 7:19. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?

Деян. 7:53. Вы, которые приняли закон при служении Ангелов, и не сохранили.

Евр. 2:2. Ибо если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние.

Закон совершен и вечен, а потому его нужно сохранять:

Мф. 5:8. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

Пс. 110:7. Дела рук Его истина и суд; все заповеди Его верны.

8. Тверды на веки и веки, основаны на истине, и правоте.

Пс. 118:4. Ты заповедал повеления Твои хранить твердо.

Закон заповедует любовь к Богу и ближним и требует всецелого и совершенного послушания:

Мф 22:37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим.

38.Сия есть первая и наибольшая заповедь.

39.Вторая же подобная ей; возлюби ближнего твоего, как самого себя.

40.На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Рим. 13:9. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого, и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. (Лев. 19:18).

Mф. 5:19. И так кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так людей, тот малейшим наречется в царстве небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в царстве небесном.

Втор. 11:1. Итак люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его и законы Его, и заповеди Его во все дни.

Верою закон мы не уничтожаем, а утверждаем:

Рим. 3:3. Потому что один Бог, который оправдает обрезанных по вере и не обрезанных чрез веру.

1Кор. 9:21. Для чуждых закона как чуждый закона (не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу), чтобы приобресть чуждых закона.

Повиновение закону составляет отличительное свойство верующих и закон исполняется чрез любовь к Богу:

1Ин. 2:3. А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди.

1Ин. 5:3. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки.

Ин. 14:15. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

Нечестивые оставляют важное в законе и даже отвергают его, а соблюдают только мелочи:

Мф. 23:23. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру: сие надлежало делать, и того не оставлять.

Пс. 77:10. Они не сохраняли завета Божия, и отреклись ходить в законе Его.

Иер. 6:16. Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: не пойдем.

Иер. 6:19. Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали, и закон Мой отвергли.

Страшное наказание уготовано отвергающим закон Божий:

Исх. 5:24. За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа, и презрели слово Святого Израилева. Ср. Ам. 2:4.

В день суда язычники будут судимы по закону своей совести, иудеи по закону Моисееву, а христиане по Евангельскому закону:

Рим. 2:14. Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делает, то, не имея закона, они сами себе закон.

15. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах: о чем свидетельствует совесть их, и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую.

Рим. 2:12. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся.

Ин. 12:48. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судию себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.

Закон Христов требует от нас, чтобы мы имели истинную веру и добрые дела:

Рим. 10:4. Потому что конец закона Христос, к праведности всякого верующего.

Гал 6:2. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Еф. 4:3. Стараясь сохранять единство духа в союзе мира, Ср. Еф. 4:13.

Евр. 11:6. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

Иак. 2:17. Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

Иак. 2:18. Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

Вероучение наше непременно должно быть «здравым» или «верным»:

2Тим. 2:15. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

Тит 1:9. (Пресвитер должен быть) держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать.

13. Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере.

Должно быть согласным с тем «образцом» или основами христианской веры, какие преподаны в учении Христа Спасителя и апостолов:

1Тим. 6:3. Кто учит иному, и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,

4.Тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.

5.Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.

2Тим. 1:13. Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.

Необходимость единого истинного вероучения ясно вытекает из того, что истинная вера одна:

Еф. 4:5. Один Господь, одна вера, одно крещение.

1Кор. 1:13. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

Дела наши должны состоять в исполнении всех заповедей Божественного закона:

Мф. 19:17. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

Мф. 23:20. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Иак. 2:10. Кто соблюдает весь закон, и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.

III. Для миссионерской полемики с сектантами о законе христианском


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
1Кор. 12:3. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, иникто не может назвать Иисуса Господом, как только ДухомСвятым. 4.Дары различны, ноДух один и тот же; 5.и служения различны, а Господь один итот же. 7. Но каждому дается проявление Духа на пользу. 8.Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания,тем же Духом; 9.иному вера, темже Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; 11. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Примеч . Эти слова сектанты приводят в подтверждение своей ложной мысли, что все христианские вероисповедания по дарам Св. Духа одинаково истинны пред Богом. В приведенном сектантами месте говорится об особенных, необыкновенных дарах Духа Святого. Расчитывающие обосновать на этом месте мнение об одинаковой правильности и истинности всех христианских вероисповеданий забывают, что Господом Христом учреждена на земле одна истинная вера: Еф. 4:5. 13; 2Тим. 2:15–18. Дар тоже, что талант, способность, свойственная различным членам Церкви. Но как в Дарующем (Духе) нет разделения, так и для различных дарований, служений и действий одна сила и один источник. И цель всего этого – общее блого (ст. 7). Как в теле все члены служат взаимно друг другу своими действиями и силами, так должно быть и в Церкви. Многие не могут именоваться христианами; если они не законно будут подвизаться, то не будут увенчаны небесной наградой: 2Тим. 2:5. Посему, св. ап. Павел неоднократно внушает пасомым, чтобы они внимательно наблюдали за чистотой своей веры. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы», пишет он коринфским христианам (2Кор. 13:5). А как сектанты могут «испытывать», когда они в делах веры, кроме своего круга, ни к кому не обращаются. Еф. 4:5. Один Господь, одна вера, однокрещение. 13.Доколе все прийдем в единство веры и познания Сына Божия,в мужа совершенного,в меру полного возраста Христова. 14.Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусствуобольщения. 2Тим. 2:15. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. 16.А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать внечестии. 17.И слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, 18.Которые отступили от истины... 2Тим. 2, 5. Если же кто и подвизается, не увенчавается, если незаконно будет подвизаться.
II
Ин. 5:24. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеетжизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Примеч . Вычитав этот текст, как равно и Деян. 2:21; Рим. 10:13,сектанты говорят: «вот как немногосложно дело спасения». Для получения жизни вечной недостаточно только «слушать слово Божие и веровать», ибо праведны не слушатели закона, а исполнители: Рим. 2:13, Иак. 1:22; вера без дел мертва: Иак. 2:26; следовательно, полагаться в деле спасения на одно чтение или слушание слова без исполнения того, о чем читается, безрассудно. Диавол тоже верует в Бога: Иак. 2:19 (ср. Мк. 3:11 и) и ведает Слово Божие (Мф. 4:7); однако сатана навсегда отвергнут Богом, потому что не только не исполняет Божественного Писания, но и является противником Бож. Откровения (Мф. 13:19); наоборот, блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его: Лк. 11:28. Рим. 2:13. Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут. Иак. 1:22. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Иак. 2:26. Ибо как тело без духа мертво,так и вера без дел мертва. Иак 2:19. Ты веруешь, что Бог един, хорошо делаешь: и бесы веруют, и трепещут. Лк. 11:28. Блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его.
III
Деян. 2:21. И будет, всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Иоил. 2:28–32). Рим. 10:13 Ибо всякий, кто призовет имяГосподне, спасется (Иоил.2:32). Утверждающие на этих основаниях, что будто для спасения достаточно только «призвать имя Господне», забывают, что не всякий говорящий: Господи! Господи! войдет в царство небесное: Мф. 7:21. Нужно исполнять то, что читаем в слове Божием (ср. Иак. 1:22). Иначе можем услышать грозный голос: Мф. 25:12. Мф. 7:21. Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю ОтцаМоего небесного. Мф. 25:12. Он же сказал им (девам) в ответ: истинно говорю вам, не знаю вас.
IV
1Ин. 3:6. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. 9. Всякий, рожденныйот Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. 1Ин. 4:7. Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога, и знаетБога. 1Ин. 5:8. Всякий верующий, что Иисус естьХристос, от Бога рожден, и всякий, любящий родившего, любит и рожденного от него. 18. Мы знаем, чтовсякий, рожденный от Бога, не грешит: но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается кнему. Примеч . Под детьми Божиими, или рожденными от Бога, сектанты разумеют только самих себя. Здесь под «детьми Божиими», «знающими Бога» разумеются те великие праведники, которые удостоены ближайшего общения с Господом, на которых почитает Дух Святый, «Семя Его», которые стали своими Богу: Еф. 2:19; такие люди не согрешают намеренно и сознательно: Лк. 6: 45, но не намеренно иногда впадают в погрешности – по обшей слабости человеческой: 1Ин.1:8, Еккл. 7:20. Приводимыми сектантами местами нисколько не отрицается необходимость заповедей и закона, так как этого высшего состояния (быть «своими Богу») достигают только те люди, которые незыблемо утверждены на заповедях пророков, апо столов и Самого Господа Христа: Ефес.2:20. 1Ин. 2:6. Люди, отрицающие необходимость подвигов и добрых дел для спасения и ложно ссылающиеся в свое оправдание на учение о благодатном возрождении от Бога, могут быть уподоблены тем, которых строго осуждает св. ап. Иуда за то, что благодать Божию обращают в повод к распутству (Иуд. 1:4), а могут ли сектанты ручаться за то, что они правильно выполняют все Евангельския заповеди? Еф. 2:19. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу. Лк. 6:45. Добрый человек из доброго сокровища сердца своеговыносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своеговыносить злое: ибо отизбытка сердца говорят уста его. 1Ин. 1:8. Если говорим, что не имеем греха; обманываем самих себя, и истины нет в нас. Еккл. 7:20. Нет человека праведного на земле, который делал бы добро, и не грешил бы. Еф. 2:20. Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея самогоИисуса Христа краеугольным камнем. 1Ин. 2:6. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
V
1Тим. 1:9 Зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц. Примеч . Этими словами сектанты отвергают необходимость закона дл яних, как невиновных в указанных здесь грехах. Кто на основании этого места отвергает необходимость для себя закона, тот, очевидно, сам себя считает «праведником», а кто называет праведником сам себя, тот говорит ложь (1Ин. 1:8) и всецело уподобляется фарисею: Лк. 18:ll–14, который также видел только чужие грехи, считая себя праведным, но тем не менее не мог оправдаться пред нелицеприятным Судьей Лк. 18:11. Фарисей,став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. 14. Сказываю вам, что сей (мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот (фарисей).
VI
Рим. 3:20. Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. 28. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою,независимо от дел закона. Рим. 4:15. Ибо закон производит гнев; потому что где нет закона, нет и преступления. 1Кор. 15:56. Жало же смерти грех, а сила греха закон. Гал. 2:21. Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер. Гал. 3:10. А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. 11. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно: потому что праведный верою жив будет. (Авв. 2:4). Примеч . Приведенными местами сектанты силятся доказать безполезность закона. Здесь говорится о законе ветхозаветном, что ясно видно из контекста речи, ср. Ин. 1:17. В этих местах ап. Павел внушает всем, что исполнением одного обрядового ветхозаветного закона человек никогда не достиг бы оправдания и спасения, так как для этого нуж но искупление чрез Иисуса Христа: Гал. 3:13, и исполнение всего заповеданного Иисусом Христом: Мф. 28:20. Достоинства закона ап. Павел не только не ниспровергает, но даже и не ослабляет, называя закон «святым и праведным» Рим. 7:7–12; 1Тим. 1:8; подобно закону и Писание заключило людей под грех: Гал. 3:22; однако от этого не перестало быть важным и необходимым: 2Тим. 3:16. Итак из всего этого ясно видно, что нельзя оправдаться одним ветхозаветным законом, но необходимо исполнять закон нового завета, закон веры в Иисуса Христа (Гал. 3:22) и исполнения Его повелений (Мф. 28:20). Подробно раскрывая в послании к Галатам истину об отмене ветхозаветного обрядового закона, св. ап. говорит: во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал. 5:6). Под любовью апостол разумеет совокупность всех христианских добродетелей и в послании к римлянам ясно говорит: «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10), т. е. добрых дел, подробно перечисляемых апостолом (Гал. 5: 22–26). Ин. 1:17. Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез ИисусаХриста. Гал. 3:13. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшисьза нас клятвой (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе) (Втор. 21:23) Мф. 28:20. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Рим. 7:7. Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: но пожелай (Исx. 20:16–17). Рим. 7:12. Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. 1Тим. 1:8. А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его. Гал. 3:22. Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. 2Тим. 3:16. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.
VII
Гал. 3:24. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. 25. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Евр. 7:18. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности. 19. Ибо закон ничего не довел до совершенства: но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. Примеч . На основании этих мест сектанты отвергают весь ветхозаветный закон. Здесь говорится об отмене не всего ветхозаветного закона, а только тех сторон его, которые имели одно преобразовательное значение; напр. кровавых жертв, взамен которых принесена одна жертва в крестных страданиях Господа Иисуса Христа: Евр. 10: 8–10. Прочее же в ветхом завете, как то ‑ десять заповедей, и исторические повествования, вероучение и нравоучение, остаются и теперь во всей своей силе. В этом смысле надобно понимать слова Самого Христа, что Он не нарушить пришел закон, а исполнить: Мф. 5:17. Подобно сему и апостол Павел в послании к Римлянам так уясняет взаимоотношение между Ветхим и Новым заветом. «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». (Рим. 3:31). Евр. 10:8. Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону), Ты не восхотел и не благоизволил, 9.Потом прибавил:вот, иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое, чтобы постановить второе. 10.По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. Мф. 5:17. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
VIII
Гал. 5:14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. (Лев. 19:18). Рим. 13:8. Не оставайтесь должными ни кому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. 9.Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого, и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19:18). 10.Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Примеч . Заповедью о любви к ближнему сектанты исключают все другие заповеди. Эти места указывают на заповедь о любви, как единственную в том смысле, что она объединяет и совмещает в себе все остальные заповеди: Рим. 13:9. Мф. 22:40. 2Иоан. 1:6. Утверждающие на основании сих мест, будто при заповеди о любви других заповедей не нужно, забывают о том, что в других местах говорится о других заповедях, ибо и самая любовь вытекает из исполнения не одной заповеди о любви к ближнему, но из всех десяти заповедей, данных Богом чрез Моисея: 1Ин. 2:7. В послании к Галатам, указывая отличительные признаки истинного христианина, св. ап. Павел говорит: «Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23). Значит, для спасения недостаточно одних подвигов любви к ближнему, но необходимы еще и другие добродетели; иначе можно обмануться своею мнимою любовью (Гал. 6:7). Слово «любовь» означает совокупность всех добродетелей, а не одну только любовь к ближнему. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать описание любви в первом послании к Коринфянам (13 глава). Мф. 22:40. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. 2Ин. 1:6. Любовь жесостоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней. 1Иоан. 2:7. Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали отначала. Гал. 5:22. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23.Кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24.Но те, которыеХристовы, распяли плоть со страстями и похотями. Гал. 6:7. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет.
IX
Ис. 28:10. Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь,правило на правило, правило на правило,тут немного и там немного. 13.И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного,– так что они пойдут,и упадут навзничь,и разобьются, и попадут в сеть, и будут уловлены. Примеч . Заповеди и правила, выдуманные иудеями, сектанты смешивают с законом христианским. Здесь пророк упрекает Иудеев за то, что собственная их заповедь и правило для них «стали словом Господа». Действительно, иудейские раввины много придумали своих заповедей, не согласных с заповедями Божиими, напр., Мк. 7:7 – 9, как это видно и у нынешних иудеев (разные предписания Талмуда). К православно-христианским уставам и заповедям слова прор. Исаии не могут относиться потому, что все православные заповеди согласны с учением Спасителя и апостолов, притом все они направлены к созиданию духовного возрождения, а не к мелким и ничтожным заботам о содержании в чистоте кружек, чаш и т. под. Члены Церкви Христовой повинуются учению своих пастырей, как преемников Самого Христа, по слову апостола: Еф. 4:11–12 (сравн. 1Кор. 12:28). Наоборот, сектанты, составляющие самочинные сборища, не повинующиеся учению Церкви, являются нарушителями евангельского закона о повиновении церковной власти: Мф. 18:17. Мк. 7:7. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Ис 29:13). 8.Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. 9.И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание. 11.Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас. 12.Прошу вас, братия, будьте, как я. Мф. 18:17. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви, не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.



Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Вам может быть интересно:

1. Православное понимание нравственности протоиерей Димитрий Полохов

2. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским и нравственным святитель Григорий Палама

3. Простые и краткие поучения. Том 11 протоиерей Василий Бандаков

4. Апокалипсис. Беседы на радио «Град Петров» архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

5. Ответы на вопросы – О подтверждениях: если бы христианская вера была истинная, мы видели бы, что христиане в целом нравственнее нехристиан. Так ли это? Не... Сергей Львович Худиев

6. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 2 протоиерей Пётр Смирнов

7. История Российской иерархии. Часть 3 – А епископ Амвросий (Орнатский)

8. О жизни и сочинениях иером. Иосифа Вриенния епископ Арсений (Иващенко)

9. Записки Василия Лужинского, архиепископа Полоцкого архиепископ Василий (Лужинский)

10. Троицкая-Сергиева лавра Иван Михайлович Снегирев

Комментарии для сайта Cackle