протоиерей Пётр Смирнов

Слово на Введение Приснодевы во храм. Святого Тарасия, архиепископа Константинопольского28

Ныне – светлое и преславное торжество. Ныне предуготовляется жилище прежде всех веков предопределенного и в последние времена имеющего открыться таинства. Ныне по обетованию рожденная от Иоакима и Анны приносится ими в честный дар Тому, Кто потом благоволил родиться от Нее. Ныне, как начало радости, вводится во храм трилетствующая, и девы предшествуют Ей со светильниками. Ныне, как дар, вносится во Святое святых Та, Которая отъяла древнюю клятву. Ныне предвозвещенная пророками, в сопровождении первосвященника и пророка Захарии, восходит во Святое святых: куда он единожды в год входил с боязнью, там Она деннонощно пребывала безбоязненно. Кто не подивится этому преславному чуду?.. Это – предызображение Божия благоволения, это – запечатление нашего обновления. Это – изменение терноносной жизни нашей и древнего изречения: проклята земля в делех твоих: умножу печали твоя и воздыхания твоя (Быт. 3:16, 17). Итак, мы, верные, празднуем всечестный праздник – светлое торжество, озарившее мир таинственным Богопознанием, уяснившее в трех Лицах едино Божество, всемогущество Отца и Сына и Духа Святого... Положив начало слову, касающемуся введения во храм Девы, мы, елико возможно, опишем в подробностях это событие и раскроем исполнение закона.

Иоаким, богатый и праведный среди двенадцати колен Израилевых, принес дары свои Богу; но так как он был бездетен, то священники не приняли их, говоря: „не следует тебе принести дары Богу, поелику ты не имеешь потомства во Израиле». Смущенный и удручаемый скорбью, Иоаким вышел из храма, и, возшедши на одну гору, в уединении молясь Богу, с сокрушенным сердцем взывал, говоря: „Ты, Господи Сердцеведче, Творче всего видимого и невидимого, простерший небо яко кожу (Пс. 103:2)! Словом Своим сотворивший солнце для светения днем и луну со звездами для светения ночью, повелевший облакам производить дождь и собравший дуновения ветров, наполнивший море родами рыб, населивший землю бессловесными, зверями и птицами и питающий их по Своему усмотрению, произращающий на земле траву и украшающий деревья свойственными каждому из них цветами! Услышь меня, Благоутробный, умилосердись и дай мне дитя, даруй мне залог чадородия, да будут немы устны льстивыя, глаголющия на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением« (Пс. 30:18, 19). Таковы были воззвания праведника, таковы были мольбы праотца, таковы стенания прискорбной души Иоакима... Что же Анна? Ведь хорошо вспомнить и ее вещания. Согласно живя с мужем своим с цветущей молодости своей почти до старости, она во все время была бесплодна. В отсутствие мужа сия праведница, как любящая уединение горлица, взывала к Творцу и Создателю: „Господь Саваоф, седяший на херувимех (Дан. 3:54), дориносимый тьмами тем ангелов, славословимый тысячами тысяч воинств небесных и песнословимый от серафимов, сотворивший рукою Твоею Адама, вдунувший в него жизнь живоносным повелением Своим и из ребра его создавший жену, и сочетавший двух во-едино (Быт. 2:24), – Аврааму рабу Твоему давший сына Исаака, во дни старости его при бесплодии Сарры, и соделавший его отцом множества народов, – одноименной и одноплеменной мне Анне даровавший, по молитве сына, прекраснейшего и святого отрока Самуила! Призри из дому святаго Твоего (Варух. 2:16), Всевышний, и отверзи утробу мою для чадородия, отгони от меня печаль о бесплодии моем и расторгни узы бесчадия моего, да плод, имеющий родиться от рабы Твоей, мужеский или женский, принесу Тебе в дар, как благовонный фимиам, как чистое приношение, как драгоценный дар, как священное пожертвование, как божественное жилище, как непорочную агницу или как первородного агнца, как нового Исаака». Когда Иоаким и Анна оба так взывали, явился им ангел Господень с благовестием о зачатии Всесвятой и сказал: „Всевышний услышал вашу молитву и в скором времени вы родите Дщерь, блаженную из всех родов, избранную в жилище Бога“. После сего благовестия Иоаким сошел с горы в радости и веселии сердца, и заматоревшая Анна, сверх чаяния, оказалась плодородною и по прошествии девяти месяцев (как того требует природа человеческая) родила Пречистую Деву и Богоотроковицу Марию, ходатаицу о спасении мира.

Когда непорочная Богоотроковица была рождена праведными Иоакимом и Анною, и обеты их имели исполниться, то можно было узреть богоразумную Анну веселящеюся и в веселии говорящею к Деве: „Кто сказал, что от меня произойдешь Ты, Дщерь, нареченная в роды родов? Кто, на моей груди видя Тебя, млеком питаемую, не прославит Даровавшего Тебя мне – старой и бездетной? Кто, видя сосцы, не источавшие млека, источающими, не возвеличит Источившего воду жаждущему народу из краесекомой скалы?... Но гряди, Дщерь, к Тому, Кто даровал мне Тебя; гряди, палата слова, ко храму Господа. Радость и веселие мира, вниди в радость Господа; насладись красотою Того, Кого в скором времени ты родить, как человека. Блаженна я, что называюсь матерью такой Дочери. Сорадуйтесь мне, колена Израилевы, в том, что в старости я стала матерью Той, Которая будет матерью Всевышнего. Девы – свещеносицы! Изыдите пред непорочною Девою и Богоотроковицею. Воспойте Ей в хвале, бряцайте Ей на кифаре, возвеличьте Ее на псалтири дссятострунной. Давид Богоотец! восхвали происшедшую из твоего колена Деву, велегласно говоря: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает царь доброты твоея“ (Пс. 44:11, 12).

Сказавши это и подобное сему, Анна с радостью отвела трилетствующую Деву и Богородицу во храм Господень и, воссылая вместе с Иоакимом благодарственные песни и созвав множество дев, носящих светильники, она остановилась у входа во Святое святых. Здесь, обратившись к Захарии, как пророку и совершителю законного служения и родственнику, честная двоица родителей с веселием говорила ему: „приими, Захария, честную, непорочную. Приими, священник, ковчег Слова неповрежденный. Приими, пророк, кадильницу невещественного Огня. Приими, праведник, огнеобразную колесницу Всевышнего. Приими, беспорочный, прекрасную ветвь виноградную, которая произрастит вечно живущий грозд. Введи во внутреннейшее храма Господня и принеси вместо святыни Ту, Которую Всевышний создал для Своего обитания. Введи во Святое святых Ту, Которая скоро будет носить во чреве Невидимого. Ублажи Ту, Которая соделает всех смертных блаженными. Возвеличь Ту, Которая явится богописанною книгою великих дел Божиих. Подыми Ту, Которая избавит нас от проклятия, постигшего праматерь Еву. Встреть Ту, Которая Своим рождением человеколюбно соединила нас с Богом. Возьми на руки свои Ту, Которая похитит нас из пасти змия. Прореки о Той, Которая явилась исполнением пророков и возглавием благовестия Божия к людям. Она – трапеза божественного хлеба, вино веселия, неоскудеваемая пища, голубица чистая, небо одушевленное, светильник многосветлый, невеста многовоспеваемая, мать многохвальная, Богонапоенная маслина. святая скиния, словесная агница, умилостивление Бога, благозвучная труба, сокровище всеславное, гора усыренная, Божественное руно, богоносимое облако, град всечестный, мысленная завеса, богозажженная светильня, лествица к небеси (по которой сойдет в среду смертных Творец), святая палата, вместилище благодати, бездна чудес, источник благ, богатое святилище, многоименная и приснодевственная Богородица. Введи Ее во Святое святых, приведи Ее к Царю, как многочестный дар; восхвали Ее, как Царицу твари; укрась Ее, как чертог Царя вселенной; воспрославь Ее, как охранителя всех дев. Водвори в рукотворенный храм Ту, Которая соделается одушевленным храмом Слова, Создавшего вся“... Таковы были радостные славословия Иоакима и Анны; таковы были восторженные воззвания их к пророку Захарии!

Выслушав их, Захария, как священник, как пророк Божий, исполнившись Духа Святого, вещал: „о, непорочная Отроковица, чистая Дево, украшение жен, красота дщерей! о, святая Матерь! о, благословенная в женах! Ты – разрешение Адамова проклятия. Ты – уплата Евина долга. Ты – чистейшее приношение Авеля. Ты – непостыдная надежда Еноха. Ты – радование Еноха и преставление к будущему животу. Ты – всесветлое украшение царства и священства Мелхиседекова. Ты – покорное повиновение Авраама обетованию о деторождении. Ты – новая жертва и мысленное всесожжение Исаака. Ты – начало восхождения Иакова на лествицу. Ты – целомудрие Иосифа и низвержение древней египтяныни, т. е. синагоги иудейской. Ты – терпеливое возглавие Иова в напастях и двойное воздаяние ему имущества. Ты – богописанная книга Моисея законодателя. Ты – жезл Аарона прозябший. Ты – дщерь Давида, рясны златыми одеянная и преиспещренная (Пс. 44:14). Ты – одр Соломонов златотканный, окрест его же шестьдесят сильных от сильных израилевых (Песн. песн. 3:7). Ты – начало вознесения Илии на небо и уничтожение мысленной Иезавели. Ты – сугубое благословение милоти Елисея, коей он рассек потоки Иордановы и воду соленую соделал годною к употреблению. Ты – спасение Ионы в ките и покаяние ниневитян и прощение независтное. Ты – зерцало пророков и исполнение речений их. Тебя Иезекииль пророчески нарек вратами заключенными, чрез которые никто из земнородных никогда не проходил, кроме единого Господа, Который и сохранит врата – затворенными (Иезек. 44:1–3). Тебя Исаия велегласнейший пророчески изобразил как корень Иессея, из которого произойдет цвет – Христос и насадит поле Богопознания, искоренив плевелы зла (Ис. 11:1). О Тебе предвозвестил Иеремия, говоря: се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву, и дому Иудину завет нов, его же завещах отцем их (Иерем. 31:31, 32), – обозначая так явление Сына Твоего и призывая верующих из язычников к славословию Бога до конец земли. Тебя и муж желаний Даниил (Дан. 10:11) пророчески назвал горою великою (– 2:34, 35), от которой отсечется краеугольный Камень и сокрушит главу многовидного змия и развеет. Тебя изобразили три отрока в Вавилоне и, провидя духом страсть Сына Твоего, пребывали невредимо в пещи, разженной седмерицею, и ликовали посреди огня, как в чертоге. Тебя Аввакум именует горою от Фемана, из которой взошли могущественные скиптры царские, в которой сотрясутся селения ефиопские и кровы земли Мадиамской (Аввак. 3:3, 7). Славлю Тебя – непорочную агницу. Воспеваю Тебя – благодатную. Превозношу Тебя, из всех родов предызбранную невесту Божию. Пою Тебя, скоро имеющую быть новым небом. Ввожу Тебя, как сокровище чистое, в храм Господень. Величаю Тебя новым заветом, в коем написанный Мессия Христос уничтожит букву закона, положит начало благодати чрез крещение, ниспошлет сущим на земле Духа Святого“.

Почтив такими священными словами Деву Марию, Пророк Божий возвел Ее на верхнюю ступень жертвенника и представил Богу. Посему родители, Иоаким и Анна, в радости сердца пошли из храма, удивляясь разуму, кротости и доброте дщери своей. Мария же, прошедши годы детства, в одиночестве служила Создателю и, во храме пребывая ежедневно, поведение мирское почитала как бы плетением паутинным, – и достигая блаженства небесного, отрекалась богатства земного, – и каждодневно созерцая радость ангелов, стояла выше попечений житейских, – и видя непрестанно Духа Святого, невидимо избегала множества худых дел. Дева принимала пищу ангельскую чрез ангела и, служа Творцу храма, неба и земли, со благодарением в свободе духа говорила: „воспою Тебе, Всевышний, Создатель, за то, что Ты отъял поношение праматери Моей Евы и, по неизреченному Твоему милосердию, имеешь ниспослать Единородного Твоего Сына на землю, дабы Он пожил с человеками! Чрез вместилище Его я соделаюсь чистою и непорочною».

Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (Римл. 5:20). Чрез жену мы прияли смерть: чрез Жену нам снова возвратится все. Чрез змия мы прияли вкушение горькой снеди: чрез Нее же мы снова насытимся пищи бессмертия. Праматерь Ева родила Каина – началовождя зависти и порока: Единородный Сын Божий соделался перворожденным жизни и воскресения. О, дивное чудо! О, несказанная премудрость!... Как же мы назовем Марию Деву? – Небом: ибо Она вместила в Себе Творца неба и земли. Солнцем: ибо Она, светлейшая солнца, родила Солнце правды. Луною: ибо Она, несравненная красота, родила плод красоты – Христа. Облаком: ибо Она носила на руках Владычествующего облаками. Светильником: ибо Она возжгла свет во тьме и сени седящим. Троном: ибо Она от Духа Святого зачала Царствующего невидимо на троне Отеческом. Жемчугом: ибо Она смертным уготовала многоценный жемчуг. Раем: ибо Она отверзла Едем осужденным и вводит их в царствие вечное. Горою: ибо Она без стонов вместила Того, Кто повелевает горам дымиться (Псал. 103:32). Землею: ибо Она безболезненно носила Того, Кто повелевает земле трястись. Трапезою: ибо Она матерински питала млеком Того, Кто ниспосылает пищу нам. Морем: ибо Она Своими устами целовала Того, Кто сочетал воды во едино... Преславная Дева Мария преестественно родила Бога и человека (вместе); и мы целуем честное изображение Ее, как Матери Того, Кто имел с нами плоти Своей общение и из мертвых воскрес. Мы по достоинству покланяемся образу Родившей-Всесвятой: ибо Она, воистину, Свята, как неизреченно родившая Единого Святого (если Бог повелел Аврааму принести трехлетнюю телицу ко очищению душ, то ужели предызбранная от сложения мира и принесенная во храм Творцу Дева, – ужели не была чистым приношением человеческой природы?). Почто же вы, иудеи, не признали Богородицей Девы, происшедшей из вашего колена, и не приняли превечного Сына, плотски рожденного от Девы, и, таким образом, не воздали должной славы не только Ей, но и Рожденному от Нее?... Вы всему миру явили доказательства злобы вашей, согласно изреченному о вас слову Спасителя: аминь, аминь глаголю вам: аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили... Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа (Иоанн. 8:34, 39; 5:46).

Мы же, народ Божий, люди избранны (Тит. 2:14), сонм православных, чада благодати, празднуя Введение Девы во храм, душами чистыми и нескверными устами почтим сие светлое торжество, радостное для ангелов и достохвальное для человеков, и „радуйся» – Гавриила со трепетом и радостью возопиим Всесвятой. Радуйся, благоволение Отчее, чрез которое в концы земли явилось Богопознание! Радуйся, честное селение Сына! Радуйся, несказанное жилище Духа Святого! Радуйся, Святейшая херувим и славнейшая серафим! Радуйся, пророков преславная проповедь! Радуйся, апостолов всемирное оглашение! Радуйся, мучеников преславное исповедание! Радуйся, патриархов многохвальное славословие! Радуйся, святых высшее украшение! Радуйся, святителей величайшее служение! Радуйся, грешников нерушимое пристанище! Радуйся, плавающих преславный кормчий! Радуйся, болящих врач безмездный! Радуйся, умирающих воскресение надежное! Радуйся, матерей радость непорочная! Радуйся, старцев крепкий посох! Радуйся, юношей Божественная водительнице! Радуйся, младенцев светлое охранение! Радуйся, всех под небом ходатаице! Радуйся, неба и земли всеславное торжество! Радуйся, обрадованная! Господь с Тобою, сый прежде Тебя, из Тебя, и с нами! Ему слава со Отцем и Всесвятым и благим и животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь29.

* * *

28

Сконч. в 806 г.

29

См. Curs. Compl. Patrolog. Міgnе, series graeca. tom. XCVIII. col. 1481–1500. cp. Церковн. ведом. 1897 г. № 46, стр. 1671–1676: „Первое путешествие преосвящен. Порфирия в Афонские монастыри и скиты“, часть 2-я, приложения по 2-му отделению сей части. Москва, 188l г., стр. 385–387.



Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Часть Вторая / Протоиерей Пётр Смирнов. Лито-Типография И.И. Чоколова, Киев, 1904 г.

Вам может быть интересно:

1. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

2. Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах. Том I епископ Виталий (Гречулевич)

3. Поучение в Лазареву субботу святитель Иустин (Полянский)

4. Чин всенощного бдения (῾Η ἀγρυπνία) на православном Востоке и в Русской Церкви – Глава вторая. Преподобный Савва Освященный и происхождение всенощного бдения. профессор Николай Дмитриевич Успенский

5. Богословие деятельное – ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О БОГОСЛОВИИ ДЕЯТЕЛЬНОМ святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

6. Полный круг проповедей – О ветхозаветной праведности. Зачатие Честного Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна протоиерей Вячеслав Резников

7. Введение во храм Пресвятой Богородицы – Значение праздника профессор Михаил Николаевич Скабалланович

8. Необыкновенное в обыкновенном профессор Константин Ефимович Скурат

9. Толкование на первое послание к Коринфянам – Глава 8 блаженный Феодорит Кирский

10. Августин учитель: Элементы отрицательного богословия в мышлении блаженного Августина профессор Владимир Николаевич Лосский

Комментарии для сайта Cackle