Источник

Беседа о воплощении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Павла, епископа Эмесского

Мария Дева родила нам Еммануила, по Божеству единосущного Отцу, по человечеству единосущного нам. Иначе, каким образом Он мог бы быть назван жезлом от корене Иессеева (Пс. 11:1), семенем Авраамовым (Евр. 2:16), сыном Давида (Матф. 1:1)? Какой смысл был бы этого выражения: от них же Христос по плоти, сый над всеми Бог (Римл. 4:5)? или как следовало бы понимать следующие слова блаженного Павла: о Сыне Своем, бывшем от семене Давидова по плоти, нареченнем Сыне Божии в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых, Иисуса Христа Господа нашего (Римл. 1:3–4)? Таким образом, Пресвятая Мария родила Еммануила, по Божеству единосущного Отцу, по человечеству единосущного нам, – бесстрастного по Божеству, подверженного страданиям по человечеству. Ибо хотя Бог Слово усвоил Себе страдания Своей плоти и признавал их Своими, однако Сам Он оставался в пределах бесстрастия. И хотя ты слышишь, что Он Сам говорит: плещы Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний (Иc. 50:6), при всем том не думай, чтобы Он потерпел что-либо собственным естеством, а лучше позаботься усвоить себе страдания Его плоти, ибо Бог Слово остался бесстрастным. Но противящиеся Божественным писаниям возразят нам: «если Бог Слово бесстрастен, неизменяем и непреложен, каким образом Слово стало плотью»? Выслушай, возлюбленный. Слово плоть бысть (Ин. 1:14) не пременением в плоть, ибо ни Божество Сына не преложилось в плоть, ни плоть воспринятая не изменилась в естество принявшего ее. Что же значит: Слово плоть бысть? – то только, что Слово восприняло плоть, и не одну плоть, но с разумною и мыслящею душою, т. е. восприняло всю нашу природу. Таким-то образом Слово стало плотью. Дабы видеть силу сказанного, хотелось бы, чтобы вы поняли мысль громогласного Иоанна. Иоанн Богослов, сын громов (Марк. 3:17), удостоившийся возлежать на персях у Господа (Ин. 13:25) и потом изложивший для нас высочайшие и божественные догматы, хочет изобразить чрезмерное человеколюбие Божие к нам и прежде всего говорит о Божественных свойствах: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе слово. Сей бе искони у Бога. Вся тем быша и без Него ничтоже бысть еже бысть (Ин. 1:1–3). Сим Евангелист указывает на совечность Слова Отцу, так как мы ничего не знаем древнее этого в начале: сколько ни забегай вперед своею мыслью, тебя предупредить бе (было), и само бе не имеет никаких пределов. Сказавши это и назвавши Слово совечным Отцу о Творцом всего, он прибавляет: и Слово плоть бысть, как бы так говоря: «Тот, Который совечен Отцу и есть Господь и Творец всего, для вас и для нашего спасения смирил Себя до того, что стал плотью, дабы ничтожною ценою нашей природы открыть нам чрезмерное милосердие Божие. Таким образом, Слово плоть бысть, говорит Евангелист, и, не останавливаясь на этом, продолжает: и вселися в ны. Последующее есть изъяснение предыдущего. В самом деле, что значит: Слово плоть бысть, как не то, что Оно вселилось в нас, т. е. в нашу природу? Смотри еще, как Иоанн говорит о двух естествах и об одном Сыне. Одно у него селение, и другое то, что вселилось, одно храм, и другое Бог вселившийся в храм. Вникни в сказанное. Не сказал я: один и другой, как естественно бы сказать о двух лицах или о двух Христах или о двух сынах; а сказал: одно и другое, как прилично говорить о двух естествах. После сего, сказавши: и вселися в ны, и указавши этим на двойство естеств, Евангелист продолжает: и вселися въ ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца; не сказал: «славу двух сынов», но сказал: славу Единороднаго. Таким образом, Исаия называет Его Еммануилом, т. е. Богом вочеловечившимся. Петр говорит: Ты еси Христос Сын Бога живаго (Матф. 16:16), исповедуя двойство естеств и единство лиц; а Иоанн Богослов говорит: и вселися в ны (Ин. 1:14), указывая на два естества и единое лицо Единородного.

Но Бог Слово пребывает бесстрастным. Свойства Божественные Он сообщил воспринятой природе, но из того, что свойственно человечеству, ничего не привнес в Себя. Он ходил по морю, но ходил собственным телом (Матф. 14:25); повелевал морю и ветрам (Марк. 4:39; Лук. 8:24) также собственным телом. Встретился Ему прокаженный, который говорил: Господи, аще хощеши, можеши мя очистити, и Он сказал: хощу очистися (Матф. 8:2–3). Плоть Господня коснулась Его, и болезнь прошла, проказа исчезла. Напитал пять тысяч пятью хлебами (Ин. 6:5–14) собственным телом: ибо, приняв хлеб, воздал хвалу Отцу и преломил и дал ученикам своим, а ученики подали народу и наполнили 12 кошниц остатков. Одному Богу свойственно отпущать грехи, но Он сказал: да увесте, яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи (Марк. 2:10); еще сказал Он: никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси (Ин. 3:13). Замечаешь, как Божественные свойства Он сообщил природе человеческой! Но когда видишь Его жаждущим, алчущим, утомленным, проливающим пот, преданным Пилату, влачимым и мучимым воинами, находящимся в предсмертных муках, молящимся: Элои, Элои, лама совахвами, т. е. Боже мой, Боже мой, почто Мя оставил еси (Марк. 15:34), или: Отче мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Матф. 26:39), – когда видишь Его распятым на кресте, – видишь, что руки и ноги Его прободены гвоздями, а ребро копьем: тогда помышляй, что Бог Слово оставался бесстрастным, но усвоял Себе все то, что претерпел Своею плотью. А дабы показать, что и во время страдания Он не оставлял собственного храма, когда иудеи совершали это печальное дело с Господом, Он, как Бог, помрачил лучи солнца, покрыл тьмою всю землю, раздрал завесу храма (Лук. 23:44–45), сокрушил камни, воскресил мертвых (Матф. 27:51–53). Все это Он сделал для того, чтобы ты понял, что Он соприсутствовал страждущему, усвоял Себе его страдания, но Сам, не подверженный страданиям, совершил все это... Воздадим же Ему – Богу славу ныне и присно и во веки веков. Аминь68.

* * *

68

„Деяния вселенских соборов“, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Казань, 1893 г. Издание второе. Том второй, стр. 145–147.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle