сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук

Вступление

Слово при вручении архиерейского жезла новопоставленному епископу Волоколамскому Питириму в Богоявленском патриаршем соборе 23 мая 1963 года

Патриарх Московский и всея Руси

Алексий I

Преосвященный епископ Питирим!

Дух Святый, повелевший пастырям и учителям Антиохийской Церкви отделить Ему Варнаву и Савла на дело, на неже призвал их (Деян.13:2), внушил и нам, смиренным предстоятелям Православной нашей Церкви, призвать тебя к приятию жребия святительского служения.

Так веруем мы. И с верою в это божественное избрание мы, соединенною молитвою и рукоположением сопастырей, молитвенно призываем Божественную благодать в помощь тебе в этом новом твоем служении Церкви Христовой.

Ты исповедал перед нами твой страх перед высотой этого служения и твою немощь.

Но тебя должно утешать вечно живое и действенное святое слово Самого Господа: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается (2Кор.12:9).

Благодать Божия есть сила, даруемая человеку-христианину по вере его, – сила очищающая, освящающая, просвещающая, вспомоществующая в делании добра и удалении от зла, утешающая и ободряющая в напастях и скорбях, содействующая в получении вечных благ, уготованных Господом на небесах для избранных Его.

Эту благодать, врачующую немощь нашу и восполняющую нашу скудость духовную, ты воспринял ныне при вступлении на дело, к которому призвал тебя Господь.

Нам ведомо, что ты, скажу словами святого апостола Павла к Тимофею, – измлада Священная Писания умееши, могущая тя умудрити во спасение верою, яже о Христе Иисусе (2Тим.3:15). А также, что немалое время прошло у тебя в церковном служении в качестве служителя высшей богословской науки и воспитателя духовного юношества, будущих пастырей, притом в священном уделе земном великого пастыря, Преподобного Отца нашего Сергия, под кровом его святой обители. И таким образом непостижимыми судьбами Провидения Божия (Рим.11:33), предопределяющими пути человека, ты духовно был подготовлен к тому высокому пути, который ныне предлежит тебе.

В глубоком сознании и своих немощей, и всех трудностей предстоящего тебе подвига, который поистине выше человеческих сил, и вместе с тем в глубокой вере, что тако изволися о тебе действующему и всесовершающему Духу Божию, Который, по откровению св. апостола, Сам поставляет епископы (Деян.20:28), – с миром вступи в предлежащий тебе путь, на новое служение твое Святой Церкви.

Прими сей жезл, вручаемый тебе как знамение опоры духовной, с нашим братским молитвенным приветствием, да сотворит тебя Господь пастыря доброго, пастыря любящего, пастыря попечительного и мудрого, пастыря, за овцы своя душу свою положити готового. Аминь.

Речь при наречении во епископа Волоколамского

Архимандрит

Питирим (Нечаев)

Ваше Святейшество, Святейший Владыко и Отец! Преосвященные архипастыри! Определение Ваше призывает меня на служение епископское. Верую, что не без воли Божией оно совершается, но, говоря словами церковного канона, «исчезает дух мой» в борении помыслов.

Смущение мое рождается не от сожаления об оставлении любимого своего дела. Лишаться – удел монашеский, и скорбь лишения врачуется долгом монашеского послушания. Мое смущение и не от боязни высоты и тяжести нового служения, ибо я верю, что с призыванием даруются и силы к его прохождению. Страшит меня то, что призывающий голос застиг меня неготовым, что, занятый служебными своими заботами, как бы вымывая сети после всенощного лова, я менее всего ожидал в этот час услышать голос Владыки и время, данное мне, не употребил благоразумно. Но голос Призывающего достиг меня, и я, хотя и не достиг того, чтобы быть призванным, должен встать и идти за Ним.

В этот трудный и священный для меня час я с надеждой обращаюсь к Святой Кафолической Церкви, в которой Дух Святый поставляет епископов. «Не имеющий Матерью Церковь, не может иметь отцом своим Бога!» – восклицает св. Киприан Карфагенский.

Церковь растила и воспитывала меня, она показала мне таинства веры, учила богословию, укореняла в моем сердце любовь к Отечеству, к людям и каждому человеку вместе с желанием служить им, а я в своих богословских занятиях стремился постичь законы ее благодатной жизни. И потому теперь, вступая в новое свое служение, я возлагаю свою надежду на материнскую помощь Церкви.

Церковь Христова – это благодатная жизнь духа в совершенном единении с Богом. Аз в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино (Ин.17:23).

Церковь – это тело Христово, полнота Наполняющего все во всем (Еф.1:23), в ней действует сила Христова, в ней же совершается исполнение Его искупительного подвига.

Церковь Христова – это неиссякающий поток благодати Святого Духа, Который свободно изливается в ней, раздавая многообразные дарования, созидая человека в жилище Божие (Еф.2:22) в любви, во всякой благости, истине и правде (Еф.5:2,9).

Церковь Христова – это град Божий, имеющий в стенах своих мир (Пс.121:7), мир с Богом, мир в душе каждого, единение духа в союзе мира между собою и со всеми людьми (Еф.4:3).

Эта Церковь создана Господом Иисусом Христом и устроена руками апостолов. К апостольскому служению Господь призвал Сам кого хотел, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь (Мк.3:13). В день Пятидесятницы на первых членов Церкви сошла благодать Святого Духа, и с того времени Церковь сама поставляет себе избранных Богом на апостольское служение. В ней никто сам собою не приемлет этой чести (Евр.5:4). Так, Савл, призванный в чудесном явлении Господа Иисуса Христа и принятый в Церковь чрез апостолов, имел обильные дарования пророка и учителя, проповедовал в Дамаске и устраивал Церковь в Антиохии, но стал апостолом не ранее, чем Церковь поставила его на это служение. Так же и Варнава, близкий сотрудник апостолов, любимый в Иерусалимской общине и там прозванный «сыном утешения», апостольское звание свое получил чрез руковозложение Церкви (Деян.13:1–3).

Епископское служение – это жребий апостольский. Епископ – соработник апостолов и верный строитель Церкви (1Кор.4:2; Тит.1:7), хранящий таинство веры в чистой совести (1Тим.3:9).

Епископ – архиерей, дающий ответ пред Богом за все происходящее в Церкви и приносящий без гнева и сомнения молитвы Богу «о своих грехах и людском неведении». О спасении людей, о благостоянии Церкви, о мире всего мира и соединении всех приносит епископ мирную жертву пред Престолом Божиим. Епископ, постоянно трезвясь, хранит в душе своей глубокий и неотъемлемый мир, так как только в мирном духе, как в дыхании тихого ветра, ему открывается Бог.

Кто может сказать о себе, что он готов к такому служению? Но таковых епископов поставляет Святая Церковь. К такому служению сегодня призывают меня, и что я могу сказать призывающим?

В течение нескольких столетий мои предки служили у Престола Божия. Я, как они, хотел быть священником и в своем призвании не могу не видеть проявления особой милости Божией. Здесь, Святейший Владыко, 19 лет назад я впервые получил Ваше благословение, и с того времени Вы провели меня по всем ступеням послушаний от ученика до наставника духовной школы, от церковного служителя до совершителя Божественных тайн. Вы были для меня благостным и строгим отцом и богомудрым детоводителем, наставляя благодатным словом и высоким примером, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь (1Тим.3:15). И теперь, призывая меня к епископству, Вы как бы в третий раз вопрошаете меня, а я, вспоминая, как с радостью воспринимал от Вашей руки благодать священства, как легко и радостно вступил на путь иночества, теперь, когда изнемогла во мне душа моя, готов встать и бежать от лица Господня (Иона 2:8; 1:3). Я хотел бы сказать: Господи Боже! Я еще молод (Иер.1:6), не научился мудрости и познания святых не имею (Притч.30:3). Но, предаваясь на волю Божию во всецелом послушании Вашему Святейшеству, я в третий раз отвечаю Призвавшему: Ты вся веси (Ин.21:17), Ты Сам испытал меня и знаешь мои дела.

Вас, Святейший Владыко, прошу, Преосвященных архиереев и всю братию благословить меня в путь апостольский и помолиться о беспорочном его прохождении.

В душевном трепете обращаюсь я с молитвой к Пастыреначальнику Иисусу Христу и Пречистой Его Матери Приснодеве Марии, призываю на помощь святых угодников, от дней апостольских просиявших в Церкви. Наиболее же – святых равноапостольных Константина, покровителя моего в мирской моей жизни, и богомудрую Елену, материнской молитвой утверждавшую его начинания; Святителя и Чудотворца Алексия, у святых мощей которого судил мне Господь принимать все степени священного служения; Преподобного и богоносного отца и игумена нашего Сергия, в чьей обители я несу послушание и дал обет не разлучаться иноческого братства; Святителя Тамбовского и Чудотворца Питирима, от клира которого ведет начало мой священнический род и чье святое имя выпало мне носить в монашестве. Молю их, чтобы снисшедшая на меня чрез возложение рук святительских благодать Святого Духа, облекающая меня белой одеждой архиерейства, даровала мне и силу пребыть верным до смерти и получить венец жизни.

Утешительное для себя знамение я хотел бы видеть в том, что в день воспоминания Вознесения Господня предстоит мне воспринять благодать архиерейства. В этот день Церковь прославляет завершение Божия смотрения о спасении мира, преславное вознесение обновленного естества человеческого и спосаждение его одесную Престола Славы. Этот день – праздник утешения осиротевших учеников Христовых обетованием вечного пребывания Господа Иисуса Христа с Его Церковью. Да послужит это и мне залогом верного служения Церкви чрез обновление естества моего. Аминь.



Источник: Преданный служитель Церкви: О церковной и общественной деятельности митрополита Питирима (Нечаева): [Сборник трудов и воспоминаний]. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009. — 552 с.

Комментарии для сайта Cackle